Григорий (Гргур) Добрый, епископ Нинский
Родился ок. 850г. Был епископом в Нине около 900-929 годов, и во время его служения был известен как главный сторонник древнеславянского языка и письменности глаголицы, а также глаголичного поклонения. Главным доводом епископа был факт, что незнание латыни подавляющим большинством хорватов мешает распространению христианства. Нинский епископ перевёл латинскую мессу на хорватский язык. Богослужебные книги писались на глаголице. Таким образом, Гргур Нинский заложил основы глаголического обряда в Хорватии.
Когда Томислав был провозглашен королем в 925 году, епископ Григорий Нинский имел ведущую высшую церковную власть в государстве Хорватия, а также был канцлером хорватского королевского двора.
На церковном соборе, состоявшемся в 925 году в Сплите, он боролся вместе с королем Томиславом за поклонение на хорватском (славянском) языке и за использование глаголицы в качестве письма. Томислав поддерживал историческое право Салонской церкви, избегая таким образом раскола.
Сплитские соборы
В то же время, после победы над Симеоном епископы Далмации начинают добиваться прав, которыми они пользовались до своего вступления в греко-восточную церковь. На самом деле, они понесли большой ущерб из-за этого, который отделен от Рима, потому что епископ Нина забрал власть в далматинской Хорватии. Именно поэтому епископы Далматинцы требовали, чтобы хорватская епархия в Нине была упразднена. Кроме того, они стремились остановить служение Богу в Хорватии на славянском языке, потому что Богу должно служить только на освященных языках, которыми являются: латинский, греческий и еврейский.
Епископы Далмации смогли использовать папу Иоанна X для своих собственных целей. На этой конференции папа был представлен теми же посланцами (епископы: Иоанн и Леон), которые, как мы полагаем, должны были представлять его на коронации короля Томислава.
Против славянского языка при служении Богу папа Иоанн X возвышает голос еще до открытия собора. Фактически, Папа римский направил послание своему «любимому сыну Томиславу, королю хорватов, и Михаилу, чрезмерно возвышенному запрету Захумляни», тогдашним епископам, префектам, священникам и целым народам в Хорватии и Далмации. Папа предупреждает о Священном Писании, по которому мы должны посвятить Богу не только десятую часть нашего имущества, но и десятую часть нашей жизни на земле. Последняя обязанность будет если мы отправляем наших детей в школу с раннего возраста, чтобы изучать полезные науки; таким образом, дети смогут отговорить своих родителей от заблуждений своими собственными знаниями. Далее Папа говорит: «Что же тогда будет злом от избранных сыно Святого Престола Рима, как вы, когда служение совершается на варварском или славянском языке?»
Папа направил специальное послание архиепископу Сплита Иоанну и его епископам. В этом письме Папа говорит, что добрые христиане не должны руководствоваться учением Мефодия, которого он не находит включенным в число святых писателей. Папа дает епископам знать, что в Хорватии служение Божие должно осуществляться по обычаю римской церкви, на латинском языке, а не чужом.
На соборе присутствовали хорватский король Томислав, бан Захумский Михайло Вишевич и многие хорватские вельможи, на ней также присутствовали сербские вельможи, прибывшие в Хорватию с Захарией, спасаясь от Симеона болгарского. Однако мирянам, включая Томислава, и даже священникам обеих обрядов не было предоставлено право голоса на соборе
Светские господа не вмешивались в соборные дебаты. То же самое было верно и для присутствующих священников (латинян и глаголиков), за исключением, возможно, наблюдения.
Каноны 1-го собора 925(6)г.
1й канон провозглашает архиепископа Сплита «примасом» Хорватской Церкви.
...
3й канон определяет, что ни один епископ не может выходить за пределы своей епархии; каждый может управлять только своей епархией, и только в ней устраивать священников и посвящать новые церкви. Этот вывод был направлен против Григория Нинского
...
10й канон запрещает епископам в церкви использовать славянский язык. Монахи и священнослужители могут, однако, служить Богу на языке славян, но ни один епископ не может позволить на нем служить Святую Мессу в своей церкви.
Но епископы, должно быть, сами видели, что этот вывод не может быть реализован, потому что подавляющее большинство священников служат мессу на славянском языке. Вот почему собор сделал такое дополнение к следующему выводу: если бы было продемонстрировано отсутствие латинских священников, то епископы могли бы попросить разрешения у Папы Римского; что Святую Мессу служат славянские священники.
11й канон "Хорватский епископ (т.е. Григорий Нинский) должен подчиняться архиепископу нашей церкви, как и все мы".
12й канон «Если король и баны Хорватии захотят, подчинить своему (т.е. Нинскому) епископу все епархии, которые находятся в пределах нашей митрополии – никто из нас (епископов) не должен крестить или ставить священников для своих земель. Отчет о том, что в результате пострадает христианская церковь, будет дан Богу королем (хорватским) и его епископом; наша совесть чиста перед Богом».
- Также были приняты некоторые положения, касающиеся улучшения целомудрия духовенства и народа.
-
Но решения собора вызвали большой протест в Хорватии и папа утвердил только те положения, по которым хорватские и латинские прелаты пришли к согласию.
Победа над Симеоном
После собора в Хорватию вторгся сам Симеона болгарский (926г.), потерпел страшное поражение в битве на боснийских холмах, после которого умер в 927г, оставив наследником сына Петра, далеко не обладавшего воинственностью отца. Тотчас Томислав начинает готовиться к войне в Болгарии. Об этом услышал папа Иоанн X. Папа опасался, что Хорватия и Болгария пострадают в результате войны, что может принести пользу только Византийской империи. Именно поэтому Папа Римский послал своих послов в Хорватию: епископа Мадальберта и герцога Иоанна Крестного отца(?), которые примирили Томислава с Петром. После чего был организован
2й Сплитский собор 928г.
И на этот собор в Сплита приехали епископы далматинцы, затем епископ Григорий, король Томислав и хорватская знать.
- Теперь латиняне перестали требовать, чтобы славянское служение Божие было упразднено.
с другой стороны, хорватская Вики утверждает что:
Рукоположение священников, отслуживших мессу на старохорватском языке (всем, кто не знал латыни), запрещено, а литургическим языком официально стала латынь. Поскольку было очень мало священников, которые знали латынь, богослужения продолжались в старом хорватском языке с использованием глаголицы.
Т.е. скорее всего остановились на 10м каноне прошлого собора с тем же дополнением.
- Хорваты, однако, признали первенство архиепископа Сплита.
- Нинская епархия должна быть упразднена, ее епископ Григорий может быть помещен в Скрадин, Сисак или Дувно (где издавна были епископские кафедры). Эти места хорошо населены и имеют много священников и верующих.
После чего папа повелел:
«Григорию, который в неблагоприятные и злые времена стал епископом в земле хорватов, мы повелеваем, быть епископом только в Скрадинской епархии; другой епархии пусть он больше не трогает, ибо, если бы он это сделал, знал, что я немедленно исключу его из церкви»