Re: ¶
В рамках игры-стратегии «День Победы-2» попытался смоделировать ЛНБВ. Поскольку в варианте «22 июня 1941 года» развилка уже пройдена, и военные действия начались, пришлось расформировать все советские дивизии западнее Москвы (я искренне извиняюсь перед нашими предками, но иначе прекратить военные действия не было никакой возможности, честное слово). После этого я начал экстренную переброску значительной части войск с советских границ к Адриатическому морю и их погрузку на итальянские транспорты и прочие суда (учтите, что в АИ-ЛНБВ эта процедура уже проделана в мае-июне 1941 года). В РИ к середине июня 1941 года Роммель располагал всего двумя немецкими танковыми дивизиями и 7 итальянскими. По моему замыслу, к ним следовало добавить еще 10 немецких и 3 моторизованных итальянских (тех, что в РИ оказались на советско-германском фронте) дивизий – всего получается 22 дивизии. Условно я объединил их в 16 и 18 армии в составе группы армий «Африка». Во время последнего питерского слета ув. Бабс предложил даже создать Танковую Группу по образцу Гудериановской на советско-германском фронте. Мысль ценна, ибо – как вы помните – начинается «бег к Суэцу» с глубокого охвата британской группировки восточнее египетско-ливийской границы. Таким образом, к РИ 30 тысячам немецких и 70 тысячам итальянских солдат в Киренаике прибавляются 68 тысяч итальянцев и 300 тысяч немцев, а к имеющихся у них в наличии 552 танкам, 520 орудиям и 300 самолетам прибавлены 807 итальянских и 280 немецких орудий и минометов, 70 итальянских и 267 немецких самолетов, а также 500 немецких танков. У Великобритании и ее союзников (Австралии, ЮАС, Новой Зеландии и Индии) на Ближнем Востоке насчитывалась полумиллионная армия, правда, очень разбросанная на огромных пространствах. Из них непосредственно германо-итальянским силам противостояли 118 тысяч человек, 760 орудий и минометов, 924 танка и 1072 самолета – всего 6 дивизий: две английские, две южноафриканские, индийская и новозеландская, а также 5 бригад – в т.ч. индийская и польская. В АИ-ЛНБВ им противостоят к 22 июня 1941 года 22 итало-немецких дивизии – 468 тысяч солдат с 1600 орудий и минометов, 1052 танков и 730 самолетов.
Кстати, не могу не отметить полной бестолковости итальянского флота в ВИ – «виртуальной истории» «Дня Победы». Судите сами: грузишь дивизии на транспорты, отдаешь приказ – идти туда-то и туда-то, ждешь как идиот у моря погоды. «Не тут-то было!» (с) – набоковская Лолита. Итальянские корабли идут куда-то совсем не туда и подвергаются нападениям британского флота. За такие дела вообще-то под трибунал идут! Эта бестолковость стоила половины всех потерь (удалось провезти 20 дивизий из 23 отправленных). Напомню, что к июню 1941 итальянский флот насчитывает 7 линкоров, 17 крейсеров, 108 эсминцев и миноносцев, 93 подводные лодки. В РИ Великобритания безостановочно перебрасывала в Средиземноморье самолеты: в январе-мае 1941 – 619, в июне-октябре – 1375. 66 бомбардировщиков и торпедоносцев базируются на Мальте. Из реальных потерь (в РИ) самой крупной было потопление британскими подводными лодками 18 сентября двух итальянских быстроходных лайнеров – «Нептунии» и «Океании».
