Виталий пишет:
во времена ЕМНИП именно Грозного, мусульманским дворянам запретили иметь православных крепостных
Коллега Виталий явно ударился в АИ, обнаружив в России крепостных во времена Грозного.
А русские "грады и волости в кормление" мусульмане при Грозном получали только в путь. Как-то так: click here
Виталий пишет:
Маловата заслуга то будет
Простой вопрос — назовите мне христианскую церковную организацию, добившуюся больших успехов в обращении мусульман в аналогичный период.
Виталий пишет:
надо полагать у большевиков в СрАзии сразу была тишь, гладь и божья благодать? А не было вялотекущей войны практически все 20е годы?
Ну да, как я и говорил, уровень дискуссии здесь не изменился. Выдумывать некие утверждения, приписывать их оппоненту и с гордым видом опровергать по прежнему в моде.
Виталий пишет:
И опять таки сравниваем процент "светских" среднеазиатов, с процентом крящен относительно общего числа татар.
Вы, коллега, тут пытаетесь сравнивать несопоставимые вещи. Сов. власть пришла в полудикий Туркестан с трактором, синематографом и стройками поражающих воображение инфраструктурных объектов, показывая рукотворные чудеса. Следование за сов. властью было следованием по пути цивилизации и прогресса.
В XVI-XVII же веках кроме "слова божьего" увлекать было боле нечем — уровень культуры Московской Руси был хоть и выше уровня Казанского края, но отнюдь не на порядок. С учетом этого, и на фоне прочих христианских конфессий — успех в патриарший период был таки явным.
Виталий пишет:
Коллега, мне надо вспоминать о своих корнях, и напоминать благодаря КОМУ у нас с церковью к началу XVIII века получился полный швах? Кто цинично делал из русской церкви — "веру греческую" и с достойным всяческого порицания увлеченностью убивал в церкви русский дух?
Не понял к чему вопрос.
Виталий пишет:
так оно и в XIX веке так продолжалось, по вашей же ссылке
Но методы принуждения были уже недоступны.
Виталий пишет:
С полным непониманием менталитета нехристей
У академического "ученого монашества", выраставшего в той самой "западной богословской среде" (из какового формировалась вся иерархия), с пониманием менталитета собственных мужикофф были некоторые проблемы, что уж тут о нехристях....
Виталий пишет:
Ради объективности между воцарением Екатерины и муфтиятом было почти 20 лет
И что?
Виталий пишет:
Ну и что это говорит о качестве кадров в РПЦ?
Ко второй половине XIX века — ничего хорошего. "Верхи не могут, а низы не хотят". Наверху — "ученое монашество", делающее чиновничье-иерархическую карьеру карьеру из руки обер-прокурора, вращающееся в академическом кругу и "страшно далекое от народа". На низу — рядовое священство, большая часть которого служит вообще из под палки — ибо выход в "гражданское состояние" почти невозможен, получить образование сын попа может только в бурсе, а поступив туда, обречен принять сан и тянуть лямку даже если никакого призвания к священнослужению не имеет (в результате чего семинаристы дали из своих рядов зело приличный процент революционеров). И любые предложения реформ, поднимающиеся из церковной среды, пресекаются государством (в лице обер-прокурора) про принципу "держать и непущять".
То что такая Церковь не удержала влияние даже на умы своей исконной паствы — ничуть не удивительно.
Виталий пишет:
Слив католикам продолжался и продолжался.
Слива не усматриваю — до "воссоединения холмских униатов" вполне дошло. Наступление на католицизм — таки да, не прослеживается. Но оно и не было реальным в ситуации, когда для поляков католицизм превратился практически в средство национальной самоидентификации.
Виталий пишет:
православная философская мысль была хоть сколько-то интересна нескольким процентам наседения РосИмперии
Угу. В XIX веке любая философская мысль была интересна нескольким процентам населения империи.
Виталий пишет:
отцы церкви не воспользовались даже госаппаратом, когда католиков можно было просто физически уничтожать, как бунтовщиков
Вообще-то — по хорошему — не дело Церкви кого-то уничтожать. И — сам госаппарат склонности к таковому отнюдь не проявлял. Он считал что Россия -це Европа.
Виталий пишет:
оценка Диких Дивизий и их боевых качеств проскакивал на Форуме не единожды. Ну и как бы цена этой лояльности
Я что-то говорил за профит такой политики?
Виталий пишет:
Впрочим учитывая что работорговлей с турками занимались вполне себе православные дворяне, оно и не удивительно.
georg, Церковь против этого хоть как-то выступала? Пусть даже не Синод, пусть кто-то из иерархов?
Я наверное не знаю чего-то. Просветите насчет работорговли с турками. Что западно-грузинская знать в период Османского господства торговала грузинскими же крестьянами — это в курсе, но Синод-то тут при чем?
Виталий пишет:
за полтысячи лет, РПЦ ни разу не продемонстрировала умения работать с иными конфессиями
С мусульманами — в "органичный" период своего бытия продемонстрировала во всяком случае не меньше "умений работать" чем прочие христианские церкви. Что касается западных — проповедь и школа РПЦ были откровенно слабее по вполне объективным историческим причинам "отставания России".
Виталий пишет:
Простите, ну и зачем эту стюардессу откапывать?
Это не ко мне вопрос — я от обсуждения сабжа воздерживаюсь. Во избежание.
