К вопросу о Второй Мировой ¶
Последние числа июня 1941 года. Вечером в московском ресторане "Арагви", в общем зале, за отдельным столиком сидят два человека: зам.начальника 1-го Главного управления НКВД Павел Судоплатов и посол Болгарии в СССР Иван Стаменов (после начала войны Болгария официально представляла интересы Германии в СССР, в то время как интересы СССР в Германии представляла Швеция). Разговор идёт "за политику", но в конце концов Судоплатов ставит перед болгарским послом те "четыре вопроса", ради которых его и отправил на эту встречу Л.П.Берия (разумеется, по поручению товарища Сталина).
"Почему Германия, нарушив пакт о ненападении, начала войну против СССР?
Что Германию устроило бы, на каких условиях Германия согласна прекратить войну, что нужно для прекращения войны?
Устроит ли немцев передача Германии таких советских земель, как Прибалтика, Украина, Бессарабия, Буковина, Карельский перешеек?
Если нет, то на какие территории Германия дополнительно претендует?"
Посол внимательно слушает. Он прекрасно понимает, что это значит. Советы согласны на мир с Германией -- любой ценой.
Информация уходит в Берлин.
...Совещание в ставке фюрера. Тема -- мирные предложения СССР. Господа генералы полны энтузиазма, они наступают, фронт русских разваливается, взяты огромные трофеи, миллионы пленных. Надо наступать дальше, уверяют они, победа будет достигнута в ближайшие недели...
-- Нет! -- неожиданно и резко обрывает их фюрер. -- Советы предлагают нам то, что мы и хотели взять. Целью этой войны был захват жизненного пространства для арийской нации и уничтожение последнего союзника Англии в Европе. Эти цели достигнуты. Мы сможем, наконец, сосредоточиться на подготовке операции "Морской Лев", уже настоящей, а не с целью дезинформации. Срочно вызовите шведского посла в рейхсканцелярию и передайте русским следующее...
Москва. Глубокая ночь, кабинет Сталина. Политбюро подавленно молчит. Товарищ Берия только что закончил чтение вслух немецких условий мира. Условия тяжелее брестских.
СССР лишается всей Прибалтики, всей Белоруссии, всей Украины с Донбассом и территорий почти до Волги, включая нефть Грозного. Финны получают обратно не только Карельский перешеек, но и всю Карелию до реки Свирь, весь Кольский полуостров, а также территории между Онегой и Белым морем. Красная Армия разоружается, ВМФ должен быть в полном составе передан Германии. Эвакуация населения и промышленных предприятий с территорий, подлежащих передаче под немецкий контроль, запрещается также. СССР будет запрещено иметь танки, стратегическую авиацию, океанские корабли, подводные лодки.
Политбюро молчит. Наконец, откашлявшись, поднимается Жуков.
-- Разрешите, товарищ Сталин?... Считаю, условия мира принимать нельзя. Мы ещё можем драться.
-- Ви, товарищ Жюков, явно плохо осведомлены, -- с неудовольствием роняет Сталин. -- Выйдите... в другую комнату и подумайте ещё.
Жуков щёлкает каблуками, выполняет чёткий поворот "кру-гом!" и уходит.
-- Есть мнение... -- негромко произносит Сталин, -- что немецкие условия надо принять. Вспомните, товарищи, как Владимир Ильич в восемнадцатом году...
...Политбюро единогласно. Немецкие условия приняты.
Что могло бы случиться дальше? Да, операция "Морской Лев" потребовала бы огромных усилий и потерь. Но вермахт, собрав коллосальные трофеи (в том числе двести бывших советских подлодок) может теперь их себе позволить. Он может строить новые и новые самолёты, обучать лётчиков. Он может усилить Роммеля, перебросить в Африку хотя бы одну из высвободившихся 4-х танковых групп, и чуда под Эль-Аламейном уже не произойдёт, Александрия падёт, Суэцкий канал будет перерезан. Англия вторично окажется на краю гибели -- а Соединённые Штаты будут всё так же считать, что выгоднее -- воевать или всё-же договорться с новыми хозяевами Европы о разделе сфер влияния?...
Какое же всё-таки счастье, что Иван Стаменов или не передал советские предложения (по утверждению Судоплатова, в шифрованной переписке болгарского посла ничего обнаружено не было), или же Адольф Гитлер пренебрежительно отбросил их в сторону. Хотя едва ли -- в переговоры он вступал, достаточно вспомнить хотя бы капитуляцию Франции. Так что не исключено, что именно послу Болгарии мы должны быть благодарны за то, что можем говорить по-русски и жить не рейхскомиссариате "Ост".
Автор — Ник Перумов[HTML_REMOVED]
Яндекс местного значения