Вал пишет:
Западная империя уже обречена
Так я и знал, что меня угостят этой самой "обреченностью" . Причем ее обычно выкладывают как нечто очевидное, и в аргументации не нуждающееся. Но для меня-то эта самая "обреченность" не более чем миф.
"Социально-экономические причины"? Но эти же пресловутые причины действовали на протяжении всего IV века — и ничего, империя не только успешно оборонялась, но и наступала — Валентиниан I за время своего правления подчинил франков, наполовину загеноцидил и тоже подчинил алеманнов, основал ряд крепостей на германской стороне Рейна и незадолго до смерти планировал предпринять наступление в Германию аж против саксов — дабы отучить их нападать морем на Британию.
Крах начала 400ых годов, когда варвары ломанулись в империю словно свиньи через поваленный забор, произошел благодаря стечению обстоятельств — с одной стороны в гражданской войне ("узурпация Евгения"), вспыхнувшей благодаря невменяемой религиозной политике Феодосия, были перемолоты лучшие войска запада — составлявшие опору Арбогаста галльские легионы; а с другой стороны благодаря вторжению гуннов в Европу германцы были массово сорваны с места и образовали «волну».
Но и позже — взгляните на деятельность героя данной АИ (привожу не из ссылки, а по памяти из Томпсона и Гюнтера). Когда он стал главнокомандующим, Западной империи фактически не было. Италия была оккупирована вестготами и держались лишь приморские города, треть Галлии захвачена варварами, а в остальной Галлии правит узурпатор Константин, большая часть Испании так же в руках варваров, а в оставшейся — правит узурпатор Геронтий, в Африке проконсул Гераклиан объявил себя императором.
Констанций сначала громит Константина в Галлии, превратив южную часть этой страны в плацдарм, затем сочетанием давления (в Равенну прибывает византийский экспедиционный корпус) и посулов выпроваживает в Галлию вестготов, освободив Италию, после громит напавшего на Италию Гераклиана и восстанавливает контроль над Африкой.
Тут мы и подходим к ключевому моменту. Я согласен с тем, что империя с определенного момента оказалась "обречена", но эта обреченность началась не ранее, чем с вторжения вандалов в Африку. Африка (см. Герман Дилигенский, "Северная Африка в IV-V веках") переживала экономический расцвет, как в своем чрезвычайно производительном сельском хозяйстве, так и в городском ремесле. Именно она была главной базой и источником ресурсов Западной империи. Именно ее потеря сделала империю "обреченной".
Представьте себе что в тот же период у Восточной империи оттяпали Египет и Сирию. Устояла бы она? Вряд ли — содержать армию стало бы не на что. Так вот именно такое значение для Западной империи имела потеря Африки.
Взглянем для примера на дальнейшую деятельность нашего героя. После завладения африканскими ресурсами за пару лет воскресает мобильная армия запада численностью 20 000 — не из германских дружин с их вождями, а пусть и с преимущественно германским личным составом, но с римскими порядками и с римскими офицерами. С ней Констанций реально приводит в повиновение вестготов, заблокировав их на юге Галлии и заморив голодом — и отсылает отвоевывать для Рима Испанию. Сам меж тем восстанавливает контроль над Северной Галлией, разгромив аланов и оттеснив бургундов к Рейну. После идет в Испанию в союзе с вестготами, результат — аланы в Испании практически уничтожены и утратили самостоятельность, вандалы загнаны на северо-запад, где вынуждены резаться за кусок хлеба со свевами. Вестготам Констанций при этом опять же не позволил обосноваться в Испании (помня о былых планах Алариха на Африку) и они подчинились и пошли туда, куда надо Риму, в Аквитанию, подавлять багаудов и добивать аланов Гоара.
То есть процесс восстановления империи шел практически с нуля, и очень интенсивно. И перечеркнут он были именно вышеописанным разгромом Кастина. В результате:
а) была уничтожена воссозданная Констанцием римская армия.
б) вестготы, подчиненные Констанцием, вышли из под контроля.
в) вандалы, снова завладевшие Бетикой, вышли на подступы к Африке и...переправились туда при первой возможности.
А если в АИ всего этого нет, мало того нет уже и вандалов?
С потерей Африки империи действительно пришел пушной зверек. Ресурсная база (аналогичная той, каковой для Восточной империи служили Египет и Сирия) была утрачена. Империя лишилась хлеба, ремесленных изделий, денег, а значит — лишилась солдат. Римская армия теперь не подлежала восстановлению, ибо ее нечем оплачивать, нечем вооружать и даже нечем кормить. Мало того, ресурсы Африки теперь были обращены против Империи, оказавшись в руках враждебных вандалов и послужив на создание их пиратского флота. И если ранее империя покупала на африканские денежки союзников, то теперь Гейзерих покупал на них же союзников против Рима.
