Провал предприятия Франсиско Писарро ¶
14ноября 1524года из Панамы вышла экспедиция Франсиско Писарро в составе двух кораблей. У берегов Эквадора экспедиция попала в шторм. Корабли потеряли друг друга. Один из кораблей разбился о камни в районе бухты Гуаякиль. Писарро на втором корабле пришлось вернуться в Панаму.
С разбившегося корабля спасся только один человек – монах, судовой священник. Он с трудом добрался до берега, где был радушно встречен местными рыбаками. Из вещей при нем была только сутана и томик библии. В селении рыбаков монах прожил почти год, изучая язык, обычаи и верования местных индейцев.
1526год. Великому Инку Уайна Капаку в походе на Колумбию докладывают о появлении белых пришельцев далеко на севере. Поход на Колумбию был неудачным — множество воинов заразилось от местных жителей неизвестной смертельной болезнью. Заболел и сам Уайна Капак. Заболевшего повелителя доставили в Кито – вторую столицу империи. В Кито Капаку доложили, что на побережье, живет великий колдун с белой кожей и волосами на лице, который лечит местных рыбаков страшными заговорами. По приказу Великого Инки монаха срочно доставляют в Кито. Он обещает Уайна Капаку, что тот сможет излечиться от болезни, если сам прочитает книгу бога от начала до конца. На вопрос что это за книга и кто ее написал монах, не моргнув глазом, сказал, что его народу эту книгу оставил сам Виракоча. Чтобы прочитать книгу, естественно надо знать язык – вернее даже два языка. Латынь – на ней написана книга и испанский, чтобы понять разъяснения монаха. Но Уайна Капак не успел прочитать Книгу монаха, как и его старший сын. Умирая, Великий инка приказал своим сыновьям наследнику Уаскару и любимому сыну Атауальпе обязательно прочитать всю книгу, чтобы не заболеть и не умереть. Ну, раз они не умерли – значит, помогло монахово лечение.
1530год. Писарро вернулся из поездки в Испанию. Ездил к королю Карлу V за помощью и солдатами. Губернатор Панамы наотрез отказывал в дальнейших финансированиях экспедиций Писарро. Франсиско с трудом убеждает Карла продолжить завоевание Перу. Возвратившись в Панаму с деньгами, полученными для экспедиции на юг, он в начале 1531года снова отправляется в Перу.
15ноября 1532года, высадившись на побережье и преодолев многие километры пути по горам, Писарро без боя занял город Кахамарка. Под стенами города стояла лагерем 80тыс армия Великого Инки Атауальпы. Монах познакомивший Атауальпу с Библией давно умер, но он много рассказывал о Европе и Святом престоле, о порядках царящих при дворах европейских монархов. На утро следующего дня, прибывшему от Атауальпы гонцу Писарро сказал: «Скажи своему господину прийти, когда и как он пожелает, а также скажи, что, когда бы и как он ни пришел, я приму его как друга и брата. Прошу его прийти поскорее, потому что желаю его видеть. Ни вреда, ни оскорбления ему я не причиню». Гонец быстро обернулся до лагеря Атауальпы и обратно. Ответ был следующий: «Ты гость в моем доме, я хозяин в нем, следует ли хозяину ходить на поклон к гостю? Таковы обычаи в твоей стране? Почти меня как хозяина страны, гость». Испанцы подрастерялись – задуманный план с засадой на площади Кахамарки летел ко все чертям… Пришлось импровизировать на ходу. Построив солдат в боевой порядок, Писарро отправился в лагерь Атауальпы. Лошадей и пушки пришлось оставить в городе. Завидев испанцев, выступающих из города, войска инков пришли в движение и стали выстраиваться вдоль дороги у ворот лагеря. Испанцам пришлось идти по этому коридору из воинов в полном боевом облачении, при оружии и воинской раскраске. Писарро с опаской погладывал на размалеванные лица индейцев застывших в карауле и на уступы гор окружающих тропу к лагерю.
