Еще одна интересная .. ¶
Еще одна интересная пара:
ПЛ М-49 и М-63: пропали в августе 1941 г. ТОФ
Исторические справки: М-49 – малая торпедная подводная лодка типа М XII серии. Заложена 26.07.1937 под строительным (стапельным) номером «С-248» и под обозначением М-57 в Горьком на заводе № 112 (Судостроительный завод «Красное Сормово»). В 1938 году в разобранном виде (секциями) перевезена по железной дороге в Николаев на завод № 198 (Судостроительный завод имени Андрэ Марти) и 25.01.1939 спущена на воду реки Буг. Приёмный акт подписан 27.07.1939, лодка вступила в строй и вошла в состав Черноморского флота 03.08.1939. 27.10.1939 официально перечислена в состав ТОФ, осенью 1939 года в разобранном виде (секциями) перевезена по железной дороге во Владивосток, где вновь собрана на заводе № 202 (Дальзавод имени К.Е. Ворошилова) и 15.11.1939 вошла в состав подводных сил ТОФ. 27.10.1939 получила обозначение М-49. 15 или 16.08.1941 (точная дата не установлена) погибла в заливе Посьет Японского моря в районе Владивостока, в точке с условными координатами 42°08’с.ш., 131°38’в.д. на советской мине. 06.10.1941 официально исключена из состава Советского ВМФ;
М-63 – малая торпедная подводная лодка типа М XII серии. Заложена 20.01.1938 под строительным (стапельным) номером «С-254» и под обозначением М-63 в Горьком на заводе № 112 (Судостроительный завод «Красное Сормово»). 05.10.1939 спущена на воду реки Волга. В период 15.11.1939 — 31.08.1940 (по другим данным — 05.11.1939 — 21.09.1940) носила обозначение М-60, затем временно – М-48. Весной 1940 года переведена по внутренним водным путям в Ленинград. Приёмный акт подписан 31.07.1940, лодка официально включена в состав Краснознамённого Балтийского флота 31.08.1940. 21.09.1940 официально перечислена в состав ТОФ, осенью 1940 года в разобранном виде (секциями) перевезена по железной дороге во Владивосток, где вновь собрана на заводе № 202 (Дальзавод имени К.Е. Ворошилова) и 21.12.1940 вновь как М-63 вошла в состав подводных сил ТОФ. В период 10-17.08.1941 (точная дата не установлена) погибла в заливе Посьет Японского моря в районе Владивостока, в точке с условными координатами 42°10’с.ш., 132°27’в.д. на советской мине. 06.10.1941 официально исключена из состава Советского ВМФ.
...Подводные лодки М-49 и М-63 к августу 1941 года организационно входили в состав 7-го дивизиона 2-й бригады подводных лодок ТОФ. Этими «малютками» командовали старшие лейтенанты Израиль Владимирович Сивориновский (ошибочно – Сибариновский) и Борис Спиридонович Капицын (ошибочно – Копицын) соответственно. Обе лодки принимали участие в фактически боевом патрулировании подходов к Главной базе ТОФ в заливе Посьета Японского моря на случай возможного нападения сил императорского ВМФ Японии.
Наиболее подробная до сего времени информация о последних походах этих двух тихоокеанских «малюток» содержалась в статье М.Э. Морозова «Уроки необъявленной войны», опубликованной в журнале «ФлотоМастер» (2002 г., № 5). Процитируем ниже интересующие нас строки из этой публикации: «В 15.59 9 августа [1941 года] в очередной поход на позицию № 2 южнее Уссурийского залива ушла М-49. Спустя сутки, в 15.45 10-го на расположенную западнее позицию № 1 направилась М-63. ... В 23.00 9 августа командир [М-49] доложил о прибытии на позицию, затем ещё несколько раз — о состоянии погоды и корабля. Оно опасений не вызывало. Последнее сообщение с лодки было принято в 08.30 15-го «Неизвестный транспорт курсом SW». В штабе флота определили, что субмарина обнаружила пароход «Красный Октябрь», и никаких мер не приняли. В 05.00 следующего утра на лодку передали приказ покинуть позицию. Квитанцию на него Сибариновский [Сивориновский] не передал. Возможно в штабе решили, что командир медлит с отходом из-за густого тумана, накрывшего район патрулирования 16-го числа, но в любом случае поздно вечером начали интенсивно вызывать подлодку. Результатов это не дало. Спустя сутки такая же ситуация повторилось с М-63. ... В 23.00 10 августа с борта субмарины было принято единственное сообщение о прибытии на позицию. В 05.00 17-го на неё, точно также, как и на М-49, передали приказ о возвращении, на который не последовало ответа.
