Свободная Россия поднята без ЧП ¶
Успех подъема L-55 привел к максимальному развертыванию работ ЭПРОН. Пришли сведения, что сам Сталин заинтересовался работой ЭПРОН и возможностью подъема затопленного в 1918 г. под Новороссийском линкора “Свободная Россия” для усиления Черноморского флота.
http://vivovoco.astronet.ru/VV/PAPERS/HISTORY/EPRON/EPRON.HTM
В 1930-х годах ЭПРОНом были подняты две башни главного калибра, лежавшие рядом с корпусом. Сам линкор лежал на грунте вверх днищем на глубине 42 метра, возвышение над грунтом 13 метров. Прежде чем приступить к подъему корпуса, необходимо было изъять из погребов корабля боезапас — несколько сотен тонн снарядов и полузарядов с порохом. Для подъема боезапаса привлекли курсантов Водолазной школы под руководством опытных водолазов И. Т. Чертана и В. И. Правдина. Для проникновения в погреба возникла необходимость пробить лазы в днище линкора. Первый заряд сработал удачно, путь к одному из погребов был открыт. Чертан заложил еще один боезаряд над снарядным погребом. При взрыве заряда сдетонировали снаряды главного калибра. Вода взметнулась на высоту более 100 метров, волной притопило водолазный бот, с палуб катеров обеспечения смыло людей. Чертан, находившийся без шлема, в тяжелом водолазном снаряжении, волной был сброшен за борт. Курсантам едва удалось его спасти. При обследовании линкора комиссией ЭПРОНа, в связи с тем, что корпус сильно разрушился, было принято решение от подъема отказаться.
http://www.wreck.ru/viewship.php?id=170
После гибели "Императрицы Марии" академик Крылов предложил простой и оригинальный способ подъема линкора. Он предусматривал подъем корабля вверх килем путем постепенного вытеснения воды из отсеков сжатым воздухом, ввод в таком положении в док и заделку всех разрушений борта и палубы. Затем целиком загерметизированный корабль предлагалось вывести на глубокое место и перевернуть, заполнив водой отсеки противоположного борта. За исполнение проекта взялся старший судостроитель Севастопольского порта корабельный инженер Григорий Сиденснер. В январе—апреле 1917 года поднятый по методике Крылова корпус линкора отбуксировали ближе к берегу и выгрузили оставшийся боезапас. Летом три буксира отвели все так же перевернутый корпус "Императрицы Марии" в док.
http://flot.com/history/interesting/curse1.htm?print=Y
Развилка: то ли решили поднимать по методу Крылова, то ли боезапас не детонировал — но в 1932 линкор подняли. И у СССР становится уже два ЛК, требующих капремонта.
11 июля 1933 года вышло постановление СТО «О программе военно-морского строительства на 1933—1938 гг.», которым, в частности, предусмат-ривалась модернизация линкоров «Фрунзе» и «Па-рижская коммуна». Казалось, дело встало на ре-альную почву. Но время было уже упущено. В соот-ветствии с новой программой на Балтийском заводе намечалось строительство легких крейсеров, эсмин-цев, подводных лодок, поэтому возникли опасения, что работы по «Фрунзе» могут им помешать. В на-чале августа 1934 года В.М.Орлов представил нар-кому обороны доклад, в котором испрашивал со-гласия на «исключение из программы судострое-ния... линейного корабля-крейсера "Фрунзе"», однако К.Е.Ворошилов наложил на документ резо-люцию: «Пока оставить и еще раз обсудить со спе-циалистами». В конце 1934 года участь «Фрунзе» как линейного крейсера была решена, и в январе сле-дующего года все работы по нему прекратились. 30 сентября 1935 года В.М.Орлов препровож-дает наркому докладную, в которой предлагает по-ставить корпус «Фрунзе» в Кронштадте для исполь-зования в качестве мобилизационного запаса ме-ханизмов и брони (чем он и был фактически уже 17 лет), но К.Е.Ворошилов был осторожен и неожидан-но для В.М.Орлова приказал восстановить «Фрун-зе» в качестве плавбатареи. В соответствии с тотчас разработанным и утвержденным В.М.Орловым заданием на восстановление линкор опять предпола-галось ввести в строй со всеми четырьмя башнями главного калибра, модернизировав по типу «Париж-ской коммуны», но лишь с шестью переведенными на нефтяное отопление котлами, что обеспечивало скорость 12—15 уз, и одной дымовой трубой.
Далее все пошло снова по уже пройденному кругу. 29 декабря 1935 года В.М.Орлов доложил наркому: реализация задания возможна с оконча-нием работ на корабле осенью 1938 года при затра-тах около 60 млн. руб. КБ Балтийского завода про-работало улучшенные по сравнению с заданием ва-рианты со 100-мм средней палубой, 100-мм зенитной артиллерией и с булями для обеспечения остойчиво-сти, причем во втором варианте—со скоростью 22— 23 уз за счет использования 10 котлов с недостроен-ных крейсеров типа «Светлана». Стоимость работ в обоих вариантах составляла 72 млн. руб.
Последовало решение К.Е.Ворошилова: «Пред-ставить в правительство доклад по последнему ва-рианту, работу начать в 1936 г. 2.02.36.». Но уже началась гонка с проектированием новых линкоров, в которой ведущую роль играло КБ Балтийского завода, и вскоре промышленности и флоту стало не до «Фрунзе». Проектные работы по нему прекрати-лись, а восстановительные даже не начинались.
http://wunderwafe.ru/Magazine/Midel/07/03.htm
Из 2-х один собрать всё-таки дешевле, чем просто восстановить, да и сразу два на запчасти — и жаба заест, и побоятся что руководство не поймёт. Т.е. вопросы:
Кого из и где будут восстанавливать?
Учитывая что на ЧФ и так Коммуна есть — кому из 4-х флотов достанется 4-й ЛК?
Ну и соответственно — роль в предвоенное и военное время? Например, если в 1937 восстановят — 4 ЛК позволят забить на итальянский флот и таки организовать снабжение республиканцев. Или, если на СФ отдадут — из 305 по егерям поработает...