Виталий пишет:
Всегда церкви кто-то да мешал
Избитый приемчик, коллега, под него — методом надергивания — много чего подвести можно. Вплоть до того, какие яйца мешали коммунистам, что не то что коммунизм не построили, а аж до краха СССР дошло. И ведь реально получится, что всегда кто-то да мешал.
Виталий пишет:
Потому как насколько я помню, после окончания XIII века восстания морисков сошли на нет
Восстания морисков в XIII веке — такая же АИ, как и крепостные при Грозном. Те мориски, о которых я пишу — это население бывшего эмирата Гранады, население которого было обращено (по методу "креститесь или валите", рекомендованному коллегой Визардом) как раз к тому самому:
Виталий пишет:
начале XVI века
— ибо Гранада завоевана у арабов только в 1492 году, а загонять тамошних мусульман в христианство начали в 1502.
Первое восстание было уже в 1520ых, когда Хайреддин Барбаросса вывез часть их из Испании, потом мощнейшее восстание 1568-1572, закончившееся длительной партизанщиной и потребовавшее тех самых "полноценных армейских операций". Ну и позже вспышки по мелочи, закончившиеся в 1602 их полным изгнанием из Испании.
Виталий пишет:
за которыми по сути ничего кроме следов исламской обрядовости найти не смогли
В массе они реально продолжали исповедывать ислам, лишь прикидываясь христианами.
"Священники, коим было поручено разъяснять маврам католическую доктрину, хорошо знали, что даже если те и соблюдали обряды христианской религии, делали это притворно, из страха перед инквизицией; поскольку их вынуждали исповедоваться перед Пасхой, они прилежно являлись на исповедь, но не каялись ни в одном из своих грехов; никогда они не обращались к священникам, чтобы те причащали больных, а порой, опасаясь, как бы те не пришли сами по долгу службы, утаивали свои болезни, создавая видимость скоропостижной кончины — во всяком случае, так говорили домочадцы, злонамеренно скрывавшие правду."
Виталий пишет:
а можно грязных подробностей, когда и за что их начали давить армейскими подразделениями?
Легко. За что — за массу мелких фактов типа этих:
"Обращенные сохраняют свой язык, образ жизни (одежду, скрытые от чужих глаз жилища), тайно исполняют культовые обряды, не едят свинину, не пьют вино, запрещают браки с христианами. А когда пираты Алжира, Тетуана и Сале высаживаются в Испании и совершают набеги внутри страны, они им оказывают поддержку, грабят и убивают вместе с ними. 23 августа 1565 г. 400 берберов с барабанами и знаменами вторглись в страну и достигли южных склонов Сьерра-Невады. Мориски встретили их с распростертыми объятиями, они разрушили христианские жилища, обрушились на церковь, растоптали святые дары и на следующий день ушли, уведя пленников. В сентябре следующего года 350 тетуанских пиратов достигли северной части Альмерна, сея среди христиан панику, и найдя братский прием у морисков. Они убили крестьян, священников и уплыли, захватив 44 пленника. Вместе с ними ушли 600 добровольцев-морисков. В районе Альмерна мориски составляли 90 процентов населения, поэтому христиане чувствовали себя в безопасности только за городскими укреплениями".
И когда:
"В XVI в., по мере того как турецкое владычество утверждается в Средиземноморье, в Испании зреет страх перед османской опасностью. Он достигает кульминации на Рождество 1568 г., когда в Гранаде разразилась "религиозная война", "война враждебных цивилизаций", потрясшая все королевство. Для правителей Мадрида это не было неожиданностью. Зная о сговоре между морисками и внешними мусульманами, они полагали, что зло можно искоренить, если принудить морисков носить испанскую одежду, говорить по-кастильски и оттеснить их внутрь страны. Эти меры, предпринимаемые с 1566 г., породили бунт 1568 г. За семь месяцев до взрыва посол Франции докладывал своему королю о его возможности, прямо называл причину: страх.
"Сир, опасность в Гренаде, о которой я уже докладывал, есть не что иное, как страх перед местными морисками, которые, по проверенным данным, имеют налаженную связь с королем Алжира. Король Испании желает, чтобы они носили испанскую одежду, более того, чтобы они говорили по-испански, полагая, что тем самым он упрочит уважение к себе. Поговаривают также, что все они будут высланы за пределы страны, в Галисию, в горы и рассеяны там так, чтобы не смогли более сговариваться с маврами. На их же земли поселят горных жителей".
Бунт разразился из-за потасовки между христианами и морисками. Албанцин и Гренада остаются спокойными. Но восстание захватывает Сьерра-Неваду и длится около двух лет. В самых значительных сражениях бунтари насчитывают в своих рядах не менее 150 000 человек. Около 4000 берберов сражались на их стороне. Тем временем Али-паша захватывает Тунис, а в июле турки высаживаются на Кипре, еще лишний раз подтвердив мусульманское единство во всем Средиземноморье. Таким образом, у испанцев были многочисленные и разнообразные враги, как внешние, так и внутри страны. Погасить очаг восстания в Сьерра-Неваде и не дать ему распространиться по Валенсии удалось военачальнику дону Хуану Австрийскому с военной помощью из Ломбардии и Неаполя."
Как ни крути, но при всем культурном, образовательном и прочем превосходстве Габсбургской Испании над Московским царством и испанского католического духовенства над его русскими коллегами-современниками — "крящены" таки по всем параметрам оказались более удачным проектом чем "мориски". "Все познается в сравнении".
И был бы еще удачнее, если бы и в XVIII веке его продолжали бы теми же методами ученики-преемники тех же людей ;-)