Ирландия — страна в Западной Европе. Расположена на одноимённом острове, втором по величине из Британского Архипелага. Не граничит с другими странами так как полностью окружена Атлантическим Океаном.
История
Борьба за Независимость - XIX век
Ирландцы, с самого начала властвования Англии (а позже – Британии) проявили себя как волевые и воинственные подданные, вновь и вновь поднимающие восстания, каждое из которых окончилось поражением и тяжёлыми репрессиями. В XIX веке древнее ирландское сопротивление переродилось в виде современного национального движения, достигшего тернистым и тяжёлым путём освобождения Ирландии.
В раннем XIX веке ирландская борьба за независимость приняла форму движения за эмансипацию католиков, успех которой гарантировал право ирландских политических деятелей на избрание в Парламент Британии. В своё время это считалось большим достижением, повлиявшим на политический мир Британии, но для большинства ирландцев это не стало удовлетворительным решением проблемы.
В середине XIX века Изумрудный Остров был слаб экономически и уязвим к кризисам. С 1845 по 1852 остров поразил неурожай картофеля, который привёл к повсеместному голоду и массовой иммиграции ирландцев в Соединённые Штаты . Голод вызвал ещё большую ненависть к Великобритании, обвиняемой в бездарном управлении территорией Ирландии и в отказе выслать своевременную материальную помощь, что могло бы привести к гораздо меньшему количеству жертв. Со временем, требования создания собственного государства ирландцев, либо в качестве суверенного государства, либо в качестве автономии, продолжающей признавать власть Королевы Виктории, становились всё громче.
Некоторые британские политические деятели были готовы выполнить часть требований ирландцев. Либеральный премьер-министр Уильям Ю. Гладстон положил начало отделению острова от Англиканской Церкви в 1869 и провёл земельную реформу в 1870. Но ему не удалось привести в жизнь Гомруль Ирландии, что привело к продолжению роста национализма на острове. Лига Гомруля и Ирландская Земельная Лига считала получение автономии первым шагом к полной независимости. Под конец XIX века Земельной Лиге удалось освободить значительное количество ирландских крестьян от ига вечно отсутствующих британских землевладельцев, что, тем не менее, не привело к снижению тяги к независимости среди ирландского народа.
Кризис 1912, Вельткриг и Пасхальное Восстание
В 1912 году Парламент Британии возобновил обсуждение вопроса об ирландском "Гомруле " – значительном количестве автономии с сохранением главенства Британской Короны. Проект вызвал большое количество недовольства среди протестантов, проживающих в провинции Ольстер, расположенной на северо-востоке острова. От ирландских католиков они отличаются не только вероисповеданием, но и этническим составом – они происходят в основном от англичан и шотландцев, переселившихся в Ирландии в XVII веке. Эти ольстерцы проводили протесты, направленные против Гомруля, организовали ополчение, открыто манипулировали деятельностью регулярной британской армии и даже угрожали началом гражданской войны.
Как покажут грядущие события, эта позиция была огромным просчётом: меньше чем через десятилетие ольстерские протестанты с удовольствием бы променяли независимую Ирландию на Ирландию с самоуправлением. Кроме того, настойчивое сопротивление со стороны “самых патриотичных и верных бретонцев” гомрулю в будущем лишь увеличит проблемы Британии. Германия, восприняв ирландскую смуту за дымящуюся пороховую бочку под боком Британской Империи, примет более агрессивную политику – что поспособствует падению страны в течении грядущего десятилетия.
Но во время кризиса 1912-го такое развитие событий ещё было сокрыто туманом времени. Не смотря на ольстерскую оппозицию, Британский Парламент принял Гомруль, и обещал ввести его в 1914 году, но начало Вельткрига, изменившее положение дел в Ирландии (и во всём мире вообще) вынудило правительство Британии отложить на разрешение вопроса на потом.
Вельткриг потребовал участия большей части вооружённых сил Британии. Хотя в Ирландии осталось значительное количество гарнизонных войск, радикальные ирландские националисты, огорчённые и разочарованные приостановкой получения Гомруля, получили шанс нанести удар Британии. Ополчение, напрямую снабжаемые разведкой Германии , подняло в 1916 году Пасхальное Восстание, объявило о создании независимой Ирландской Республики и оборонялось от атак британских сил в центре Дублина, пока не было уничтожено превосходящими милами противника. Повстанцы не надеялись одержать военную победу, у них была другая цель – стать искрой, разжёгшей пламя революции – чего они добились в полной мере. Британцы невольно поспособствовали этой цели, казнив главарей восстания и сделав из них народных мучеников среди ирландцев, всё больше склоняющихся к идее ирландского республиканизма.