Безуспешные вызовы обеих лодок продолжались до 25 августа. Параллельно разворачивалась поисковая операция. К ней привлекались гидросамолёты и вышедшие 17 августа на смену [пропавшим подводным лодкам] М-4 и М-5. Ничего не обнаружив, они по приказу командования 19-го вернулись в базу. Эстафету приняла Л-18, осуществлявшая поиски на обеих позициях с 18 по 22 августа – с тем же результатом. На поверхности воды не оказалось даже масляных пятен. Обе подлодки ... бесследно исчезли.
Высказанные командованием 2-й БПЛ и ТОФа предположения относительно причин гибели «малюток» оказались однозначными – их сочли подорвавшимися на плавающих минах, сорванных со своих же оборонительных заграждений. Надо признать, что подобные догадки весьма походили на истину. ... угроза от плавающих мин в районе позиций № 1 и № 2 выглядела вполне осязаемой. Впрочем, то обстоятельство, что обе лодки погибли практически одновременно, позволяет усомниться в причинах трагедии. Подрыв на плавающих минах — событие достаточно случайное, чтобы произойти одновременно с двумя разными кораблями в удалённых друг от друга районах. Не меньшей может считаться вероятность гибели М-49 в результате попадания 16 августа в условиях сильного тумана на линию мин «Г-2», выставленной [так в оригинале; следует читать «выставленную»] в стороне от обозначенного на карте места [минным заградителем «Теодор Нетте»]. Нельзя исключить и погружение на запредельную глубину, что особенно вероятно для неопытного командира и экипажа М-63».
К данному описанию следует добавить, что командованием ТОФ были определены условные точки гибели обеих «малюток»: это 42°08’с.ш., 131°38’в.д. для М-49 и 42°10’с.ш., 132°27’в.д. – для М-63. Точные даты гибели обеих лодок определены не были, а установлены в промежутках 15-16 и 10-17 августа соответственно.
Вместе со своей подводной лодкой М-49 15 или 16.08.1941 в заливе Посьет Японского моря в районе Владивостока, в точке с условными координатами 42°08’с.ш., 131°38’в.д. погибло 22 моряка-тихоокеанца:
1. СИВОРИНОВСКИЙ Израиль Владимирович – старший лейтенант, командир корабля (родился в 1913 году в Тараще, ныне – Киевской области Украины)
2. ГИЗАТУЛИН Саши Хашатулович (Гизатуллин Саши Хамидулович?) – старший лейтенант, помощник командира корабля (родился в 1911 году в Уфе, ныне – Республика Башкортостан (Башкирия), Россия)
3. ЛИВЕРТОВСКИЙ Пинхус Залманович (Пинкус Зальманович?) – старший инженер-лейтенант, командир электромеханической боевой части (БЧ-5) корабля (родился в 1916 году в селе Новая Маячка, ныне — Цюрупинского района Херсонской области Украины)
4. ЯДОВИН Леонид Степанович – лейтенант, командир объединённой штурманско-связной боевой части (БЧ-1-4) корабля (родился в 1918 году в Петрограде, ныне – Санкт-Петербург, Россия)
5. ПЕРЕПЕЛИЦА Виктор Кузьмич – главный старшина, корабельный боцман-старшина группы рулевых БЧ-1-4 (родился в 1913 году в Ейске, ныне – Ейского района Краснодарского края России)
6. КРАПИВИН Владимир Михайлович – главный старшина, старшина моторной группы (группы движения) БЧ-5 (родился в 1913 году в селе Ульяново, ныне – Лукояновского района Нижегородской области России)
