Прошло уже больше двух лет. За это время:
1) Ангара наконец-то полетела в прошлом году... Вытащила на ГСО кусок латуни почему-то значительно меньшей массы чем заявленная ПН и после ее на космодроме ни кто не видел. Следующий запуск судя по всему аж в 2017.
2) В 2014 Фалькон-9 обогнал Протон по числу коммерческих запусков на ГПО — 3 против 2. Дело в том что именно ГПО (для иностранцев) и ГСО (для федеральных) является фактически единственной целевой орбитой Протона. При этом иностранные нагрузки на ГПО до 2014 года были основным источником дохода ЦИХ — они составляли до 70 % всех запусков за год. Всего таких запусков было 5-6 в год. За 2015 год Протон вроде как обошел Фалькон-9 по числу геостационарных запусков (3 к 2 но уже в пользу Протона, не считая заваленный Мекссат), но число экспортных запусков осталось по-прежнему низким.
3) В июне 2015 Фалькон-9 ушел за бугор. Вот только заказчики на Протон почему-то не повалили. Очевидно от того что если Фалькон-9 навернулся впервые за 5 лет эксплуатации, то Протон-М это делает ежегодно и конца тому не видно. Для привлечения клиентов ЦИХ и ILS пришлось пойти на снижение цены запуска со 100 до 65 миллионов. Но тут же было официально заявлено что это временная мера.
4) Сегодня совершил первый полет Фалькон-9 в 1.2. По ПН на ГПО он уже вплотную подбирается к Протону (ЕМНИП даже в многоразовом варианте) и при этом первая ступень благополучно приземлилась на мысе Канаверал. Причем за запуск было заплачено 40 миллионов вместо обычных 60.
5) ULA (та самая которая у нас РД-180 покупает) в сентябре 2014 года поменяла директора. Новый директор Тори Бруно объявил курс на импортозамещение и снижение цен и красивую схему спасения двигателя когда-нибудь потом... Правда пока что конь особо не валялся, да. Но мораторий на закупку РД-180 для нужд ВВС США уже объявлен — пока что можно докупать для запусков НАСА и прочих не-военных учреждений, но в связи с возвращением Фалькона-9 объективная надобность в этом отпадет.
6) До кучи японцы уже второй год запускает по 4 Н-IIA, а не по 2 как раньше, т.е. в очереди на православный Протон и тем более Ангару мы их уже не увидим. Анонсирована разработка H-3 с первым полетом в 2020 году. Индия запустила GSLV mk III и постепенно переходит на самообеспечение. Китайцы доделали почти доделали ВП-5, покатали по Луне луноход и посидели в своей версии БИОС-3.
И так, внешний рынок запусков мы успешно теряем, с потерей этого рынка придется так или иначе компенсировать недополученное ЦИХ за экспортные Протоны — либо изобретая свои миссии под тяжелые ракеты либо плюнуть на то что стоимость запуска Протона или Ангары де факто стала равна ракетам ULA до недавнего снижения цен под влиянием СпейсИкс ($ 200 миллионов в среднем). Есть конечно третий путь — оптимизировать расходы ЦИХ, что и пытаются делать уже второй год. На сколько успешно будем посмотреть. Отказ от Протона и Ангары означает отказ от геостационара (точнее можно будет при желании извратиться с Союзом и довыведением на ЭРД, но спутников придется делать больше).
Крыть многоразовость Фалькона-9 нам (да и прочим) не чем. Работы по многоразовости не велись со времен Энергии-Бурана (да и там задание сделать боковушки возвращаемыми доблестно завалили). Для использования той же схемы что и СпейсИкс существующие ракеты не годятся — слишком велика минимальная тяга ДУ. Юмор в том что садиться аки Фаькон должна была уметь "Россиянка" — проект от макеевцев, аж 90х годов. Вот только от нее в начале доблестно отказались в пользу Ангары, а потом доводили ту Ангару до ЛКИ все 3 года после анонса СпейсИкс планов по ракетной посадке (не считая еще 17 от утверждения проекта). Аргумент был железный — "а пусть в начале ступень посадят".
!HASTA LA VICTORIA SIEMPRE!
"Если вы имеете ввиду евгенику ,то в условиях СССР она была весьма необходима."(с) Абрамий