Den пишет:
Змей Мидгарда? И что и от кого храните?
Да ничего собственно. Коллега Каммерер упомнянут лишь потому, что именно он сподвиг меня на сие, использовав термин "гадюка".
Гадюка, Византия, Ёрмунганд.... ассоциативный ряд в предложенном им контексте.
Den пишет:
Но тщусь думать что историю Империи ромеев я мал-мала знаю
Не сомневаюсь. Но мне удалось погрузится в культуру, быт, мышление, хозяйство и прочую "атмосферу".
Den пишет:
"Черный пиар" в вашем исполнении — мол идите флудить туда-то конечно печалит
Глубоко извиняюсь за словарный состав той фразы — он в самом деле выглядит негативно, видать не в настроении был когда писал — но суть-то верна. Там ведь за любое, даже самое невинное обсуждение современной политики немедленно огребают банником, а здесь свобода слова. Так почему бы не посоветовать коллегам площадку, где они могут порезвиться в рамках отведенного модератором пространства?
Пиар-то не то чтобы черный.
Den пишет:
Но вот причем здесь вопрос "европейского выбора" мне на сем основании непонятен. Я охотно общаюсь, спорю и соглашаюсь с людьми этот выбор исповедующими.
Коллега, с чего вы взяли что все сводится к вашей, несомненно достойной, личности? "Сторонники европейского выбора" были упомянуты лишь потому, что (во всяком случае в моем кругу общения) только таковые читают историографические источники на поганой англицкой мове. Я согласен что "выборка нерепрезентативна" и готов покаяться.
Den пишет:
Если изучение истории ромеев неизбежно приводит к униатству т.е. извините к предательству с моей ТЗ, то может ну ее нафиг?
Э-э-э-э-э.... на основании чего сделано подобное предположение???
Ромеи "склонились к униатству" лишь в витуации полнейшей безысходности. В мире с сохранением сильной Византии — еще не понятно кто кого куда склонял бы. Один из наших наиболее выдающихся богословов и церковных историков прошлого века, отец Иоанн Мейендорф, писал:
"Разве развитие западного христианства не было бы совершенно иным, если бы на Западе ощущалось какое-либо присутствие Православия в столь критические периоды, как расколы соборов XV века или великий кризис XVI века?"
И уж раз коснулись "цивилизационной идентичности". В предыдущем споре (в который, уж простите, не вернусь) была некая терминолгическая путанница — я вовсе не отрицал отдельной Русской цивилизационной идентичности. Русская цивилизация не является частью какой-либо другой из ныне существующих. Но я считаю народы Европы "близкими родственниками" в цивилизационно-культурном плане. И полагаю что то, о чем писал отец Иоанн, не поздно еще и в XXI веке.
Тогда как у вас (по сложившемуся впечатлению) отношение к ним "да пусть сдохнут, нам то что".
Den пишет:
И правильно оно все сложилось?
Гы. Вопрос дискутабельный с точки зрения некоторых "сторонников самобытности".
Я на ФАИ еще не дописал раздел по культуре в статье о Комниновской Византии, выложу за время новогодних каникул. В Византии XII века имел место полномасштабный процесс "проторенессанса", о чем из советских историков писал еще Каждан. Происходит философское возрождение позднеантичного неоплатонизма (Николаю Мефонскому приходится дискутировать с "последним язычником" Проклом практически как с живым врагом), собираются и систематизируются научные достижения поздней античности и снова, как во времена Филопона, начинается критика физики Аристотеля (латиняне, нахватавшиеся в XIII веке греческих книг в разоренном Константинополе, за сто лет усвоили все это и в XIV веке разработали "физику импето"; без 1204 года Галилей появился бы на полтора столетия раньше и был бы греком). В литературе — появляются полноценые любовно-приключенческие романы на античные сюжеты, причем в них восстановлена атомосфера Древней Греции, а влияние христианства почти не прослеживается. В исскустве — возрождается светская живопись, ориентирующаяся на античные образцы, и до нас к сожалени не дошедшая (турки по большей части не трогали церкви, но, занимая дворцы и виллы, уничтожали фрески и статуи). О безвозвратно погибшей живописи константинопольских дворцов можно судить только по описаниям греческих авторов, миниатюрам хроник, чеканным изображениям на блюдах. Наш известный археолог Владислав Даркевич написал монографию по результатам иследования целостной группы византийских серебряных чаш, найденных на территории Восточной Европы. (Русь, Приуралье, Восточная Прибалтика). В них предстает мир комниновской аристократической элиты — столкновения конных армий в долинах Малой Азии, опасные охоты и разгульные празднества с участием музыкантов и комедиантов. Военно-аристократические слои Византии XII века еще продолжали пользоваться фольклором, и, по выражению Даркевича, "не свободные от язычества, они частично участвовали в исполнении традиционных обрядов".