7. ДОЛГИЙ Иван Герасимович — старшина 1-й статьи, старшина группы торпедистов объединённой артиллерийско-минно-торпедной боевой части (БЧ-2-3) корабля (родился в 1914 году в селе Екатериновка, ныне – Ейского района Краснодарского края России)
8. САПОЖНИКОВ Алексей Борисович – старшина 1-й статьи, старшина группы электриков БЧ-5 (родился в 1915 году в Астрахани, Россия)
9. ЯКАЙТЕС Феликс Павлович – старшина 1-й статьи, командир отделения радистов БЧ-1-4 (родился в 1913 году в Грозном, ныне – Чеченская Республика, Россия)
10. КАРЕВ Иван Фёдорович – старшина 2-й статьи, командир отделения электронавигационных приборов (штурманских электриков) БЧ-1-4 (родился в 1915 году в деревне Митровская Гора, ныне – Конаковского района Тверской области России)
11. МАРЧЕНКО Евгений Акимович – старшина 2-й статьи, командир отделения трюмных машинистов БЧ-5 (родился в 1916 году в Ромнах, ныне – Сумской области Украины)
12. СИНЕГУБОВ Алексей Павлович — старшина 2-й статьи, командир отделения группы торпедистов БЧ-2-3 (родился в 1918 году в Подольске, ныне – Подольского района Московской области России)
13. ЧУДИНОВ Пётр Владимирович – старшина 2-й статьи, командир отделения моторной группы БЧ-5 (родился в 1919 году в селе Верхняя Вильва, ныне – Соликамского района Пермской области России)
14. ШИЛОВ Александр Иванович – старшина 2-й статьи, командир отделения гидроакустиков БЧ-1-4 (родился в 1918 году в селе Брейтово, ныне – Брейтовского района Ярославской области России)
15. ШКРЯБИН Андрей Игнатьевич – старшина 2-й статьи, командир отделения группы рулевых БЧ-1-4 (родился в 1914 году в селе Борщевка, ныне – Борщев Барышевского района Киевской области Украины)
16. КРАСНОВ Василий Степанович – краснофлотец, старший специалист отделения группы электриков БЧ-5, исполняющий обязанности командира отделения (родился в 1917 году в деревне Лоша, ныне – Кораблинского района Рязанской области России)
17. ДРОВЯННИКОВ Александр Иванович – краснофлотец, штатный специалист отделения трюмных машинистов БЧ-5 (родился в 1917 году в рабочем посёлке рудника Голубовка, ныне – Луганская область Украины)
18. САМОХВАЛОВ Иван Иванович – краснофлотец, штатный специалист отделения группы рулевых БЧ-1-4 (родился в 1919 году в деревне Николо-Выселки, ныне – Новодеревенского района Рязанской области России)
19. ТЕРЕНТЬЕВ Иван Степанович – краснофлотец, штатный специалист отделения группы рулевых БЧ-1-4 (родился в 1921 году в селе Обшаровке, ныне – Приволжского района Самарской области России)
20. ЗУЕВ Олег Георгиевич – краснофлотец, ученик на штатного специалиста отделения моторной группы БЧ-5 (родился в 1920 году в Омске, Россия)
21. ПЕТУХОВ Василий Николаевич – краснофлотец, ученик на штатного специалиста отделения группы торпедистов БЧ-2-3 (родился в 1921 году в деревне Петухи, ныне – Оричевского района Кировской области России, призван на флот Оричевским РВК)
22. ЕРЁМИН Василий Иванович – курсант, практикант-курсант Тихоокеанского военно-морского училища, прикомандированный на боевой поход к экипажу М-49 в качестве стажёра (1918 года рождения; место рождения не установлено).
