Продолжение
К концу 220-х гг. культ Гелиоса-Элагабала стал самым популярным в восточных провинциях, да и в западных распространился весьма широко. Одна государственная поддержка не могла дать такого эффекта. Сыграло роль и то, что всевозможные культы Солнца и прежде были широко распространены в римском мире, особенно среди простого народа, который связывал с ними утопические идеи равенства и справедливости (гелиополиты Аристоника, "Остров Солнца" Ямбула). "Элагабалианство" постепенно вбирало эти культы в себя. Его распространению помогала и популистская политика Антонина – ограбление муниципальной знати путём репрессий и непосильных налогов в сочетании со щедрыми раздачами плебсу, в т. ч. через коллегии почитателей Элагабала.
Культ не был единообразен. В главном святилище Эмесы объектом поклонения служил бетэль, чёрный конусообразный камень метеоритного происхождения, помещённый в целлу ("святую святых"). Священным животным бога был орёл. Ритуалы включали жертвоприношение животных, экстатические пляски, в т. ч. с самоизувечением, шествия с бетэлем, сакральную проституцию, а также заимствованные у греков и римлян театральные представления и гладиаторские бои. Существовали и тайные обряды с человеческими жертвоприношениями (что было официально запрещено), а также мистерии, в которых посвящённым раскрывалась потаённая суть культа. В Греции и эллинизированных городах Востока поклонение Элагабалу – которого там предпочитали называть просто Гелиосом – носило менее варварский характер, новый бог там воспринимался как нечто вроде Зевса, Гелиоса и Диониса в одном лице. В Египте его культ слился со старым культом Сераписа, в латинских провинциях конкурировал с митраизмом. Общим элементом во всех храмах было лишь поклонение бетэлю – каменному конусу, который необходимо было освятить в Эмесе. Там же, в главном храме, император-первосвященник проводил посвящение в жрецы...
После смерти Юлии Месы принцепс нуждался в человеке, которому мог бы поручить скучную управленческую работу. Такого человека он нашёл в лице Урания Антонина, своего дальнего родственника, тоже из династии потомственных жрецов Элагабала. Ураний, заслуживший доверие августа в критический момент конфликта с Александром Севером, был назначен цезарем. Будучи старше и опытнее августа, он оказался умелым правителем и ответственным политиком; именно он отговорил Антонина от войны с Макрином и помог ему восстановить популярность среди солдат. Разумеется, Антонин очень скоро начал подозревать своего соправителя в нелояльности, отменять его распоряжения и всячески вставлять палки в колёса. Но Уранию удалось удержаться на плаву до самой персидской войны.
(В реальности Ураний Антонин был краткосрочным узурпатором во время персидского похода Александра Севера. Известен и другой Ураний Антонин, верховный жрец Элагабала, объявивший себя императором при Галлиене и отбросивший от Эмесы персидское нашествие – от него дошло несколько монет с изображением бетэля в эмесском храме. В этой АИ я принимаю, что второй Ураний был сыном первого, и что оба были родственниками Антонина, хотя доказать это невозможно).
Война началась в 229 г. с нападения персов на Хатру, римский форпост в северной Месопотамии. К тому времени Ардашир уже разбил Артабана и стал единовластным правителем бывшей Парфянской державы. Однако сын Артабана, Артавазд, ещё держался в Армении и успешно отражал все нападения персов. Ардаширу не удалось взять Хатру. Но в следующем году он вновь вторгся в Месопотамию и осадил Нисибис.
Антонин завел мирные переговоры, надеясь откупиться от персов. Но Ардашир требовал отдать все бывшие провинции Ахеменидов. Оставалось только воевать. Осенью 230 г. Ардашир отступил, так и не взяв Нисибиса, но безжалостно разграбил римскую Месопотамию. А следующей весной римляне нанесли ответный удар.
В реальности Александр Север вторгся в Персию по трём направлениям – в Мидию, вдоль Тигра и вдоль Евфрата. Но он располагал силами всей империи. В этой АИ Антонин командовал только восточными легионами и не мог позволить такого распыления сил. Собрав в Месопотамии сирийские и каппадокийские легионы, он двинулся через Сингару и Хатру на Ктесифон.
Это был первый военный поход 26-летнего августа (не считая войны 218-9 гг. против Макрина, когда он был ещё ребёнком). Вслед за Каракаллой он пытался подражать Александру Великому, но, по словам одного историка, его кампания больше напоминала индийский поход Диониса. В роскошном паланкине, в сопровождении пышной свиты с плясунами и музыкантами, дни и ночи император проводил в пирах и забавах. Его огромный личный обоз сильно замедлял движение армии, что и послужило главной причиной катастрофы.
Пока Антонин не спеша двигался вдоль Тигра, Ардашир успел созвать свою армию и бросил её на римлян. Битва состоялась где-то к югу от Хатры. Повторился сценарий разгрома Красса: персидские конные лучники окружили и расстреляли римлян, вынужденных защищать свой обоз. Возможно, римлянам ещё удалось бы отступить в порядке, но малодушный император бросился в бегство и тем самым окончательно погубил всё. Поражение было полным. Уцелело менее половины армии. Император, бежавший с немногими спутниками, то ли покончил с собой (по официальной версии), то ли был спутниками убит. Персы вновь наводнили римскую Месопотамию. Новый август Ураний Антонин немедленно возобновил переговоры о мире, и в то же время спешно занялся набором войска и ремонтом крепостей в Сирии. Не надеясь на свои силы, он отправил гонца к западному императору – с 229 г. им был Диадумениан, наследник умершего Макрина – с просьбой о подкреплениях.
Получив письмо Урания, молодой и честолюбивый Диадумениан решил, что настало, наконец, время восстановить единство империи. Он пообещал Уранию помощь, да и в самом деле приказал галльским и иллирийским легионам выдвигаться в Сирию. Имея в распоряжении всю мощь Запада, Диадумениан действительно собирался избавить Восток от персов – а заодно и от Урания Антонина.
Продолжение следует