Итак, Роммелю надо решить две проблемы: Тобрук и прикрытие со стороны Французской Северной Африки на тот случай, если англичане рискнут там высадиться (конфликта Дарлана с Петеном в отличие от 1942 еще не произошло, и на 200 тысяч французских солдат в Марокко, Алжире и Тунисе, в принципе, можно положиться, но две итальянские дивизии на туниской границе не помешают). Дальше действуем следующим образом: для блокады Тобрука достаточно 2 дивизий – даже итальянских. Из остальных 18 дивизий все 4 танковых бросаем в прорыв из под Джагбуба в направлении Мерса-Матрух. По прямой это 270 километров. Роммель должен пройти их за 5 суток и 27 июня ворваться выйти к морю в тылу англичан. Возможно ли это? В РИ в конце февраля – начале марта 1941 Роммель сделал с боями 500 километров за две недели в Киренаике. Не имея перед собой сколько-нибудь крупных британских сил Роммель вполне может вечером 27 июня (за 6 суток, если считать с 4:00 22 июня) пройти эту дистанцию. За мчащимися танками должны следовать еще три дивизии, которые образуют кольцо вокруг окруженных британских войск. Их уничтожение неизбежно, лишь малая часть успеет эвакуироваться через Сиди-Баррани на английские суда. Поскольку британский флот будет между 24 и 28 июня занят эвакуацией своих окруженцев, возникает соблазн высадить десант на Кипре или в Ливане, где еще тлеет сопротивление вишистских войск (кстати, это никак не отражено в стратегии, а жаль…) Мне удалось очень красиво осуществить эту операцию: в мешок попалить почти все неприятельские дивизии, одна, правда, прорвалась в пустыню на юг, но не смогла пробиться к Нилу и вскоре сдалась немцам в плен. Что касается вышедших к Мерса-Матрух 4 немецких танковых дивизий, то им даем ночь на отдых, и утром 28 июня – новый бросок на Александрию и Каир. На это я первоначально давал всего три сутки. С одной стороны – движение будет происходить по нормальному приморскому шоссе, но с другой – расстояние от Мерса-Матрух до Александрии также 270 километров. Вероятны также обстрелы движущихся немецких танков британскими кораблями – шоссе проходит вблизи береговой линии. От Александрии до Каира еще 180 километров. Хватит ли моторесурса? Немецкое командование, естественно, понимает, что дорог каждый день и даже час: если англичане не смогут создать новую линию обороны, путь в Палестину и вверх по Нилу открыт. Британский флот обстреливает Александрию
Нет, все-таки достичь (причем одновременно! как в моем сценарии) Александрии и Каира 30 июня Роммелю, при всей его гениальности, не удастся. Если немцы не встретят сколько-нибудь значительного сопротивления (а египетские войска и египетское правительство занимают позицию «блестящего нейтралитета» — как и в РИ; правда, когда Роммель в октябре 1942 года стоял в Эль-Аламейне, в Каире жгли государственные архивы, но, в общем и целом, король Фарук выжидает, а египетская армия сопротивления оказывать точно не будет, не смотря на все грозные призывы британского командования). В народных массах нарастают антибританские настроения, а группировка Насера и Садата – «Свободные офицеры» начинает активное сотрудничество с немцами. К 29 июня британская 8 армия практически перестает существовать. Большая часть ее с тяжелым вооружением попала в плен между Эс-Саллумом и Мерса-Матрух. Часть сумела эвакуироваться на кораблях британского флота. Высаживать этих беженцев прямо в Александрию – под удар немецких танковых колонн – сущее безумие, и поэтому их высаживают в центральной и восточной части Дельты. Немецкие войска могут достичь Александрии 6 июля, а Каира – 10 июля. Одна дивизия продолжает движение дальше на Суэц, а еще одна – вверх по Нилу. С запада подтягиваются остальные итало-немецкие дивизии. В АИ-ЛНБВ Суэц и Порт-Саид заняты еще 6 июля немецкими десантниками. Для этого необходимо подтянуть в окрестности Александрии, а лучше Каира одну дивизию ВДВ и бросить ее на рискованное, но очень многообещающее дело. Если им удастся захватить две крайние точки Суэцкого канала, британская группировка, контролирующая большую часть Дельты опять оказывается в окружении (остается лишь коридор через Исмаилию – на восток). Десантный бросок возможен (в новом варианте) после 10 июля. Хотя британское командование предпринимает экстренные меры по переброске войск в направлении Египта, создать сколько-нибудь прочный фронт на границе Палестины и Египта до конца июля у них не получается. А за это время остальные 10 немецких и итальянских дивизий перебрасываются в Дельту и сбрасывают в море вторую британскую группировку, куда более слабую, чем окруженная под Мерса-Матрух. Часть ее войск также попадает в плен. Потери Германии и Италии также велики (Роммель вообще умудрялся терять за каждую наступательную операцию по половине или по две трети бронетехники), но главная задача осуществлена – Египет перешел под контроль Германии.
Дальше в стратегии меня постигло горькое разочарование: там, видите ли, форсирование Суэцкого канала войсками противников Англии с запада не предусмотрено. ???
В общем, у меня набралось много тем для разговора с создателями стратегии. Очень надеюсь, что «День Победы – III» будет гораздо ближе к реалиям.
"Я могу понять политиков, запрещающих людям свободно обсуждать и толковать прошлое. Не понимаю только одного: у них-то какие могут быть претензии к Гитлеру или Сталину?"
С.Б.Переслегин