Имперская Хартия принятая Учредительным Собранием провозглашала "Новую Россию" унитарным государством с жёсткой централизованной властью. Во многом это было следствие идеологии "Национального движения", но были и другие причины, в частности, насилие, охватившее территорию России в период беспорядков 1917 -1919 . Многие жители современной Империи всем сердцем поддержали идеалы "Нового Порядка", поскольку государство обещало заменить нестабильность - силой, хаос - порядком, и неопределённость - решительностью.
Всю территорию России традиционно разделяют на следующие регионы: Великороссия, Малороссия, Новороссия, Югороссия , Желтороссия , Галиция, Бессарабия, Белоруссия, Северо-запад, Европейский Север, Финляндия, Верхняя Волга, Нижняя Волга, Урал, Западная Сибирь, Восточная Сибирь, Южная Сибирь, Дальний Восток , Дон, Кубань, Кавказ, Закавказье и Средняя Азия.
Российская империя состоит из равноправных административно-территориальных единиц, называемых губерниями, с назначаемым из Центра губернатором во главе. В общей сложности в России насчитывается до 103 губерний. Поскольку контролировать всю территорию России из единого центра было весьма проблематично ввиду её огромных размеров, губернии имели достаточно широкие полномочия на своей территории, в частности, были сформированы земства - выборные органы местного самоуправления, формировавшие собственные законодательные (земские губернские собрания) и исполнительные (земские губернские управы) органы власти.
Деятельность земств, тем не менее, была подчинена неусыпному надзору как губернаторов, так и Министерства внутренних дел. Первое, что тщательное подвергалось проверкам - это строгое выполнение земством своих прямых обязанностей, то есть решение административно-хозяйственных проблем. Несмотря на то, что губернаторы, будучи номинальными главами губерний, обладали значительным правом вмешиваться в земские дела и инспектировать деятельность местного самоуправления, законодательные акты Империи и система "сдержек и противовесов", выстроенная между губернаторами и земствами, устраняли губернатора от роли непосредственного хозяина вверенной ему земли, а независимый суд ещё и устранял его от участия в отправлении правосудия.
Единственными административно-территориальными единицами, существующими в России помимо губерний, являются города с особым статусом. К таким относят Москву, Санкт-Петербург, Киев, Севастополь, Минск, Хельсинки , Константинополь и Харбин . Данные города с прилегающими землями выделены из состава губерний вследствие их особого значения или географического положения, и управляются собственными органами власти, такими как городские думы и городские управы.
Имперская Хартия Российской империи прямо провозглашает русский народ государствообразующим народом России, своеобразным "строителем" русского государства. Русская история, язык и культура законодательно признаются основой целостности России и единства нации. Для защиты прав национальных меньшинств, проживающих в России, существуют имперские национально-культурные автономии (ИНКА) - организации, формально являющиеся отделениями Комиссии по охране Нового Порядка, но имеющие большую самостоятельность и право избирать собственных руководителей.
ИНКА могут иметь в собственности учреждения культуры, среднего, частично или полностью, - высшего образования, а также науки, по крайней мере, гуманитарной. Основной задачей ИНКА является прежде всего сохранение родного языка национальных меньшинств, а также народного творчества и культурного наследия. Собственная ИНКА имеется у представителей почти каждого национального меньшинства, населяющего Россию. Особые ИНКА имеются у малороссов и белорусов, поскольку эти национальности считаются частью "триединого русского народа", поэтому за ними ведётся больший контроль, чем за обычными ИНКА. Основное преимущество национально-культурных автономий по сравнению с ранее существовавшими национальными автономными республиками России состояло в том, что ИНКА не были географически привязаны к какой-либо территории, а значит, нейтрализовывали угрозу развития сепаратизма .
Имперская Хартия – официальный основной закон Российской империи, – власть Императора определяла весьма расплывчато. В отличие от доконституционной Российской империи, монархия «Новой России» была выборной, а не наследственной – Правительствующий Сенат был ответственен за выбор нового главы государства после смерти или отречения действующего обладателя трона; существовала также процедура принудительного отстранения Императора от престола.
Юридически Российская империя была конституционной монархией; власть Императора была ограничена парламентом, обладавшем всей полнотой законодательной власти. В руках главы государства была сосредоточена исполнительная власть, которую он осуществлял через Совет министров – однако, хотя назначение министров формально выполняется Императором, снятие их с должности может быть инициировано парламентскими вотумами недоверия. , Император обладал правом издания указов, а также имел судебную власть.
