Распространение коронавируса до сих пор не проявилось в японской статистике не из-за злого умысла властей, а потому что вирус действительно распространяется медленно – по независящим от правительства причинам. Население Японии начало культивировать мизофобию (боязнь инфекционных заболеваний) и практиковать социальное дистанцирование задолго до нынешней эпидемии и не нуждается в указаниях властей
.................
по данным Минздрава, к 18:00 24 марта в 126-миллионной Японии зафиксировано 1193 подтвержденных случая Covid-19. По этому показателю ее уже обошли не только такие крупные страны, как Израиль, Дания и Норвегия, но и гигантский Люксембург.
Статистика по смертности чуть менее благополучна, но чувства набирающей обороты катастрофы она тоже пока не вызывает: к вечеру вторника от коронавируса в Японии умерло 43 человека – ощутимо больше, чем в той же Норвегии, но намного меньше трех- и четырехзначных цифр из крупных европейских стран.
Список удивительных статистических артефактов этим не исчерпывается. Взглянем на данные, скольких людей с коронавирусом поместили в отделения реанимации и интенсивной терапии (ОРИТ). Ведь в самой пожилой стране мира острая инфекция, больнее всего ударяющая по людям в возрасте, должна вызвать резкий рост показателей госпитализации в тяжелом и критическом состоянии. Правильно? Нет. К вечеру 24 марта в ОРИТах по всей Японии было всего 57 человек с Covid-19.
.............................
О почти универсальной привычке японцев носить хирургические маски знает любой, кто хоть что-то слышал о Японии. Причин для этого несколько, но мы сосредоточимся на главной: в Японии не принято брать больничный. Уважительной причиной для неявки на работу здесь не являются ни ОРВИ, ни атомная бомбардировка, что явствует из истории про хиросимские трамваи. Это обстоятельство вызвало к жизни экзотическую норму: если ты температуришь, чихаешь и кашляешь, непременно иди на работу, но в маске, чтобы не заразить окружающих.
............................
С социальным дистанцированием все еще интереснее. Наибольшую опасность для общества в условиях эпидемии коронавируса, по-видимому, представляют люди моложе 35 лет: они зачастую переносят заболевание бессимптомно и потому являются почти идеальными невидимыми переносчиками инфекции. Так вот именно эти люди в Японии уже давно и очень хорошо изолированы – как от тех, кто подвержен риску развития осложнений, так и друг от друга.
Во-первых, крупные города, где эпидемия распространяется быстрее всего, в Японии намного моложе городов средних и малых, не говоря уже о сельской местности. Люди в мегаполисах почти не живут семьями, состоящими из нескольких поколений; более того, средний молодой японец вообще видит своих старших родственников в провинции от силы два раза в год. Это создает своеобразный барьер, защищающий пожилых японцев от инфекции, причем этот барьер не пробивается даже тогда, когда пожилым требуется ежедневный уход: по статистике, свыше 50% людей старше 65 лет получают его от супругов, относящихся к той же возрастной категории, а не от детей или внуков.
Во-вторых, японская городская молодежь, по сути, очень одинока сама по себе. Как минимум 1,5% людей в возрасте от 15 до 39 лет местная статистика относит к категории «хикикомори» – не учащихся и не работающих добровольных затворников, месяцами и годами не покидающих своих квартир. Те, кто квартиры все же покидает, как правило, курсируют по маршруту работа – дом: первое отнимает у них так много времени и сил, что весь досуг сводится к сидению и лежанию во втором. С личной жизнью дела обстоят еще хуже: почти 70% японцев и почти 60% японок в возрасте от 18 до 34 лет не состоят в романтических отношениях, а четверть мужчин моложе 50 лет до сих пор холосты.
Впрочем, даже состоящие в браке японцы и японки не самые перспективные переносчики для вируса, предпочитающего распространяться через близкий физический контакт. Процент женатых и замужних людей, регулярно живущих половой жизнью, в Японии один из самых низких в мире, а процент супружеских пар, спящих в разных постелях, – один из самых высоких.
Если добавить к этому поклоны, заменяющие здесь рукопожатие, неодобрительное отношение к выражению романтических чувств на публике и отсутствие привычки ходить друг к другу в гости, вывод напрашивается сам собой: эпидемия коронавируса попросту натолкнулась в Японии на еще более сильную эпидемию одиночества, создавшую для Covid-19 очень неблагоприятную среду для распространения.