Вместе со своей подводной лодкой М-63 в период 10 — 17.08.1941 в заливе Посьет Японского моря в районе Владивостока, в точке с условными координатами 42°10’с.ш., 132°27’в.д.погиб 21 моряк-тихоокеанец:
1. КОПИН Арсений Павлович – капитан-лейтенант, командир 7-го дивизиона 2-й бригады подводных лодок ТОФ, обеспечивающий командира корабля (родился в 1906 году в деревне Хмелёво, ныне – Удомельского района Тверской области России)
2. КАПИЦЫН Борис Спиридонович – старший лейтенант, командир корабля (родился в 1912 году в Бугуруслане, ныне – Оренбургской области России)
3. ПРОЗОРОВ Александр Иванович – старший инженер-лейтенант, командир электромеханической боевой части (БЧ-5) корабля (родился в 1912 году в селе Алестеево, ныне – Богородского района Нижегородской области России)
4. ФЁДОРОВ Василий Родионович — лейтенант, помощник командира корабля (родился в 1918 году в деревне Карамышево, ныне – Щёкинского района Тульской области России)
5. ЦИНГАЛЁВ Григорий Тимофеевич – лейтенант, командир объединённой штурманско-связной боевой части (БЧ-1-4) подводной лодки М-23, прикомандированный на боевой поход к экипажу М-63 в качестве обеспечивающего её штатного помощника командира корабля (родился в 1914 году в деревне Анжеро-Судженка, ныне – город Анжеро-Судженск Кемеровской области России)
6. ШИКАЛОВ Филипп Григорьевич – старшина, корабельный боцман-старшина группы рулевых БЧ-1-4 (родился в 1911 году в селе Мазовое, ныне – Суворовского района Тульской области России)
7. ИВАНОВ Василий Фёдорович – главный старшина, старшина моторной группы (группы движения) БЧ-5 (родился в 1912 году в селе Чупаховка, ныне – Ахтырского района Сумской области Украины)
8. КОЗЫРЕВ Александр Георгиевич – главный старшина, старшина группы торпедистов объединённой артиллерийско-минно-торпедной боевой части (БЧ-2-3) корабля (родился в 1910 году в селе Авроносово, ныне – Бежецкого района Тверской области России)
9. КУРЯТНИКОВ Дмитрий Фёдорович – старшина 1-й статьи, старшина группы электриков БЧ-5 (родился в 1914 году в Москве, Россия)
10. ВИЛОВ Сергей Яковлевич – старшина 2-й статьи, командир отделения электронавигационных приборов (штурманских электриков) БЧ-1-4 (родился в 1917 году в деревне Момихино, ныне – Удомельского района Тверской области России)
11. ВОСТРЯКОВ Фёдор Иванович – старшина 2-й статьи, командир отделения трюмных машинистов БЧ-5 (родился в 1914 году в селе Булзи, ныне – Каслинского района Челябинской области России)
12. ИЛЬИН Иван Павлович — старшина 2-й статьи, командир отделения гидроакустиков БЧ-1-4 (родился в 1914 году в селе Верхне-Корочанское, ныне – Корочанского района Белгородской области России)
13. ЛЕВИН Василий Семёнович — старшина 2-й статьи, командир отделения моторной группы БЧ-5 (родился в 1915 году в селе Малое Скуратово, ныне – Чернского района Тульской области России)
14. СУРЕНКОВ Михаил Миронович – старшина 2-й статьи, командир отделения радистов БЧ-1-4 (родился в 1918 году в селе Ново-Петрово, ныне – Спас-Деменского района Калужской области России)
15. ТЕМНОХУД Василий Фёдорович – старшина 2-й статьи, командир отделения группы рулевых БЧ-1-4 (родился в 1919 году в селе Козявка, ныне – Харьковской области Украины)
16. БОНДАРЕВ Александр Андреевич – старший краснофлотец, старший специалист отделения группы электриков БЧ-5, исполняющий обязанности командира отделения (родился в 1917 году в посёлке Щербиновка, ныне – Дзержинского района Донецкой области Украины)
17. ПАКИН Алексей Николаевич — краснофлотец, старший специалист отделения группы торпедистов БЧ-2-3, исполняющий обязанности командира отделения (родился в 1917 году в Нижнем Новгороде, Россия)
18. КОБОЗЕВ Фёдор Семёнович – краснофлотец, штатный специалист отделения трюмных машинистов БЧ-5 (родился в 1916 году в селе Дмитриевка, ныне – Панинского района Воронежской области России)
19. КОРОЛЁВ Александр Алексеевич – краснофлотец, штатный специалист отделения моторной группы БЧ-5 (родился в 1920 года в селе Дмитриевское, ныне – Заокского района Тульской области России)
20. ЛИМАРЬ Василий Григорьевич – краснофлотец, штатный специалист отделения группы электриков БЧ-5 (родился в 1919 году в селе Юрки, ныне – Козельщинского района Полтавской области Украины)
21. ОСТАПЧУК Иван Демьянович – краснофлотец, штатный специалист отделения группы рулевых БЧ-1-4 (родился в 1919 году в селе Георгиевка, ныне – района имени Лазо Хабаровского края России, призван на флот в 1939 году).
... по идее идеальны для переноса на русско-японскую 1904-1905 гг.
Я очень не люблю слова унтерменши, но глядя как воюют и правят укронаци...