Машины без бензина -- это хлам .
А выпуск автомобилей для которых физически нет топлива -- это безмерное расточительство и вредительство .
Тратить силы и средства на потом не используемый транспорт -- это даже не ошибка , это хуже .
Средний наезд на один автомобиль менее 100км в день , а скорее всего 60-70 км в день .
При средней грузоподъемности в 2 тонны выходит ,что один автомобиль перевозил менее 100 тонно-километров в день .
И это в тех условиях когда нефтяная промышленность и добыча нефти имели хроническое недофинансирование .
В 1931 году нефтяная промышленность получила 417 млн. рублей капиталовложений.
В середине 1932 года планировалось в следующем, 1933 году , почти удвоить величину капиталовложений, доведя ее до 815,2 млн. рублей , а к 1937 году капиталовложения должны были возрасти более чем в 4 раза по сравнению с 1932 годом (план — 440,3 млн. рублей ) и достичь 1 746,1 млн. рублей
Все эти показатели планировались в неизменных ценах без учета инфляции и роста оптовых цен .
При учете обесценения рубля реально в 1933 году было капиталовложений только 670 млн рублей .
В 1937 году около 800 млн. рублей .
Но даже этих денег отрасль не получала.
Так, расходы на бурение на пятилетку были запланированы в размере 2 429 млн руб., освоено — 2 100 млн руб., или 86,5% плана .
С учетом обесценения рубля и роста оптовых цен -- это будет около 1000-1200 миллионов рублей 1931-1932 года .
Результат -- дефицит решительно всех нефтепродуктов стал хроническим.
Осенью 1933 г. в очередной раз создалось катастрофическое положение даже с снабжением жидким топливом речного волжского ,камского и каспийского флота , даже для перевозки нефти не было жидкого топлива .
Встали железные дороги юга СССР ,т.е. там где использовали нефть и мазут как топливо для паровозов .
Начали вставать металлургические печи на южных заводах .
В крупных городах пропал осветительный керосин ( про мелкие города и села можно и не говорить ) .
Из письма Межлаука Молотову .
"основные транспортные магистрали и предприятия, как Мариупольский завод, Донсода, ЧХК, военные заводы и т.п. поддерживаются за счет переадресовок, оценок путевого нефтетоплива, за счет использования в качестве нефтетоплива других, также крайне дефицитных нефтепродуктов: смеси гудронов с керосиновым дестиллатом, черной солярки, веретенных и других масел, смазочного мазута! "
Добыча сырой нефти , всего по СССР : план 1934 года -- 27 245 тыс тонн ; факт только -- 24 145,4 тыс тонн .
Более того предполагали ,что Грознефть добудет в 1933 году 5,15 млн тонн нефти и газа, в 1934 г. — 6,2 млн тонн в 1935 г. — 7,2 млн тонн , в 1936 г. — 8,4 млн тонн в 1937 г. — 10,2 млн тонн .
На самом деле, в 1934 году добыча нефти Грознефтью составила только 69,3% к уровню 1933 года и составила менее 3,6 млн. тонн .
Планы по добыче нефти«Грознефтью» в 1934 году были выполнены на 56%, в 1935 году план снизили — на 83%, в 1936 году ещё раз план снизили — на 103%.
Добыча в Грозном тогда составила лишь 3 289 тыс. тонн — в два с лишним раза меньше, чем в 1931 году .
На лицо быстрое истощение нефтеносных пластов .
К всем бедам просто не было нужного количества насосов для откачки нефти из пластов и после прекращения фонтанирования нефти многие скважины бросали .
В 1932 году на самую дешевую фонтанную добычу нефти в Грозном пришлось 81% всей добычи .
В 1933 году фонтанная добыча нефти составляла только 17,9% , насосная — 29,5% , остальное ( 52,6% ) добывали ветхопещерным тартанием с конным и человечьим приводом .
Тартанием было невозможно поднимать нефть с глубины более 500 метров ( обыкновенно 100-200 метров ) .
Кроме это средний дебит скважины упал почти в двое .
Это тоже совсем не удивительно .
За период 1918 — 1936 год открыт один только новый и единственный нефтеносный район — Горно-Чеченский .
Для увеличения нефтедобычи в Грозном не была произведены разведка недр и не была подготовлена ресурсная база .
Просто не было открытых геологами достаточных запасов нефти в недрах и никто их толком и не искал .
И достаточных средств в это не вкладывали .
Даже в известных в Грозном и его окрестностях нефтеносных районах нормального бурения новых скважин не велось ,а те что бурились имели недостаточную глубину .
Грозненская нефтяная промышленность базировала свою добычу исключительно на верхних пластах обоих своих основных районов — нового и старого.
Глубже 2км не бурили , а большинство скважин имело глубину не более километра .
На вторую пятилетку однако планировалось выйти на более глубокие пласты, доведя бурение до 3 километров , но на это не было выделено ни средств , ни материалов и оборудования .
В Бакинском нефтеносном районе положение было немногим лучше .
Однако и здесь достаточных площадей для добычи разведано не было ,а нужного количества скважин и в старых районах нефтедобычи не бурилось .
В Азербайджане с 1924 по 1934 гг. в разведке глубоким бурением пребывали следующие площади:
1) Апшеронский полуостров — 34 площади;
2) Кабристан — 11 площадей;
3) Прикуринская низменность — 6 площадей;
4) Прикаспийский район — 1 площадь;
5) Кировобадский район — 1 площадь.
Всего с 1924 по 1934 г. за 10 лет было пробурено в этих районах 234,8 км скважин ,т.е. только менее 150 промысловых и разведывательных скважин .
В период 1935 по 1940 год было пробурено Азнефтью ещё 270 км ,т.е. около 140км промысловых и разведывательных скважин , что решительно всеми геологами для для такого хорошего нефтеносного района, как Бакинско-Азербайджанский было абсолютно недостаточным .
Как и в Грозненском нефтеносном районе и в Бакинско-Азербайджанском для увеличения добычи не хватало ни оборудования , ни особенно буровых труб .
Снабжение буровыми трубами было менее 20% от необходимого .
В результате нехватки жидкого топлива была весьма подорвана обороноспособность СССР .
Не было топлива для нормального обучения например танкистов и летчиков .
Особенно плохим было положение с высокооктановым авиабензином .
И к 1941 году , как и до революции практически всю нефть добывали в двух основных районах : Грозненском нефтеносном районе и в Бакинско-Азербайджанском .
Освоение и разведка новых нефтеносных районов , например Урало-Волжского района шло просто преступно медленно .
Вот где ошибка руководства СССР .
Надо при начале индустриализации вложить больше средств в добычу и переработку нефти .
Построить заводы по производству бурового оборудования и труб вместо вложения средств в автомобильную промышленность , пока урезать автомобильную и тракторную промышленность до 50 % реала .
На деньги полученные от увеличения экспорта нефти и нефтепродуктов начинать масштабную автомобилизацию и механизацию сельского хозяйства , но не в 1928 году ,а в 1935 году .
Приток нефтяных денег позволил-бы вести индустриализацию более быстрыми темпами .