Почему и как произошло восстание на броненосце "Потемкин" 14 июля 1905 года, хорошо известно из школьных учебников. По официальной версии матросы российского флота отказались есть борщ с червивым мясом, которое так картинно показал Эйзейнштейн в своем знаменитом фильме. Командир приказал караулу окружить группу "отказников" и накрыть их брезентом, как было принято на флоте перед расстрелом. Матрос Григорий Вакуленчук вслух выразил протест. В ответ старший офицер Гиляровский тяжело его ранил. В результате началось восстание, в ходе которого были убиты командир корабля и несколько офицеров и матросов. Но есть и другие версии.
Тухлое мясо для лучших
Эскадренный броненосец "Князь Потемкин Таврический" был одним из лучших русских военных кораблей. Он был заложен 10 октября 1898 года на стапеле адмиралтейства в городе Николаеве, а через два года в торжественной обстановке был спущен на воду. Еще через два года — летом 1902 — броненосец "Потемкин" был переведен в Севастополь для достройки и вооружения. Первоначальный срок ввода в строй был сорван из-за большого пожара, вспыхнувшего в котельном отделении. Урон, причиненный огнем, оказался значительным. Особенно пострадали котлы. Пришлось заменить их другими, рассчитанными уже под твердое топливо. В том же 1902 году во время испытаний артиллерии главного калибра обнаружились раковины в броне башен. Их тоже пришлось заменять. Все это в итоге чуть ли не на два года задержало ввод корабля в строй.
К формированию команды броненосца приступили практически одновременно с его закладкой. Для этого был создан 36-й флотский экипаж, в котором готовили корабельных специалистов различного профиля — артиллеристов, машинистов, минеров. При вступлении броненосца в строй в мае 1905 года экипаж состоял из 731 человека, в том числе 26 офицеров. Историки восстания на броненосце предполагают, что связи экипажа броненосца с революционно настроенными рабочими Николаева завязались практически с момента закладки корабля. После расстрела мирной демонстрации 9 января 1905 "в воздухе пахло грозой", а в стране, как писалось во всех учебниках, "создалась революционная ситуация". Самодержавие пыталось всеми мерами оберечь армию — свою главную опору — от "крамолы". Малейшая причастность к революционной пропаганде среди солдат и матросов каралась каторгой.
Тем не менее, летом и осенью 1904 года произошли открытые выступления солдат и новобранцев в Екатеринославе, Одессе, Пензе, Москве и других местах (по сведениям департамента полиции волнения имели место в 58 городах и на железнодорожных станциях). Именно в этот период на Черноморском флоте стали появляться социал-демократические кружки, руководство которыми осуществлял подпольный Центральный военно-морской исполнительный комитет РСДРП во главе с большевиками. В его состав входил и организатор социал-демократической группы на "Потемкине" артиллерийский унтер-офицер Григорий Вакуленчук.
Восстание на Черноморском флоте планировалось поднять только осенью 1905 года. Оно должно было стать составной частью всеобщего восстания в России. Но получилось так, что на "Потемкине" оно вспыхнуло раньше — 14 июня, когда броненосец пробовал орудия на Тендеровском рейде. Формально причиной для восстания послужил отказ матросов есть борщ, сваренный на тухлом, червивом мясе.
Старший офицер Гиляровский приказал арестовать группу моряков. Он надеялся угрозой расстрела заставить команду повиноваться. Однако команда во главе с большевиком матросом Григорием Вакуленчуком освободила арестованных товарищей. В завязавшейся схватке Вакуленчук был смертельно ранен Гиляровским. Вместо Вакуленчука восстание возглавил унтер-офицер Афанасий Матюшенко. Взбунтовавшиеся матросы убили командира корабля капитана I ранга Голикова и судового врача, заявившего, что злосчастное мясо соответствует санитарным нормам, а также еще нескольких офицеров. Остальные были арестованы.
Кто был под брезентом?
Но существуют и другие, отличные от общепринятых версии. В частности, в воспоминаниях бывшего матроса Андрея Максименко говорится, что "в тот день несколько матросов отмечали день рождения. Сначала пили вино, потом появилась водка. Когда пьяные матросы подняли шум, капитан приказал вывести их на палубу и облить водой из шланга, чтобы те протрезвели. Начался дождь. Мокрые матросы мерзли. И тогда командир приказал накрыть их брезентом. Кто-то под брезентом крикнул: "Даешь революцию!" Офицер выволок смутьяна из-под брезента и ударил в лицо. Пьяные матросы выбросили офицера за борт. Так началось восстание".
