Форум «Альтернативная история»
Продвинутый поиск

Сейчас онлайн: Reymet_2, Грець

Юлиан-Победитель

Ответить
Den
Творец и Повелитель Мировъ
Цитата

Юлиан-Победитель

А что, если бы у Юлиана получилось? Если бы он не погиб в возрасте 31 года, пробыв на императорском троне всего полтора года. (Теоретически он мог бы править ещё несколько десятилетий.) Если бы ему удалось создать свою эллинскую Церковь на неоплатоническо-теургической основе. Если бы последователи Иисуса из Назарета в конечном счёте остались такой же маргинальной сектой, какой остались последователи его учителя Иоанна Крестителя (мандеи).
Напомню, что, когда в начале IV в. император Константин I принял христианство, христиане в населении Римской империи составляли ок. 5%, а когда в конце того же века император Феодосий I запретил любое отправление «языческого» культа и закрыл все «языческие» храмы, христиан было всё ещё не более 50%.
Именование Юлианова неоплатонизма язычеством бессмысленно. Неоплатоники верили в Триединого Бога – Единое (оно же Благо), Ум (он же Логос-Слово) и Душу (она же Мать богов – Кибела – Геката и т.п.). Именно от них эту схему в целом приняли и христиане. Но для неоплатоников было неприемлемо отождествление Единого с еврейским племенным богом Яхве и представление о воплощении Слова в Иисуса из Назарета.
Традиционных божеств народной религии неоплатоники считали эманациями трансцендентного Бога. Изливаясь из себя, он производит нисходящую божественную иерархию, включающую племенных богов, ангелов, даймонов, героев и чистые души.
Неоплатоники с готовностью признавали за Яхве законный статус племенного божества иудеев. (Юлиан даже дал разрешение на восстановление его храма в Иерусалиме. Работы уже были начаты, но прекратились после гибели императора.) Также Иисуса они были готовы признать праведным мужем, удостоившимся апофеоза, подобно греческим героям. Естественно, неприемлемым святотатством для неоплатоников было утверждение, что Бог проявлял себя в мире только через иудеев.
Претензии в отношении культа заявлять неоплатоникам могут иудеи и мусульмане, но никак не христиане, которые воздают культовое поклонение не только Триединому Богу, но и «ангелам» (по происхождению младшим божествам иудейского пантеона) и святым, как неоплатоники воздавали его своим богам («ангелам») и героям («святым»). Единственная разница между ними в том, что боги и герои христиан – иудейские или (иудео)христианские по происхождению.
Что касается священных изображений, то здесь христиане заимствовали неоплатоническое богословие образа дословно.
Итак, представим, что религиозная реформа Юлиана удалась и в греко-римском мире утвердилась господствующая неоплатоническо-теургическая Церковь. Она неизбежно стала бы распространять своё влияние на окружающие варварские народы и со временем проникла бы и на Русь. Как бы в таком случае выглядело русское православие?
Наша Библия также состояла бы из двух частей, но Ветхим заветом были бы сочинения Божественного Платона, а Новым – Халдейские оракулы.
Храмами были бы божницы традиционных местных богов, отождествлённых с греческими богами, например, Перуна (Зевса), Велеса (Аполлона), Макоши (Кибелы-Гекаты) и т.д. Они были бы украшены иконами и росписями, выполненными в хорошо знакомом нам «византийском» стиле, но представляющими сюжеты греческой мифологии в философском истолковании. На них можно было бы увидеть страсти Бога-сына Диониса, разрываемого Титанами (единый Ум, подвергающийся грешному распадению на множество), миф о Кибеле и Аттисе (Душа, ниспадающая в телесный мир и вновь восходящая из него путём избавления от телесных привязанностей) и т.п.
Наши батюшки теургическими заклинаниями оживляли бы изваяния Гекаты, чтобы помочь нам на пути к умопостигаемому, а паломничества мы совершали бы не в Иерусалим, а в Дидиму, Элевсин и Пессинунт…

Исходник здесь

Я очень не люблю слова унтерменши, но глядя как воюют и правят укронаци...

Юлия
Владыка Континентов
Цитата

Re: Юлиан-Победитель

А неплохо, интересно смотрится.Вот альтернатива,которая мне понравилась больше реальности

Den
Творец и Повелитель Мировъ
Цитата

Re: Юлиан-Победитель

На самом деле такие "идеологические" АИ очень многовариантны. Можно обосновать как более раннюю "Реформацию" т.к. более сильны "национальные" школы богословия, так и отсутствие этого самого богословия на невероятно высоком уровне который характерен для христианства. А раз нет этого уровня, то нет и средневековой схоластики и выросшего из нее научного познания мира.
Настораживает и откровенная неспособность "философских" религиозных учений навроде конфуцианства к распространению за пределы своей цивилизации.

Я очень не люблю слова унтерменши, но глядя как воюют и правят укронаци...

Сотрясатель Вселенной I ранга
Цитата

Re: Юлиан-Победитель

Ну это вечный вопрос о роли личности в истории. Я думаю деятельность Юлиана даже на протяжении 20 лет в тех условиях не могла бы привести к ренессансу элинского неоплатонизма и оформление его в отдельную, да ещё и господствующую "религию". Уже начинается великое переселение народов, на персидской границе неспокойно. А христиане очень настырные в распространении своей религии, хоть их и мало численно. Это если хотите Black Lives Matter IV века. То есть длительное время в подчинённом положении у господствующего большинства, условных язычников, как чёрные были в подчинении у белых. Потом пришёл Константин и по своим резонам решил на них опереться. И они, получив "толерантность", тут же начали наступление на пассивное "языческое" большинство. Поэтому мерить тут, что их было меньше не совсем правильно.
Ну а Юлиан - это Трамп IV века с его попыткой опереться на традиционные страты древнеримского общества, условное белое, но проигрывающее борьбу большинство. Но это максимум приведёт к тому, что некоторые области Римской империи там вместо арианского христианства как у вестготов в Испании, будут в той же Испании например неоплатоники сидеть, а допустим в Малой Азии, Сирии, Карфагене - христиане.
Но распространение христианства на тот момент не остановить. Через несколько веков возможно будет достигнут компромисс, хотя вряд ли сами христиане вечно по вероучению расходились во взглядах. Но будет другая версия христианства просто в итоге господствующей, не халкидонская к примеру, а возьмёт по догматам больше от неоплатоников. Будет другое христиантство, но как Испания в итоге отреклась от арианства, я думаю неоплатонические попытки реформ Юлиана на длинной дистанции не сыграют, хотя он конечно лично может и войдёт в историю не Апостатом, а каким-то достойным образом.

Ответить