Когда до ворот лагеря осталось метров 50, они распахнулись, и из них вышла процессия. Первым шел отряд индейцев, одетых в разноцветное платье, как шахматная доска. Они приближались, убирая солому с земли и метя дорогу. Вслед шли три отряда в разных платьях, с плясками и песнями. Затем шли несколько мужей в доспехах, в больших щитах из металла и венцах из золота и серебра. Столько несли они золотого и серебряного снаряжения, что чудесно было видеть, как лучи солнца играют на нем. Среди них показалась фигура Атауальпы на весьма изящных носилках с перекладинами, посеребренными на концах. Восемьдесят вельмож несли его на плечах, каждый был обряжен в роскошную голубую ливрею. Сам Атауальпа тоже был одет очень пышно, на голове его был венец, а вокруг шеи — ожерелье из больших изумрудов. Он восседал на малой скамье, стоявшей на носилках, подложив под себя богато отделанную подушку для сидения. Носилки его были устланы разноцветными перьями попугаев и отделаны золотыми и серебряными пластинами.
Писарро отослал тотчас брата Висенте де Валверде говорить с Атауальпой и потребовать у Атауальпы именем Бога и Короля Испанского, чтобы тот подчинился закону Господа нашего Иисуса Христа и власти Его Величества Короля Испанского. Выступая с распятием в одной руке и Библией в другой, брат Висенте сквозь индейский строй приблизился к месту, где был Атауальпа, и обратился к нему так: «Я служитель Бога и учу христиан вещам божественным, и так же я пришел учить тебя. О чем учу, то Бог говорит нам в этой Книге. Потому, говоря от Бога и от всех христиан, заклинаю тебя быть им другом, ибо то согласно Божией воле и послужит твоей же пользе».
Атауальпа попросил Книгу, чтобы осмотреть ее, и брат Висенте передал ее ему. Увидев, что это такая же библия, которая защитила его от оспы, Атауальпа с величайшим почтением передал ее вождю стоящему рядом с ним. Тот от волнения (книги великого колдуна мог касаться только сам Великий Инка) не удержал ее в руках и выронил на землю. Брат Висенте вернулся обратно к Писарро и закричал: «Выходите на бой, христиане! Выходите и сразите вражеских псов, которые отвергают вещи божественные! Деспот этот бросил на землю Книгу Священного Закона! Разве вы не видели, что случилось? Оставаться ли нам учтивыми и подобострастными перед этим надменным псом? Выступайте против него, я отпускаю грехи ваши!». Боевой клич испанцев «Сантьяго!» раздался в рядах испанцев и отряд Писарро устремился в атаку на окружение Великого инки. Но Атауальпа отлично знал испанский и латынь и быстро понял, что произошло. Он подает сигнал к атаке, которая была спланирована именно на этот случай. Ряды воинов отгородились от испанцев огромными щитами. Из-за камней на уступах скал, окружающих тропу появились сотни лучников. На испанцев полился дождь стрел. Полетели копья и камни из пращей. Носильщики подхватили Атауальпу и скрылись за захлопнувшимися перед носом испанцев воротами лагеря. После этого разгорелась кровавая битва. Испанцы яростно отбивались. Стрелы и копья отскакивали от стальных доспехов, но бронзовые дубинки сделали свое дело – оглушенные испанцы падали под ноги победителей. Результат сражения ужаснул Великого инку. Неполные две сотни испанцев перебили около трех тысяч его солдат. Добычей Атауальпы стали лошади, оставленные испанцами в городе и все стальное оружие и доспехи. Выжившим испанцам во главе с Диего де Альмагро Атауальпа предложил служить ему. Заплатить обещал тем, что инки совсем не ценили – золотом по их запросу. Сколько смогут унести.
1540г – прождав несколько лет возвращения Писарро, губернатор отослал в Мадрид доклад о том, что экспедиция пропала. По-видимому, Писарро смылся с деньгами короля Карла V…. К исследованиям южных земель не возвращались еще долгих 80лет…
1544г – Атауальпа честно поступил с испанцами, оставшимися у него на службе. Отслужив 12 лет и обучив индейцев военным испанским приемам, они с полученным золотом отправились в Панаму. Но Атауальпа научился от испанцев не только языку и военным приемам, но в совершенстве овладел искусством коварства. До Панамы не добрался ни один испанец…
1590г – Во время походов в Чакос инки сталкиваются с иезуитами…