По воспоминаниям Сергея Эйзенштейна, снявшего уникальный фильм об этом восстании, "сцена с накрытием матросов брезентом была режиссерской находкой. Бывший морской офицер, консультировавший съемочную группу, был в отчаянии от этой идеи. Он потом объяснил, что брезент расстилали под ногами приговоренных к расстрелу, чтобы кровь не испачкала палубу".
Интересно, что о начале восстания остались свидетельства только матросов. Офицеры, пытавшиеся его погасить, были убиты. Остались в живых только те, кто в момент бунта находился в каюте. О нем они потом рассказывали со слов тех же матросов.
Корреспондент "Русского слова" Горелик в 1917 году в брошюре "Потемкинские дни", используя воспоминания участников восстания, утверждал, будто командир Голиков скомандовал: "Накрыть их брезентом. Расстрелять!" Но очевидцы свидетельствуют, что приказал подать брезент не Голиков, а Гиляровский.
В воспоминаниях много расхождений и неточностей. Например, как рассказывал Максименко: брезентом накрыли группу пьяных матросов. А те спьяну решили, что их хотят расстрелять, и бросились к оружию. Лейтенант Неупокоев пытался остановить вооруженных матросов и был застрелен. В воспоминаниях Матюшенко значится, что Неупокоева застрелил Вакуленчук. По другим данным, Неупокоева застрелил сам Матюшенко. Исходя из рассказов очевидцев, первыми начали стрелять матросы. И тогда Гиляровский ранил Вакуленчука.
Кроме воспоминаний сохранились материалы следствия, в которых записано, что действительно на одном куске мяса были обнаружены личинки мухи. Судя по тому, что не все матросы в своих воспоминаниях придают значение этому обстоятельству, именно так и было. Корабельный врач Смирнов действительно заявил, что достаточно помыть мясо соленой водой, и его можно употреблять в пищу.
Недавно журнал "Искусство кино" опубликовал рассказ одного из участников знаменитого восстания матроса Алексеева, проливающий свет на некоторые его обстоятельства. Этот документ был найден в архиве Театра имени Мейерхольда, который летом 1935 года этот театр гастролировал в Одессе и партийная организация театра устроила встречу с тремя очевидцами событий. По словам матроса Алексеева группа офицеров, которую он сопровождал как выходец из этих мест, "для пополнения продовольствия отправилась на Греческий базар. Там мы нашли две открытые лавки, которые продавали мясо. В одной лавке мы нашли мясо хорошее, но его было мало и хватило бы только для офицеров. Во второй лавке мяса было больше, но зато мясо было несвежее и имело душок. Мясник сказал, что это мясо можно есть и что другого мяса мы нигде не достанем. Заплатили за мясо и начали грузить в повозку. Я подошел к доктору и сказал: "Ваше благородие, мясо недоброкачественное, наши матросы будут бузить". Он на меня страшно раскричался. Как только я приехал на корабль, я сейчас же сообщил матросам, что мясо привезли недоброкачественное — вонючее, с червями. Мы напечатали на восковке специальную летучку с предупреждением, чтобы ни один товарищ не выступал по этому поводу и чтобы никто не ел.
Командование рассвирепело и приказало всем матросам немедленно явиться на палубу. На матросов накинулись с такой фразой: "Мерзавцы, почему борщ не хотите кушать?!" Ответа не последовало. Тогда Гиляровский приказал караулу: "Пли!". Выстрела со стороны караула не последовало. В то время как раз из-за палубы выбежал Вакулинчук и обратился к матросам, стоявшим в карауле: "Товарищи караульные, не стреляйте в своих братьев, через несколько минут эти кровопийцы вас всех постреляют!" В то время Гиляровский направил пистолет на Вакулинчука и убил его. Вакулинчук покатился по трапу, но его подняли. Через несколько минут Гиляровский приказал принести брезент и накрыть им палубу, а также нас, чтобы мы своею кровью не пачкали священной палубы, где находилось Андреевское знамя. Обыкновенно, когда расстреливали, то закрывали либо брезентом, либо мешком".
После этого события начали развиваться стремительно. Матросы бросились в помещение, где находились патроны и винтовки. Офицеры пытались сопротивляться, но ничего не смогли сделать. Некоторые из них пытались спастись вплавь, но были убиты. Все это продолжалось 45 минут.
