Der tag-1941 ¶
Эта история началась 24 мая 1941 года у берега Исландии, в Датском проливе. В этот день произошло крупное морское сражение между английским и немецким флотами. В ходе боя, в 05.57 утра английский снаряд пробил нефтяные танки линкора «Бисмарк». Повреждение не влияло на общую боеспособность, но приводило к уменьшению дальности действия корабля. Но недовольство адмирала Льютенса, получившего первые донесения от команды борьбы за живучесть, всего лишь через несколько минут сменилось ликованием, при виде взорвавшегося и тонущего «Худа». После взрыва «Худа», «Бисмарк» подвернул вправо и перенес огонь на пока еще живого «Принца Уэльского». На нем как раз в это время заклинило кормовую четырехорудийную башню, и серьезной угрозой для немцев он не представлял. Линкор англичан вынужден был также подвернуть, чтобы не врезаться в тонущие останки «Худа», и таким образом, оказался между тонущим «Худом» и немцами, представляя из себя великолепную мишень. Обрадованные немцы своего не упустили. В 06.02 снаряд «Бисмарка» разрывается в боевой рубке «Принца Уэльского», убив всех, кто там был (именно всех – в этом развилка). Мало того, взрыв привел к потере управления (рулем никто не управлял), в результате чего корабль сделал поворот направо, выкатившись на небольшое расстояние от немецких кораблей. Следующий снаряд повредил посты управления огнем. Пробоина в корме вызвала небольшой дифферент. Дистанция сократилась до 14000 метров, теперь даже снаряды крупнейшего зенитного калибра, второго немецкого корабля, «Принца Евгения» могли достать до многострадального английского линкора, и само собой, зенитные установки также открыли огонь. Сами же англичане могли стрелять лишь из башни “Y”, управляемой на момент стрельбы самостоятельно, однако безуспешно, они смогли добиться лишь одного попадания, приведшее к незначительному повреждению борта «Бисмарка» на корме («Бисмарк» в ответ последовал заветам Фишера 1881 года – подошел поближе, сделав петлю). В свою очередь, немецкая стрельба дала больший результат – «Принц Уэльский» получил ещё ряд попаданий, одно из которых стало для него роковым. В 06.24. английский линкор окутал дым от сильного взрыва. Когда дым рассеялся, на поверхности плавали лишь немногочисленные обломки.
Долгое время военные историки гадали о причине взрыва (единственный спасенный, сигнальщик Паттерсон смог лишь рассказать о разрушениях по всему кораблю), и лишь в 1983 году, после активных поисков, батискаф «Герман Геринг III» смог сфотографировать корпус линкора и указать на сильные разрушения в районе остатков кормовой башни, указывающие на взрыв погребов…
[HTML_REMOVED]<\/u><\/a>[HTML_REMOVED]
По итогам 32-х минутного боя, «Принц Евгений» от огня англичан не пострадал никак, если не считать ставшей мокрой от близких разрывов палубу и несколько осколков, бессильно звякнувших об палубу. А вот «Бисмарку» крепко досталось. Не те были моряки англичане, чтобы умирать безнаказанными. Четыре тяжелых снаряда поразили левый борт линкора, скорее всего, все четыре – с «Принца Уэльского». Первый поразил линкор в середине корпуса ниже ватерлинии, пронзил обшивку ниже броневого пояса и внутри корпуса разорвался, в результате чего затопило электростанцию №4 по левому борту. Вода начала поступать и в соседнюю котельную №2, но аварийные партии течь остановили. Второй снаряд пронзил корпус выше броневого пояса и вышел с правого борта, не взорвавшись, однако проделав пробоину диаметром 1.5 метра. В результате в помещения бака влилось порядка 2000 тонн воды, была повреждена топливная цистерна, и линкор лишился 1000 тонн топлива. Плюс след от растекающегося топлива… Третий снаряд пронзил катер без всяких других последствий. Четвертый пробил борт на корме и повредил помещения рулевого управления Бисмарка, но к счастью корабль сохранил управляемость, хотя и с грехом пополам. Общим итогом всех этих попаданий было то, что скорость Бисмарка упала до 28 узлов, а управляемость снизилась. Появились дифферент 3 градуса на нос и крен 9 градусов на левый борт, из-за чего правый винт время от времени обнажался. Пришлось принять воду в балластные танки, чтобы устранить крен. Технически говоря, ничего серьезного с Бисмарком не случилось. Он не потерял боеспособности, скорость оставалась достаточной, из экипажа только 5 человек получили легкие ранения – проще сказать, царапины. Самым серьезным последствием стала потеря немалой части топлива.
Преисполненный торжества от блестящего успеха, Лютенс, в 6.32 направил в штаб следующую радиограмму:
«Два линкора, вероятно «Худ» и «Кинг Джордж» или «Ринаун» в бою потоплены. 2 вражеских тяжелых крейсера поддерживают контакт».
С учетом повреждений, Лютенс обдумывал переход в Сен-Назер, на ремонт, но в 6.50 он внезапно получил новый приказ:
«Вернуться в Германию через Норвегию. Адольф Гитлер».
