1942 СФ СССР ++ или мы его слепили из того что было ¶
... Разумеется, прогресс в военно-морском деле неизбежен, но часто он зависит от мелких и случайных, в общем-то, совпадений. Например, наш теперь уже с вами род сил мог бы иметь совсем другую историю, если бы не пара совпадений. Первое — то что котлы и ГТЗА для Варяга и Дзержинского были изготовлены и доставлены в Молотовск в конце мая 1941, буквально пара месяцев задержки — и они бы так и остались в Харькове и Ленинграде. Второе — что к утверждённому переоснащению недостроенных крейсеров в танкеры так и не успели приступить до начала июля 1942, когда избиение конвоя PQ-17 авиацией и ПЛ немцев при невмешательстве английского флота вынудило верховное командование потребовать от командования СФ обеспечить охрану конвоев от лёгких сил противника. А вот решение о переоборудовании крейсеров в эскортные авианосцы случайным назвать нельзя — практически каждый лётчик в те дни мечтал о возможности прикрыть товарищей на транспортах, идея буквально носилась в воздухе. Как вы знаете, с постановления ГКО №2238 от 4 сентября 1942 "Об усилении Северного флота 6 подводными лодками за счет перевода их с Тихоокеанского флота и 2 эскортными авианосцами за счёт переоборудования недостроенных крейсеров проекта 68 "Варяг" и "Дзержинский" силами ССЗ 402." и берёт начало наш с вами род сил — авианосцы. Потом были проведённые транспорты, атаки немецких конвоев с рудой из Киркенеса, повреждённый пикировщиками Тирпиц и еле дошедший до базы после атаки немецкой ПЛ Варяг, освоение первых авианосцев специальной постройки...
Из вступительной лекции на авиационном факультете Военно-морской академии им. Н.Г. Кузнецова, 1972 г.