Противостояние Муаммара Каддафи и противостоящих ему сил оппозиции перешло в стадию настоящих боевых действий. Основные сражения идут на двух фронтах: к западу от Триполи ополченцы с трудом держат оборону города Аль-Завия, а на востоке повстанцы с боями продвигаются в направлении родного города Каддафи — Сирта.
Локальные стычки правительственных сил и оппозиции происходили с самого начала ливийского восстания. Стреляли и в Бенгази, и в Мисрате, и в Аль-Завии. Даже в Триполи манифестантов разгоняли с помощью автоматического оружия.
Однако в последние дни противостояние вышло на новый уровень. Жители восставших городов и регионов страны вооружились и начали создавать собственные отряды. Автоматы, пулеметы, гранатометы, минометы, зенитные орудия и даже несколько танков повстанцы позаимствовали на брошенных военных складах. Боеприпасы отыскались там же.
Обращению со всем этим добром многочисленных добровольцев обучали сержанты и офицеры, перешедшие на сторону восставших. Прямо на военных базах появились своеобразные призывные пункты, совмещенные с курсами начальной военной подготовки.
Ополченцам выдавали оружие и тут же объясняли, как его заряжать, как целиться, как разбирать-собирать и чистить. Некоторым интересующимся при этом растолковывали основы тактики.
В результате у повстанцев появилась возможность оказать достойное сопротивление вышколенной гвардии Муаммара Каддафи и наемникам, приглашенным диктатором из-за границы. Эта возможность оппозиции пригодилась уже 2 марта, когда подконтрольные режиму войска атаковали город Брега, где расположен второй по важности нефтеналивной порт страны.
Как только новость о нападении достигла "столицы" повстанцев — Бенгази и их важной военной базы в городе Адждабия, в сторону Бреги выдвинулись колонны тяжело вооруженных повстанцев. Они сходу атаковали правительственные войска, которые не успели толком окопаться. После непродолжительного боя город и порт перешли в руки ополченцев.
Сразу после этого прибрежное шоссе стало сценой погони. Сторонники Каддафи на пикапах с установленными в кузовах пулеметами, отстреливаясь, мчались сквозь песчаную бурю на запад — в сторону города Рас-Лануф. Повстанцы догоняли их на таких же внедорожниках, пытаясь достать отступающих огнем из стрелкового оружия и гранатометов.
Позднее иностранные СМИ показали последствия этой сумасшедшей гонки: тут и там на обочинах шоссе валялись разбитые и сожженные джипы.
Атаку на Рас-Лануф повстанцы сразу же предпринимать не стали, задержавшись на некоторое время в городке Агейла, где к ним присоединились бойцы местного клана Меграби. Вместе они полностью очистили населенный пункт от сторонников Каддафи и остались ждать прибытия основных сил.
Утром 4 марта наступление продолжилось. Повстанцы — кто на чем — собрались в большую колонну и отправились далее на запад — в сторону Рас-Лануфа — крупнейшего нефтеналивного порта страны. Песчаная буря не прекращалась, что не дало Каддафи возможность разбомбить колонну с воздуха.
Но на месте повстанцев уже ждали хорошо подготовленные сторонники Каддафи, у которых на вооружении было не только разнокалиберное стрелковое оружие, но и кое-какая артиллерия и минометы. Бой завязался серьезный: канонаду было слышно за 15-20 километров от места событий.
Повстанцам, плохо обученным и лишенным какого-либо руководства, сходу взять город не удалось. Силы Каддафи раз за разом отбрасывали несущих потери ополченцев в пустыню. Но численное превосходство и высокий боевой дух все же сделали свое дело: вечером 4 марта повстанцы взяли местный аэродром, к утру 5 марта Рас-Лануф перешел под контроль повстанцев.
Их победе также посодействовало то обстоятельство, что в рядах защитников города начался разброд. Часть из них вышла из подчинения и перешла на сторону противника. Кроме того, местные жители также помогали, чем могли, наступавшим.
После победы в Рас-Лануфе повстанцы снова приостановили свое продвижение на запад, поскольку коммуникации растянулись уже не на десятки, а на сотни километров. Полевые командиры, которые все-таки появились, отправили небольшие отряды далее на запад и на юг, чтобы выяснить, не собирает ли Каддафи силы для контрудара.
Пока на такую возможность ничего не указывает, поскольку разведчики повстанцев без особых сложностей добрались до прибрежного городка Бин Джавад, расположенного в 40 километрах к западу от Рас-Лануфа. В этом населенном пункте оппозиционеры оборудовали лишь небольшой наблюдательный пост.
Такая осторожность вполне объяснима: от Бин Джавада до Сирта всего около полутора сотен километров. Далее на запад — территория, на которой сторонники Каддафи составляют большинство. Такого быстрого продвижения в окрестностях родного города диктатора может и не быть.
Оппозиционеры пока собирают силы и средства перед решительным наступлением, которое может решить исход всей войны. Взятие Сирта позволит повстанцам получить прямой доступ к Мисрате. Третий по числу жителей город Ливии уже вышел из-под контроля Каддафи и может стать отличной базой для наступления на столицу, до которой от Мисраты по шоссе всего около 200 километров.
Но время работает против повстанцев.
Относительная легкость их наступления на востоке обусловлена тем, что основные силы режима сейчас брошены на подавление восстания в городе Аль-Завия, расположенного в 50 километрах к западу от Триполи. По сообщениям очевидцев и иностранных корреспондентов, город уже несколько дней штурмуют наемники и сразу две бригады элитной гвардии Каддафи при поддержке танков, бронетранспортеров и артиллерии.
Хотя государственное телевидение Ливии еще 4 марта сообщило о том, что "террористы" разбиты, жители Аль-Завии все еще держатся. Но сколько еще они протянут, сказать трудно: силы слишком неравны.
Местные повстанцы очень плохо вооружены: возможности растащить военные склады у них не было. Приходится воевать тем, что под руку попадется. Кроме того, основные базы гвардии Каддафи расположены совсем рядом — вокруг Триполи. Это снимает проблему растянутости коммуникаций правительственных сил, которая так портит им жизнь на востоке страны.
Когда Аль-Завия падет, Каддафи сможет бросить свои силы на Мисрату, которая и так несколько дней фактически находится в блокаде и отрезана от местного аэропорта. Далее ничто не помешает режиму организовать и провести контрнаступление на востоке страны, отбив у повстанцев Рас-Лануф и Брегу, через которые идет львиная доля нефтяного экспорта.
Кроме того, головной боли повстанцам может добавить их собственная неорганизованность. Вечером 4 марта на военных складах под Бенгази произошел мощный взрыв, в результате которого погибли десятки людей. Оппозиционеры поспешили заявить, что это стало следствием диверсии или авиаудара. Однако скорее всего, причина взрыва куда банальнее. В месте, где очень много бомб и снарядов и не меньше посторонних людей, происшествие подобного рода — это лишь вопрос времени.
Ну а пока на фронтах ливийской войны установилось некоторое затишье. Перед бурями (даже песчаными) такое случается.