Виталий пишет:> Наверное все же из эргастула? Из эргастерия кстати могли и за стол позвать.
Что же давайте разберёмся:
ergastulum — в Риме тюрьма для рабов... В нем запирали на ночь рабов-колодников, работавших в усадьбе. В э. могли содержаться и провинившиеся городские рабы.
То есть туда попадали самые строптивые рабы склонные к бегству и неповиновению.
Однако на каждые 3-5 таких рабов нужен надсмотрщик, а потому такое рабство было неэффективным. Исключение составляла тяжелая монотонная работа. В "классическом" рабстве надсмотрщик был свободным и получал за это деньги.
Однако в Древнем Риме большинство рабов были
ergasterion Их удерживали в рабстве не цепи а перспектива стать свободным гражданином.
Обычно через 10-15 лет службы хозяину он их отпускал на свободу. Следует сказать, что у большинства это не вызывало больших перемен — они продолжали работать на бывшего хозяина. Кстати, они могли быть надсмотрщиками над ergastulum.
Только такой вид рабства мог быть массовым и устойчивым.> Коллега, не стоит. Это очень по детски звучит. И в скучных монографиях такого бреда не писали. Писали наоборот что положение рабов в ДР было крайне тяжелым, а в качестве альтернативы ссылались на традиции патриархального рабства у галлов и разных прочих кельтов со славянами.
Ну вступительные мантры я пропустил а описание участи рабов очень контрастирует с рабством в Новом Свете.> Патриархальное рабство в ДР было. Века эдак до V до н.э. И то, в те патриархальные времена римляне предпочитали пленников просто убивать нах [del][/del]
Патриархальное рабство, это когда "рабы" приравниваются к детям: уже выросли до того что бы работать на ровне со взрослыми, однако ещё недостаточно большие, что бы иметь право голоса. Обычно это были дальние родственники, которые пошли по наклонной и по мнению главы рода не заслужили распоряжаться своей жизнью.
Следует сказать, что основным источником рабов в те времена было долговое рабство и выкупали его как правило родственники.Виталий пишет:
Угу. Сексуальные связи действительно были очень частыми. Это характерно практически для любого рабовладельческого общества.
А вот свадьбы с рабынями — крайне редкими.
Спорить особо не буду, но напомню про один нюанс — наследник. Если он родится от рабыни то и сам будет рабом. Вообщем если хозяин склонен был признать наследника, то следовало сделать рабыню свободной и взять в жены.
И более того, даже после освобождения и официальной свадьбы такие супруги считались мягко говоря неполноценными.
Скорее полноценным гражданином в семье считался лишь глава семейства. Однако если она становилась вдовой, то получала его права.
Хотя следует сказать что полноценными гражданами могли стать лишь рожденные свободными, а не получившие гражданство.> За попытку же свободной выйти замуж за раба — тупо казнили обоих.
Если у неё уже был законный супруг — то да. Но за измену (по решению главы семьи).
Если нет — то просто получала правовой статус мужа.
Если же она была вдовой — то по решению главы семьи (то есть по своему решению) могла сделать свободным...> Чтобы понять причины этого достаточно ознакомится с понятиями familia rustica и familia urbana
В переводе на современный
familia rustica — работники сферы производства
familia urbana — работники сферы услуг.
Следует сказать, что к первой категории относился даже управляющий поместья. > Это именно из ряда вон выходящее. Потому что вольноотпущенник посмел вести себя как свободный человек.
Вообще то на такие мероприятия пускали только свободных граждан. При чём исключительно мужчин.
Однако здесь ситуация была приблизительно такая как если бы начальник по прежней работе подозвал к себе "О, привет, как жизнь, как дела. Садись потолкуем". Тем более если мне не изменяет память, он был бывшим управляющим в имении (давно читал, могу ошибаться).
Но ему только показалось, а потому когда он спустился и сел в привилегированном месте...> Угу... Рабыня подавшая в суд... Ничего что до самых последних лет Империи рабы вообще не рассматривались как объект права?
Для начала надо было установить является ли она рабыней или нет. Суд установил что не является.
В общем структура общества Древнего Рима приблизительно такая:
(+-)
3-5% — граждане имеющие права голоса;
5-10% — граждане не имеющие права голоса, но могут иметь в перспективе (жены, дети);
10-15% — граждане не имеющие ни права голоса ни перспективы на его обладание (вольноотпущенные с имущества);
15-20% — вольноотпущенные без имущества, продолжающие жить у своих бывших хозяев;
30-60% — ergasterion имеющие реальную перспективу стать свободными;
5-15% — ergastulum не имеющие реальных перспектив стать свободными.
Следует сказать, что современная западная "демократия" тоже имеет свои ступеньки, через которые пробраться практически невозможно.
Да и при формальном равенстве голосов "почему-то" голос миллионера на выборах оказывается весомее бомжа.