Плаванье за революцию
Овладев броненосцем, моряки избрали судовую комиссию и командный состав, приняли необходимые меры по охране оружия, механизмов корабля и арестованных. К восставшим присоединилась команда миноносца N 267, находившегося тогда на Тендеровском рейде и обеспечивавшего броненосец на стрельбах. На обоих кораблях были подняты красные революционные флаги. В два часа пополудни 14 июня 1905 года команда новейшего корабля царского флота эскадренного броненосца "Князь Потемкин-Таврический" объявила его кораблем революции.
15 июня Николай II записал в дневнике: "Получил ошеломляющее известие из Одессы о том, что команда пришедшего туда броненосца "Князь Потемкин Таврический" взбунтовалась, перебила офицеров и овладела судном, угрожая беспорядками в городе. Просто не верится". Поверить пришлось, когда появление мятежного крейсера под красным флагом в Одессе и похороны 16 июня погибшего Вакуленчука вызвали мощную антиправительственную демонстрацию, расстрелянную войсками.
17 июня 1905 года на усмирение восставших была послана правительственная эскадра кораблей Черноморского флота. В ее состав вошли броненосцы "Двенадцать Апостолов", "Георгий Победоносец", "Три Святителя", а также минный крейсер "Казарский". Николай II счел восстание на "Потемкине" опасным и, не желая допустить, чтобы этот корабль крейсировал в Черном море под революционным красным флагом, отдал приказ командующему Черноморским флотом вице-адмиралу Чухнину немедленно подавить восстание — в крайнем случае, потопить броненосец со всей командой. "Потемкин" вышел навстречу объединенной эскадре и, отвергнув предложение о сдаче, прошел сквозь строй кораблей. "Немой бой" закончился победой революционного корабля: матросы эскадры отказались стрелять по нему. "Корабль революции" направился в Одессу. Утром 18 июня с "Потемкина", заметили приближающуюся к городу усиленную эскадру, в которую уже входило 11 кораблей — пять броненосцев и шесть миноносцев. Развернутым строем шли они к рейду, намереваясь торпедами и снарядами уничтожить восставших. И вновь броненосец вышел навстречу эскадре и вновь остался непобежденным.
Боевой дух восставших был крепок, но на судне не оставалось ни провизии, ни воды. После долгих совещаний решено было идти в Румынию. 19 июня "Потемкин" в сопровождении миноносца N 267 прибыл в Констанцу. Здесь 20 июня Судовой комиссией были переданы воззвания "Ко всему цивилизованному миру" и "Ко всем европейским державам", объяснив в них причины и цели восстания. Но румынские власти отказались выдать морякам необходимые запасы. Оба судна были вынуждены были идти в Феодосию. Положение осложнялось тем, что матросам пришлось питать котлы забортной водой, что вело к их разрушению. После восстания Матюшенко говорил: "Мы знали, какие надежды возлагает на нас русский народ, и положили: лучше умереть с голоду, чем бросить такую крепость".
В Феодосию броненосец пришел в 6 часов утра 22 июня 1905 года. Там его уже ждали регулярные части царской армии и жандармы. Группа матросов, высадившаяся на берег, была обстреляна ружейным огнем. Пришлось снова идти в Констанцу. Прибыв туда 24 июня, матросы сдали свой корабль румынским властям, и на следующий день сошли на берег в качестве политэмигрантов. 27 июня Румыния вернула эскадренный броненосец "Князь Потемкин-Таврический" России.
Стремясь зачеркнуть в народной памяти даже само название корабля, в конце сентября 1905 года царское правительство переименовало его в "Пантелеймон". Но мятежные традиции продолжали жить на этом корабле. Экипаж "Пантелеймона" одним из первых на флоте поддержал восставших очаковцев, присоединившись к ним 13 ноября 1905 года.
осле февральской революции 1917 года кораблю вернули прежнее название, но в несколько усеченном виде — он стал называться "Потемкин-Таврический". А месяцем позже, учитывая революционные заслуги его экипажа, присвоили новое имя — "Борец за свободу". В годы первой мировой войны корабль участвовал в боевых действиях в составе бригады линейных кораблей, но в мае 1918 года был захвачен немецкими войсками. В апреле 1919 года он перешел в руки деникинцев, а накануне прихода в Крым Красной Армии был взорван. После освобождения 15 ноября 1920 года Севастополя частями РККА, корабль в строй не вводился и в 1923 году был демонтирован и разрезан.
http://www.strana.ru/stories/03/07/11/3363/250763.html