Теперь действительно оставалось лишь
Вал пишет:
натравливать одних "федератов" на других
что успешно делал в РИ Аэций... но ненадолго. Федераты быстро прочувствовали что империя теперь беззащитна.
Леший пишет:
Уничтожение вандалов это уничтожение лишь одного из племен "варваров" заполонивших тогдашнюю Западную Римскую империю.
Зато это уничтожение племени, которое Западную Римскую империю похоронило.
С уничтожением вандалов и восстановлением полного контроля над Испанией (немногочисленые свевы в Галисии не опасны, Астерий держал их в узде даже местными испанскими силами) никаких варваров нет даже на дальних подступах к Африке, тем более что империя, наученная опытом и располагая солдатами и деньгами, постарается железно укрепить рубеж Пиринеев. Риск потери Африки совершенно исчезает. У Империи по прежнему есть на что содержать и снаряжать армию, на что покупать союзников. В этой ситуации даже полная утрата Галлии не опасна для жизни империи — вполне можно держаться на естественных рубежах Альп и Пиринеев. Но и терять Галлию совершенно ни к чему. Ибо:
Вал пишет:
остаются те же вестготы
Вестготов Империя при Констанции вполне держала в узде и направляла куда заблагорассудится..пока у империи была армия, воссозданная Констанцием. Здесь она никуда не делась. Констанций дорожил вестготами как самыми романизированными из варваров, с которыми римляне легче всего находили общий язык, и рассчитывал их ассимилировать. Жаль было терять такого "боевого хомяка". То на что вы сссылаетесь:
Вал пишет:
В том же году Гонорий (вне всякого сомнения, по инициативе Констанция) возвестил о децентрализации имперского управления в Галлии, где образовывались свои правительство и законодательное собрание, размещенные в Арелате; в них должны были сотрудничать римляне и вестготы. Однако, эти новые учреждения никогда не пользовались большим влиянием.
было именно экспериментом по такой ассимиляции. Эта реформа представляла собой не более чем расширение полномочий префектуры претория Галлии с созданием там общего для диоцеза законодательного собрания. В каждой провинции такие ассамблеи существовали со времен Юлиана и представляли собой съезды выборных представителей муниципий, имеющие право направлять петиции императору. Эдакие губернские земские собрания. Здесь такое же собрание создавалось в рамках Галлии в целом, причем вестготская знать должна была участвовать в их работе совместно с представителями галло-римского сенаторского сословия. Расчет был на романизацию вестготской элиты и постепенную инкорпорацию "Тулузского королевства". Прецедент имелся — живя в Мезии вестготы уже признавали своим rex лично Феодосия Великого.
И при сохранении империи в тех силах, в которые ее привел Констанций — процесс сей имел шансы на успех. Если же вестготы повели бы себя неадекватно — их очередь пришла бы вслед за вандалами, руководил бы геноцидом Аэций а роль союзников играли бы франки.
Что касается остальных, то особыми терминаторами, способными похоронить империю, никто из этой братии не является:
Вал пишет:
франки
Неопасны. Смотрим реал. С той армией, которую воссоздал Констанций, с франками справился даже Кастин.
В 422 г. Кастин выступил в поход против франков. Этот поход римляне провели безукоризненно, Король Теудемир и его мать Асцила были взяты в плен и отправлены в римскую столицу — Равенну. Княжество франков Теудемира было передано Фарамонду.
Позднее, ежели матчасть посмотреть, франки сидели тихо, позиционируя себя как верные федераты империи, даже когда она совсем ослабла. Когда командующим северной Галлии стал Эгидий, франки помогали ему против вестготов, а одно время, изгнав "недостойного короля", Меровинга Хильперика, даже подчинялись прямому правлению Эгидия. Хлодвиг захватил северную Галлию когда западной империи уже не было и с фактического согласия местной элиты. И захватив — тут же послал в Константинополь за императорским патентом на правление.
К тому же:
Вал пишет:
саксы
От саксов Галлию как раз и прикрывают франки. Но и сами не могут воевать с империей, имея саксов в тылу. Первое что сделал вышеупомянутый Фарамонд — начал строить за Рейном крепость Дуйсбург против саксов.
и аллеманы
Эти то что? При раздербанивании Западной империи в V веке РИ ничем себя не проявили кроме как под шумок тихо заняли Винделицию. Дело в том что они выступали главным врагом империи на западе в прошедшем, IV веке. И Валентиниан I целым рядом походов их едва не загеноцидил. В V век алеманны вступили сильно ослабленными и для империи не опасны.