Знаменитый канонист XII века Феодор Вальсамон, с негодованием описывая настенные росписи дворцов комниновской аристократии, называет оных аристократов греческим словом "эротоманиак".
Ну до кучи — расцвет рационализма, жанра сатиры и прочие возрожденческие прелести... Карделлис пишет об "атмосфере едкой сатиры, утонченного эротизма и философских ересей" в салонах Константинополя.
Этот социум сам подготовил успех Четвертого крестового похода — вполне "ренессансный" индивидуализм и тяга к самоутверждению, охватившие эту комниновскую элиту после пресечения династии Комнинов, привели к серии мятежей и междуусобий, перемалыванию в них армии и развалу "вертикали". Византия не успела преодолеть этот кризис, так как явились крестоносцы. Которые кстати пришли поначалу не как враги-завоеватели, а как союзники одного из претендентов в гражданской войне, и видели в Византии собсвтенно такую же часть "Христианского мира" — в 1203 целый ряд баронов отказался участвовать в походе на Константинополь из нежелания воевать с единоверцами (см. подробную монографию Филипса о Четвертом крестовом, она есть в сети на русском). После разгрома уникального культурного центра — Константинополя — Комниновский Ренессанс рухнул, ибо нечем было заменить сгоревшие столичные академии и библиотеки. Никифор Влеммид, создавая высшую школу в Никее, вынужден бы объехать все Балканы, собирая книги по монастырям. Палеологовская же Византия была слишком бедна чтобы даже повторить, не то что продолжить успех Комнинов. И хотя научное развитие продолжалось (см. к примеру тему григорианского календаря в соседней теме), но уже с середины XIV века "мозги" начинают массово утекать в Италию, оставляя погибающую страну паламитскому монашеству.
Так вот, к чему этот длинный текст. На одном их православных форумов сказали что де правильно Господь попустил взятие Царьграда латинянами. Ибо греки уклонились в возрождение мерзостей языческих. А раз потом не вразумились — то и туркам тоже попустил. Зато под турками сохранили чистоту православия.
Присоединитесь к этому мнению что "правильно все сложилось"?
Den пишет:
Хм, т.е. вы считаете, что включить в Русь Болгарию шансов не было?
Да, считаю.
Во-первых, война Святослава с Цимисхием показала "непреодолимые преимущества" ромейской военной машины македонской династии — византийская армия в то время "на пике". Тяжелая кавалерия, забронированная от ушей до копыт, тяжелая пехота, умеющая растягивать и смыкать ряды и производить прочие строевые эволюции; прикрываемые этой похотой многочисленные лучники, массированным обстрелом размягчающие ряды противника чтобы тяжелая кавалерия могла их расклинить, четкое взаимодействие и дисциплина — все это показало решающее преимущество над русичами и их кочевыми союзниками. Немаловажный фактор — Византия тогда сидит на месторождениях качественного легкоплавкого железа (Понт, Тавр) и юзает самые продвинутые металлургические технологии (печи до 6 метров в диаметре), а Русь располагает лишь добычей очень хренового болотного железа (Урала покамест нетути). Сответственно соотношение по защитному вооружению — категорически не в пользу русичей. Как следствие — в битве при Аркадиополе у ромеев меньше сотни убитых, хотя "ранены были почти все". То что ромей убивает русса, а тот его только ранит — имеет своей причиной лишь наличие/отсутствие/качество доспехов.
