Хорошо. Назовите мне сколько-нибудь известных немецких шпионов, чьи доклады так хорошо информировали Гальдера.
В конечном счете, убедить меня, что "отборные" советские войска под Можайском обязательно остановят немцев (чего не могли сделать "безрукие" войска под Брянском, Ельней и Нелидово). Так что здесь налицо грубейшие ошибки немецкого командования, которыми гениально воспользовалось командование советское. Жуков, кстати, допускал сдачу Москвы. И эта опасность была реальной. Если немецкие войска смогли осуществить окружение наших войск под Уманью и восточнее Днепра, то — а в вышеперечисленных операциях приходилось проходить не меньшие расстояния, чем под Москвой — взять Москву они тоже могли. Другое дело, что не получилось. Но это уже относится к иной группе факторов (не факторов матчасти и моторесурса).
Взятие немцами Москвы в октябре 1941 влечет за собой коренной перелом в ходе войны, но вовсе не такой, какого ожидали обе стороны. К апрелю 1942 они обнаруживают, что не могут нанести друг другу решительного поражения, а это уже открывает дорогу дипломатии. Тем более, что Черчилль после октября откровенно скептически смотрит на будущее русского фронта, а вступление в войну США резко меняет планы Великобритании. На первый план выходит Африка и Средиземноморье, откуда и должен начаться разгром Германии (а вовсе не русские просторы). Ленд-Лиз и английские поставки по сути прекращаются. 9 мая СССР выходит из войны, потеряв Украину, Крым, Белоруссию, Прибалтику, Молдавию и Карельский перешеек. К тому же зона западнее Москвы демилитаризируется. СССР обязан предоставить свою территорию для немецко-японского транзита (впрочем, он исправно информирует Запад об этих траспортах).
Первая реакция Великобритании — истерическая. "Русские нас предали!" Но к концу 1942 года Черчилль понимает, что ему выгодно иметь Россию в союзниках. Германия все равно вынуждена держать на советских границах изрядную армию и вовсе не уверена в нейтралитете СССР. Правда, Гитлер утверждает, что отбросил "большевистских варваров" на 500-1000 километров от Германии.
А дальше позиция СССР зависит от хода военных действий на Средиземном море. Если немцам удастся пополнить войска Роммеля и взять наконец Мальту (а ее оставление летом 1942 года всерьез рассматривалось британским командованием), Германия зимой 1942/1943 овладевает Ближним Востоком (с потерями, конечно, но вряд ли большими, чем в РИ на Восточном фронте в эти месяцы). Если же Германия потеряет Северную Африку, вступление СССР в войну возможно только при удачном десанте англо-американских войск на Сицилии, но это маловероятно.
"Я могу понять политиков, запрещающих людям свободно обсуждать и толковать прошлое. Не понимаю только одного: у них-то какие могут быть претензии к Гитлеру или Сталину?"
С.Б.Переслегин