Вал пишет:
бургунды
С ними империя и позднее великолепно справлялась:
В 30-е годы V в. бургунды попытались проникнуть в провинцию Белгику, однако натолкнулись на энергичный отпор, оказанный им полководцем Западной Римской империи Аэцием. С помощью гуннских наемников он в двух битвах (435 и 436 гг.) разбил бургундов; в этих битвах была уничтожена значительная часть бургундского племени и убит король Гундахар с братьями. Остатки бургундского племени, избежавшие уничтожения в 436 г., Аэций вновь разместил в качестве римских федератов в области Сабаудия, охватывавшей территорию кантонов Во и Фрибур в Западной Швейцарии, департаменты Дуб и Верхнюю Сону (не выходя, однако, за пределы Соны), земли между Эной и Соной.
Надо сказать что после этой трепки бургунды хранили империи прямо железную верность. Провинцию Лугдунскую Приму они заняли по призыву местной знати как защитники от вестготов, представители королевского рода Рицимер и Гундобад (будущий король) служили в Италии императорам в качестве магистров армии, и даже после ликвидации Западной империи сын Гундобада король Сигизмунд писал Анастасию в Константинополь: "мои люди называют меня королем, но я — всего лишь ваш солдат".
Вал пишет:
аланы
Вот с ними разделался еще Констанций. Как в Галлии, где "варварское королевство" Гоара на Луаре было загублено на корню, так и в Испании, где аланы были уничтожены как самостоятельная группировка (их остатки примкнули к вандалам).
И прошу учесть, что вся эта шатия, дышащая в спину друг другу, никогда не сможет объединится, а Рим — всегда сможет их стравить при желании, благо без потери Африки есть чем их подкупать. В ситуации данного мира, ситуации империи с собственными значительными ресурсами и собственной армией все эти народцы не опасны. Ибо ситуации когда:
Вал пишет:
они прекрасно понимают, что могут взять больше
— не возникает.
А нового, подобного вторжению гуннов пресса, который бы выдавил на запад новые племена с востока Европы — не предвидится.
Теперь к востоку.
Вал пишет:
гунны
Не факт что они в этом мире вообще нападут на Западную империю — версия что Атиллу навзыкал и подкупил Гейзерих достаточно обоснована. Но если гунны все же нападут на запад — никто не отменял реала. Вестготы, бургунды, франки — все их боятся (вестготы особенно), все осознают гуннов как общую угрозу. Все будут сражаться на стороне империи. Каталунские поля не отменяются, только что без утраты Африки собственно римская армия там будет на порядок сильнее реала.
Вал пишет:
остготы, гепиды, руги
Вся эта шатия контролируется гуннами, и окажется валентной после распада их державы. И — будет давить на восточные границы Далмации и Норика. Но они одинаково опасны и для Восточной империи. А в том, что:
Вал пишет:
Восточная не может помочь даже если хотела бы...
— вы не правы. Восточная вполне помогала в РИ. В 410ых регент при Феодосии Младшем Антемий прислал морем в Равенну войско, сыгравшее изрядную роль в вытеснении вестготов из Италии в Галлию. В 420ых — восточная армия усадила на трон в Равенне Галлу Плацидию с малолетним Валентинианом. В 430ых Феодосий Младший направил армию во главе с Аспаром против вандалов в Африку — но ее пришлось эвакуировать из-за вторжения гуннов на Балканы. И наконец в 460ых, когда Лев I посадил на трон Запада своего зятя Антемия — была предпринята новая грандиозная экспедиция против вандалов, провалившаяся благодаря смерти магистра Марцеллина и некомпетентности Василиска, пропустившего момент для атаки Карфагена и подставившего свой флот под вандальские брандеры.... Причем в случае успеха Лев планировал не останавливаться на разгроме вандалов, а послать византийскую армию и в Галлию, против вестготов. Там к этому событию готовился Эгидий, привлекший в союзники против вестготов франков и "короля бриттов" [del][/del] Ринотамуса.
Так что желание помочь на востоке было, силы тоже находились, хотя и не всегда. Против же близкого и общего врага всяко помогут.
ИМХО предлагаемая развилка является как раз последним шансом для Западной империи. После потери Африки шансов уже не будет. А с ней — можно иметь приличную армию, усмирить ближайших варваров, дать возможность Галлии и Испании восстановить свой экономический потенциал. И вербовочный кстати тоже – варварские вторжения вновь приучили гало-и испано-римлян к оружию, в той же Испании был целый ряд анклавов, которые отбились от вандалов и свевов. Оправятся – будут давать отличных рекрутов.