Но главная проблема даже в не в этом, а в болгарах. Агония Охридского царства с наличием знатных перебежчиков, бегавших от Самуила к Василию и обратно это хорошо показывает. Болгарская элита, вкусив ромейской культуры, уже утратила старые языческие понятия и принципы, и еще не усвоила новые, христианские. С подобной публикой нельзя рассчитывать на искренний союз и верность, можно лишь полагаться на кнут и пряник. Пряников у ромеев гораздо больше и они слаще. Пришлось прибегнуть к кнуту:
"Сфендослав видел, что мисяне (болгары) отказываются от союза с ним и переходят на сторону императора. Поняв по зрелом размышлении, что, если мисяне склонятся к ромеям, дела его закончатся плохо, он созвал около трехсот наиболее родовитых и влиятельных из их числа и с бесчеловечной дикостью расправился с ними — всех их он обезглавил, а многих других заключил в оковы и бросил в тюрьму."
— но и кнут у ромеев оказался более мощным и хлестким.
Болгарию при Павле Петровиче брать надо, когда у болгар почти полное отсутствие светской элиты. Пришлое русское дворянство таковой вполне органично станет.
Den пишет:
Коллега а вы не... гм... не полемически заостряете?
Ну возможно отчасти. Появлялись в Киевской Руси интелектуалы вроде Климента Смолятича и Кирилла Туровского, "глаголавшие от Омира, Аристотеля и Платона", появлялись "протоуниверситеты" (когда вокруг такого интеллектуала собирается группа учеников). Не сложилось институционализированной высшей школы.
Ivto пишет:
Например, удачную осаду аваро-славянским войском Константинополя в начале 7 в. Или успешные военные действия на том направлении Святослава в 10 в.
Насчет Святослава — написал выше. По аварам — неоднократно разбиралось на ФАИ. Ни единого шанса. Стена Феодосия неприступна даже если ее обороняет ополчение димов, до появления пороховой артиллерии взять ее штурмом не удавалось никому и никогда, хотя попыток было немерено. Каган собственно и штурмовал ее "до последнего славянина", пока славяне не начали разбегаться.
А с моря, как крестоносцы...вы почитайте "Славянскую Европу" Алексеева, там красочно описаны попытки славян на своих челнах вступить в бой с ромейскими дромонами в Золотом Роге. Жалкое зрелище.
Ivto пишет:
Только позаимствовали больше тупую бюрократию и удушающую налоговую систему. Которыми ромеи стягивали свою подыхающую империю, но которые только душили относительно молодые народ и государство.
Вот этим бредом сивой кобылы вы, колега, подтвердили мои высказывания выше относительно незнания — ибо доподлинно воспроизвели созданный Гиббоном "черный миф" о Византии. На Западе он уже развеян, а у нас умные вроде бы люди до сих пор верят в "удушающую систему", которая родилась в воображении историков XIX века, принявших политические памфлеты (написанные в жанре риторического "псогоса" — "поношения") за достоверные источники.
А во-вторых — позвольте полюбопытствовать, где и когда Русь заимствовала византийскую бюрократию???? Уж точно ничего похожего на византийскую бюрократию (даже реальную, а не из "черного мифа") ни в Киеве, ни в Москве никогда не было. В Киеве вообще не было ничего даже отдаленно похожего на бюрократию, а Московская "бюрократическая" схема имеет монгольское, а не византийское происхождение (дуализм боярина-наместника и дьяка в раннем Московском царстве — один в один дуализм военного наместника — темника или царевича-чингизида — и приставленного к нему налогового чиновника-даругачи). От Палеологовской же Византии и при желании заимствовать в этом плане было нечего — ибо там разложение административной системы и феодализация.
Так же как Русь не заимствовала византийскую светскую культуру и науку, точно так же она не позаимствовала от Византии ни управленческой системы, ни даже имперской идеи. Даже обряд возведения на престол и идея "Третьего Рима" появились у нас когда Византии уже не существовало.