Император являлся политическим Верховным главнокомандующим и обладал фактическим контролем над Имперскими вооружёнными силами, государственной бюрократией и губернаторами регионов Российской империи. Император имел окончательное право голоса в вопросах организации и объявления бюджета, установления сбора налогов и торговли, а также обладал правом решающего голоса в суде, являясь высшей инстанцией.
Указы Императора, подчас, имели высшую юридическую силу даже в сравнении с законами, изданными Государственной думой. Император также руководил, назначал, и увольнял всех должностных лиц в правительстве, создавал, расформировывал, руководил, и направлял работу всех правительственных учреждений, агентств и комиссий.
Во времена правления Николая 2 император не имел особого влияния ( как и РИ его больше интересовала семейная жизнь ) и основное бремя власти было возложено на Государственную Думу но правящие следом Михаил 2 и Георгий 1 вновь укрепили авторитет монархии .
Высшим органом государственной власти России является Правительствующий Сенат Российской империи, также известный, как Имперский Сенат, Имперский Конгресс или Имперская Ассамблея - постоянно действующий законодательный и контрольный орган Российской империи. Правительствующий Сенат Российской империи как высший представительный орган государственной власти России обладает исключительным правом выступать от имени русского народа.
Правительствующий Сенат Российской империи состоит из двух равноправных палат - Государственного Совета и Государственной Думы. Состав палат, как и принцип их комплектования, различен. Государственная Дума, состоит из 450 депутатов, и избирается подданными Российской империи на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 5 лет.
Численность государсвенного совета составляла 450 человек, однако его функционирование и легислатура полностью отличались не только от работы нижней палаты Сената, но и от традиционного понимания парламентской демократии в принципе. Часть членов Государственного Совета назначалась непосредственно Императором «за особые заслуги», причём общее число государственных советников, назначенных главой государства, не должно было превышать 27 человек. За Императором оставалось право в любой момент отменить своё назначение.
Остальные 423 государственных советника получали свои посты в силу занимаемой ими государственной должности. Сюда относились - Цесаревич (Цесревна) Всероссийский(ая), сын или дочь нынешнего главы государства и формальный «наследник престола», председатели Совета министров, Верховного суда и Высшей юстиц-коллегии Российской империи (3 человека), представители от всех губерний Российской империи и городов с особым статусом (126 человек), ректоры наиболее престижных высших учебных заведений страны (12 человек), президенты Русской императорской академии наук, Русской императорской академии образования, Русской императорской академии архитектуры и строительных наук и Русской императорской академии художеств (4 человека).
Остальная часть государственных советников избиралась сроком на 3 года (с правом переизбрания). Из них 252 человека избирались местными земствами (по 2 человека от каждой из 126 административно-территориальных единиц Российской империи), оставшиеся 25 советников избирались научными и культурно-просветительскими учреждениями, торговыми палатами и профессиональными объединениями (коллегиями) адвокатов, судебных работников, врачей, фармацевтов, архитекторов и т.д. При этом одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета и депутатом Думы.
Как порядок формирования Государственного Совета, так и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливается государственными законами. При работе Правительствующего Сената Российской империи учитывается специфика его палат. Рабочими органами Правительствующего Сената России являются создаваемые палатами комиссии и комитеты. Отличительной особенностью Сената было право на отстранение неугодного монарха от власти (своеобразный эквивалент «импичмента»), а также организация выборов нового Императора после смерти или отречения действующего обладателя трона. .
Кабинет министров Российской империи является высшим исполнительным и распорядительным органом государственной власти Российской империи.
В состав Кабинета входят министры внутренних дел, финансов, юстиции, торговли и промышленности, путей сообщения, народного просвещения, военный, морской, императорского двора и уделов, иностранных дел, главноуправляющий землеустройством и земледелием и государственный контролёр. Главы других ведомств участвуют в заседаниях Кабинета только при рассмотрении дел, непосредственно касавшихся компетенции их ведомств. Председателем Кабинета министров является назначаемое императором лицо из числа министров - Верховный канцлер Российской империи.
К кругу ведения Кабинета министров относятся: направление законодательных работ и предварительное рассмотрение предложений министерств, ведомств, особых совещаний, комитетов и комиссий по законодательным вопросам, вносящихся в Правительствующий Сенат; обсуждение предложений министров по общему министерскому устройству и о замещении главных должностей высшего и местного управления; рассмотрение по особым повелениям императора дел государственной обороны и внешней политики, а также дел по Министерству императорского двора и уделов. Помимо этого, Кабинет министров обладает значительными правами в области государственного бюджета и кредита.