Причиной вмешательства Гитлера в сугубо морские дела были решения конференции в Виши, проведенной с участием Гитлера и Французского правительства 21-22 мая. На этой конференции были проведены плодотворные переговоры, касающиеся перспективного мирного договора, военного союза против Великобритании и возможности объявления Франции войны Англии и участия французской армии и флота в войне. В ходе переговоров на скептическую реплику Петена о сохраняющемся английском морском господстве, фюрер здраво указал на начавшуюся крупномасштабную операцию немецкого флота в Северной Атлантике и фактически пообещал, что эта операция будет успешной. Поэтому совсем неудивительно, что по прибытии в Берлин, Гитлер в первую очередь поинтересовался событиями на море, и уже из штаба ОКМ стал рулить флотом, как захотел, отдав свой грозный приказ адмиралу Лютенсу. Таким образом, он сорвал планы дальнейших действий немецких кораблей в борьбе за Атлантику. Эти планы имели интерес и в том, что в это же время Карл Дениц отдал приказ всем подводным лодкам в Северной Атлантике, полностью прекратить боевые действия и быть готовыми помочь Бисмарку. Он хотел устроить для англичан грандиозную ловушку – выставить в определенном квадрате лодки с тем, чтобы они атаковали корабли англичан, преследующие Бисмарк, но сорвалось…
Выводы же из битвы были следующими:
Английские линкоры показали плохую боевую устойчивость, ПТЗ предположительно сработала неэффективно.
Критическая ошибка – слабая броневая защита рубки, привела к быстрому разрушению системы центральной наводки стрельбы.
Понадеявшись на хваленую подготовку команды, англичане слишком рано выпустили линкор «Принц Уэльский» в бой.
Так, с введения в строй англичанина прошло лишь 55 дней (в строю с 31 марта 1941 года), в то время как немцы оказались более осторожными, и ранее готовый «Тирпиц» (в строю с 25 февраля 1941 года) оставили дома, на учениях и маневрах. В результате, английский линкор с неопытной командой и не устраненными дефектами (особенно в артиллерии) пошел ко дну. А немецкий линкор, через месяц с небольшим, великолепно проявил себя в операции «Торжество хищников» (наряду с остальными кораблями флота Лютенса: 4 ЛК, 4 КРТ, 4 КРЛ, 6 ЭМ), и обеспечил Германии победу в битве, известной не иначе, как «Der tag»…
После боя, эскадра Лютенса немедленно повернула на 180 градусов и ушла назад через Датский пролив. По пути домой она отклонилась далеко на север и избежала встречи с подтягивающимся флотом Тови. 28 мая она уже была дома.
Последствия от битвы в Датском проливе были грандиозными. Морское господств Великобритании пошатнулось, и хотя тогда оно не рухнуло, отголоски битвы быстро докатились до всех моряков и политиков мира. В те времена люди были наивными, и факт потери нескольких плавучих жестянок с пушками, оказался способен резко изменить политическое и военное влияние Великих держав. Дивиденды Германии резко возросли, а английское влияние упало.
Несколько более реалистично оценил события Черчилль. Да, мы понесли поражение, но, в конце концов, «У короля много…».
«Всё равно мы имеем 14 линкоров и линейных крейсеров против 4-х у немцев, и ещё 8 авианосцев, а у немцев 0» — сказал премьер-министр перед парламентом. Отрезвление наступило очень быстро. После обсуждения в парламенте Черчилль заинтересовался боеспособностью кораблей и потребовал в Адмиралтействе график ремонтов. Изучив график, Черчилль ужаснулся. У немедленно вызванного адмирала Д. Паунда он долго спрашивал, куда он задевал английское морское господство, и требовал вернуть его обратно…
Здраво оценило битву и правительство Франции. Петен рассмотрев варианты, решил, что Германия действительно имеет шанс на победу, и форсировал переговорный процесс с немцами. К началу июня в Люксембург направилась Французская делегация, готовая подписать мирный договор с Германией, и создать союз двух держав. Одновременно штабисты начали рассмотрение планов боевых действий против Англии, а в армии и во флоте началась частичная мобилизация (санкционированная Гитлером). Грядущее вступление Франции в войну вскоре вынудило Черчилля начать отступление из Африки.
В Германии успех в битве привел к целой идеологической компании, и настоящей истерии моремании. На весь мир прогремела цифра людских потерь сторон в битве – Англия 3054 человека, Германия 0! Увлеченный победой, и строящий грандиозные планы развития успеха, Гитлер на совещании 26 мая, посвященного обсуждению плана «Барбаросса» не сразу даже понял, о чем идет речь (от похода на восток он конечно не отказался, но уже близко различимый разгром Англии и успешные переговоры с Францией привели бы к гораздо более выгодной стратегической ситуации для начала «крестового похода против большевизма»). А потом устроил долгий монолог о том, что разгром России нужен лишь для того, чтобы лишить Англию надежды, а тут представилась возможность прямого разгрома Великобритании, а не рискованной войны на два фронта. «Авиация нужна для защиты наших портов от английских бомбардировщиков, да и для атак английских портов самолеты пригодятся». «Сухопутные войска тоже пригодятся, стоит вспомнить о плане «Морской Лев», вдруг получится…». «Мы близки к победе» — резюмировал Гитлер. «Осталось сделать последний шаг…»
В общем, атаку СССР отложили на месяц, на 20 июля 1941 года. Узнав об этом, немецкие штабисты вспомнили о изменении даты атаки Франции и, на всякий случай решили создать резервные планы атаки на даты — 2 ноября 1941 и 3 мая 1942. Эти наработки им позже пригодились…
Продолжение следует.