Стоит отметить, что Джеймс Коннолли, глава Пасхального Восстания, был широко известным теоретиком социализма, а большинство его солдат были предоставлены ополчением ирландских профсоюзов, закалённым в сражениях с бандитами и штрейкбрехерам, нанимаемыми работодателями Ирландии. Но тогда всё это отошло на задний план, так как они были также и ирландскими националистами, сражавшимися за освобождение своей родины.
При поддержке Германии восстание в Ирландии разгорелось вновь .
Майкл Коллинз , новый политический и военный предводитель повстанцев, отказался от стратегии 1916 года, заключавшейся в захвате и удержании определённой укреплённой точки, так как превосходство регулярных войск Британии обрекло бы восстание на скоропостижное поражение. Его “летящие колонны” развернули эффективную партизанскую кампанию в городах страны, атакуя врага из засад.
Драматичный коллапс Франции оказал значительное влияние на борьбу ирландцев. Доказательство большой вероятности проигрыша Вельткрига Британией вдохновило ирландских националистов и привело к увеличению добровольцев в рядах Республиканской Армии. Кроме того, новая ситуация во Франции позволила разведке Германии отправлять снаряжение на рыбацких лодках, отходящих от берегов Франции, что было дешевле и проще перемещения снаряжения подводными лодками.
Но с другой стороны у британской армии появилось большое количество свободных отрядов, эвакуированных из Франции, и их можно было использовать для подавления восстания количественным преимуществом. Но это привело к неожиданному осложнению. Солдаты, прибывшие в Ирландию, были ветеранами траншейной войны – войны, в которой практически всегда известно, с какой стороны будет нападать враг. Британцам было тяжело адаптироваться к партизанской войне, где следующая атака может настигнуть всегда и везде, даже для солдат в увольнении, прогуливающихся по англоговорящему городу.
Армия, тяжело переживающая своё фиаско во Франции, очень резко отреагировала на убийство своих товарищей “ирландскими предателями”, часто отвечая повстанцам жестоким обращением с ирландским населением, вплоть до массовых расстрелов. Это послужило ещё большему разжиганию революционного пыла среди умеренного населения Ирландии, всё активнее и активнее поддерживающего ИРА. Со временем, война достигла кровавого пата –ирландцы не могли выгнать опытных солдат Британии с территории Ирландии, а британцы не могли полностью подавить восстание.
Ещё больше проблем возникло с эвакуацией ирландских солдат из Франции, верность которых находилась под вопросом. Многие из этих уставших, раздражённых так и небыли отправлены домой, а содержались в лагерях в Англии, что привело к ещё большему разладу в отношениях этих солдат с местным английским населением. Многие из них объявили забастовки, за что были жёстко наказаны. Та часть солдат, которая была отпущена, вскоре вступила в ряды восставших в Ирландии.
Мирный Договор и Ирландское Свободное Государство
Война в Ирландии, формально, не считалась частью Вельтрига и, теоретически, Мир с Честью, уважавший неприкосновенность территорий Британской Империи, не ограничивал британцев в подавлении сопротивления в Ирландии. Но этот конфликт, очевидно, был опосредованной войной с Германией, которая предоставляла полную поддержку ирландским повстанцам и не собиралась останавливаться.
В 1920 году ирландская война считалась уставшим от кровопролитий британским населением безнадёжной и бессмысленной, что угрожало пошатнуть позицию британского правительства, и без того ослабленного своей ответственностью за поражение в Вельткриге. Переговоры между Британией и ирландскими повстанцами о подписании перемирия начались сразу после подписания договора с Германией..
Большое количество внимания во время переговоров уделялось северо-востоку Ирландии, где население сопротивлялось ирландскому восстанию и желало остаться частью Объединённого Королевства. Представители Британии могли бы настоять на том, что эти желания надо принять во внимание и несколько ирландских округов с большинством протестантского населения должны получить возможность отказаться от членства в независимой Ирландии.
В ином случае, Британия могла бы настоять на своих требованиях. Но в конце 1920 года у неё не практически не оставалось способов надавить на повстанцев. Майкл Коллинз, лично представлявший интересы ирландской стороны, не безосновательно мог угрожать продолжить ведение войны при поддержке Германии, если британцы не отдадут “всю Ирландию, все 32 округа без исключения” и “позволят ирландцам разобраться друг с другом, как надлежит братьям”.
У британцев не осталось выбора, кроме как пойти на уступки и передать контроль над всей Ирландии повстанцам после подписания договора. Как и предсказывалось, весь Ольстер был в ярости, а местное население обвинило британское правительство в "жалком предательстве" и заявило, что продолжит сопротивление своими собственными силами. Некоторые общественные деятели, как, например, поэт Редьярд Киплинг , эхом повторили заявления юнионистов. И так, даже не смотря на отступление Британии, оказалось, что установление контроля над Ольстером будет непростой задачей для молодого ирландского правительства.
