Филарет II ¶
Такая православная развилка. В новейшей истории РПЦ МП после смерти Патриарха в период между избранием нового Церковью управлял Местоблюститель, самый авторитетный иерарх, который как правило потом и выбирался Патриархом. Как пример — выборы после смерти Алексия II, местоблюстителем и наиболее вероятным претендентом являлся Кирилл (Гундяев) и его собственно и избрали. Фигура Климента возникла конечно как альтернатива, но больше для того, чтобы процедура "выборов" была произведена.
Единственный случай, когда Местоблюститель не стал Патриархом был в 1990 году, видимо действительно были единственные нормальные выборы. Был ли это Промысел Божий или в Церкви сложилась группировка крайне враждебная тогдашнему Местоблюстителю? Напомню после кончины Пимена (Извекова) местоблюстителем стал Филарет (Денисенко), однако на выборах Патриарха голоса были отданы Алексию (Ридигеру). Конечно Алексий II стал достойным Патриархом, я не очень воцерковлённый человек в плане соблюдения обрядовой стороны, хотя отношу себя к пассивно верующим, таково моё суждёние светского человека. Не знаю насколько корректно их сравнивать с Кириллом, но вроде последнее время Церковь сотрясают какие-то скандалы, которые конечно можно объяснить информационной атакой Запада или ещё кого-то, а можно... впрочем пусть они сами разбираются. Как бы то ни было при Алексии этого не было и даже эстонцы ему в Таллине памятники теперь ставят, хотя заподозрить их в особой любви к России и РПЦ нельзя. Это говорит о значении фигуры Алексия II. Но не менее известен правда в негативном плане его неудачливый соперник на выборах 1990 года Филарет, который после поражения ударился в церковный раскол и провозгласил автокефальную церковь, что привело к осложнению церковной и политической ситуации на Украине. Но он до сих пор здравствует и пребывает в расколе. А вопрос такой — что было бы, если бы он занял патриарший престол в Москве в 1990 году? В данном случае это был бы уже не раскольничий самопровозглашённый "патриарх", а Патриарх Московский и Всея Руси Филарет II. И по сей день он бы продолжал занимать патриарший престол. Какова могла бы быть позиция церкви в таком случае по ключевым вопросам развития России (и других стран, входящих в юрисдикцию Московского патриархата) в сложные для страны 90-ые и 2000-ые годы, годы реформ, войн и духовного кризиса? Может с Папой они бы встретились, к примеру?