Коллинз, ради смягчения британской стороны переговоров, был гораздо более гибок в отношении второго большого вопроса – новая страна получит название “Ирландское Свободное Государство”, останется номинальной частью Британской Империи и уступит позицию главы государства Британскому Монарху. Ни Коллинз, ни его последователи не были большими сторонниками этого решения. Но он заявил, что “впервые за семьсот лет на земле Ирландии не окажется ни одного английского солдата” и “окончание великого бремени их оккупации” можно будет отложить на потом..
Свободное Государство было создано 1 января 1921 года, ровно через месяц после подписания договора Коллинзом, Гриффитом и другими членами делегации. Майкл Коллинз стал Тишеком – премьер-министром Ирландского Свободного Государства.
Хотя гражданская война после подписания договора была так и не случилась, Шинн Фейн потеряла статус главной политической партии Ирландии. После исключения Имоном де Валерой Майла Коллинза из Шинн Фейн он организовал со своим правительством новую политическую партию под названием Фине Гэл. Через некоторое время новые разногласия возникнут в Шинн Фейн, в основном насчёт Демократической Программы первого собрания представителей. Это приведёт к ещё к одному расколу, и многие, включая Имона де Валеру покинут Шинн Фейн и организуют Фианна Файл. Новым лидером переживающей тяжёлые времена партии станет Кахал Бру.
Шинн Фейн распалась бы окончательно, если бы не судьбоносное возвращение в 1923 году из Америки известного профсоюзника Джеймса Ларкина, который покинул Ирландию после провала Дублинского Локаута в 1913. Из Америки он вернулся, чтобы взять под контроль местную Лейбористскую Партию и воспользоваться нестабильным положением Ирландии для начала синдикалистского восстания как во Франции. Фине Гэл запретит деятельность Лейбористов, что приведёт к исходу многих её участников в Шинн Фейн и последовавшей ревитализации партии. Сам Ларкин при помощи бывших членов ИРА организует секретную социалистическую группировку Саор Эре.
Ирландская Республика
24 октября 1924 года, правительство Коллиза создало новую конституцию и объявило реорганизацию Ирландского Свободного Государства в независимую Ирландскую Республику. Коллинз, который вскоре станет первым президентом республики и продолжит удерживать позицию до настоящего момента, в этот день заявил, что “Мы обязаны многим Германии, и мы благодарны за всё – но мы обязаны ещё большим смелости, преданности и жертвенности ирландских мужчин и ирландских женщин”. Он также заявил, что “Даже если Британии удалось одержать победу в войне, Ирландия всё равно стала бы свободной”. Последнее было названо голосом гордыни ирландского национализма, хотя некоторые историки и сформулировали несколько гипотетических сценариев, в которых Ирландия смогла одержать вверх в борьбе против Британии, победившей в Вельткриге (хотя, неоспоримо, для Ирландии это было бы гораздо более тяжёлой задачей.)
Провозглашению Ирландской Республики сопутствовали праздники длинной в неделю и народные гуляния в Дублине и многих других ирландских городах. Но в Белфасте и других городах Ольстера с большим населением протестантов реакция была полностью противоположной. Некоторые министры Фине Гэл тоже не приняли такое решение и покинули партию для создания своей собственной Партии Национального Центра.
Джеймс Крейг, обращаясь к массовому протесту в Белфасте, заявил: "Тринадцать лет тому назад, ольстерцы собрались в этом же самом месте, чтобы сказать оглушительное ‘Нет!’ Гомрулю, который на самом деле является доказательством Правила Рима. Теперь мы говорим ещё более оглушающее ‘Нет’ уродливому республиканскому порождению Гомруля. Мы, здесь, в свободном Ольстере, не являемся частью никакой Республики. Мы являемся, и будем являться верноподданными Его Величеству Георгу Пятому, как мы были верны его предкам на протяжении этих трёх ста и более лет.".
Поэт Киплинг, который тоже участвовал в протесте, зачитал свою поэму “Ольстер 1912 ” и обратился к толпе со словами: "Я сегодня пришёл сюда от лица англичан, англичанок, уэльсцев и шотландцев, которые сохранили веру, которые не забыли и не бросили своих смелых сограждан Ольстера".
Увы Ольстер так и остался в составе Британии вспоть до 1942 когда после капитуляции Британии Ольстер силой захватили ирландцы .
Ситуация на 1936 год
Коллинз, после десяти лет правления, продолжает управлять страной, пользуясь неопровержимо большой поддержкой общественности. Лишь небольшая “Демократическая Оппозиция” сопротивляется де-юре президенту и де-факто диктатору Второй Республики Майклу Коллинзу.