Россия выбыла из индийского тендера на поставку 126 истребителей для ВВС Индии. ¶
Об этом сообщил официальный представитель "Рособоронэкспорта" Вячеслав Давиденко. По его словам, "Рособоронэкспорт" и Объединенная авиастроительная корпорация считают, что принятое решение является исключительным правом выбора индийской стороны того или иного поставщика авиационной техники". На объявленный в 2007 году тендер претендовали шесть участников: российская корпорация "МиГ" с МиГ-35 (по сути, являющимся модернизацией своего предшественника МиГ-29), европейский Eurofighter с EF-2000 Typhoon, американские Lockheed Martin с F-16 Fighting Falcon и Boeing с F/A-18 Super Hornet, французский Dassault Aviation с Rafale и шведский SAAB с JAS-39 Gripen.
По условиям тендера, победитель должен инвестировать половину стоимости контракта в производство на территории Индии. Первые 18 самолетов должны прибыть в Индию в собранном виде из-за рубежа, остальные должна изготовить индийская самолетостроительная компания Hindustan Aeronautics Ltd. (HAL). Стоимость контракта — 10,5 миллиарда долларов. И это без учета возможных закупок дополнительно 64 машин, а также оказания сервисных услуг.
Подобное решение имеет огромное значение для всего мирового рынка вооружений, а для России это огромный проигрыш. И дело не только в том, что Индия более чем на две трети была оснащена оружием советского и российского производства и всегда считалась в Москве "нашим оружейным рынком". Более того, после заметного снижения уровня ВТС с Китаем, который в последнее десятилетие являлся главным покупателем нашей оружейной продукции, Индия вышла на первое место. И это лишний раз заставляет задуматься о том, насколько крепки наши позиции в этой стране, лакмусовой бумажкой чему и послужил проваленный тендер.
Проигрыш также ставит под вопрос планировавшееся продвижение самолета на латиноамериканском и ближневосточном рынках. Впрочем, дело не только в потерянных миллиардах долларов. Теперь, после такого "холодного душа", эксперты не исключают того, что планировавшиеся к закупке 72 МиГ-35 для Минобороны РФ могут стать слишком дороги, поскольку в случае выигрыша тендера производство более крупной партии самолетов удешевляло изготовление отдельно взятого самолета.
Почему же мы проиграли? Устами эксперта в области внешней политики Индии Канвала Сибала, бывшего первого замминистра иностранных дел, работавшего в свое время послом в России, индийская сторона признала, что вышедшие в финал "европейские самолеты очень дороги и что самое дешевое предложение было русское".
Стоимость проигравшего европейским конкурентам МиГ-35 едва ли не в два раза меньше Rafale и EF-2000 Typhoon. Что касается качества, то тут вопросов гораздо больше. Как ранее сообщал "Рособоронэкспорт", многофункциональные истребители МиГ-35, созданные на базе корабельных самолетов МиГ-29К/КУБ, в рамках тендера MMRCA успешно прошли демонстрационные испытания в России и Индии, подтвердив все заявленные характеристики. Видимо, поэтому многие в нашей стране были уверены в победе.
Однако у иностранных специалистов иные соображения. Правда, в прессе уже сообщалось о том, что за несколько месяцев до объявления победителя, в отличие от остальных конкурентов, МиГ-35 якобы даже не прибыл на главный индийский авиасалон Aero India-2011 в Бангалоре. И якобы индийская сторона пыталась не только выяснить причины неявки, но и убедить Россию участвовать в "смотринах", но реального ответа не последовало.
И вышеупомянутый мной индийский эксперт Канвал Сибал считает, что "в основу решения легли исключительно технические показатели". По его словам, "Россия перестала быть серьезным претендентом на победу в тендере после проведения в прошлом году летных испытаний. "Рафаль" и "Еврофайтер" выступили в ходе летных испытаний лучше своих конкурентов".
Правда, СМИ сообщали, что изначально все участники были уверены в том, что политика будет одним из важнейших факторов при принятии решения. И приводили более раннее высказывание того же Сибала, согласно которому победитель тендера будет определен не только на основании технических показателей, но "и политических соображений". Впрочем, как считает Сибал, решение принимает Минобороны, но его еще надо будет отстоять в Минфине. А там не так-то просто будет доказать, чем в точности руководствовались те, кто принимал решение в пользу более дорогих европейских машин. Причем в том же индийском Минфине немало сторонников вкладывания средств в развитие собственной авиационной отрасли, в частности, самолета "Теджас". Как бы там ни было, нам уже не приходится надеяться на то, что Дели изменит свою позицию по данному вопросу.
Теперь Россия официально получила отказ. Ей отправлено письмо от Минобороны Индии, в котором содержится 14 замечаний. И якобы, в том числе, одно касается двигателей. Эксперты отмечали, что двигатель не дотягивает до желаемых индийской стороной показателей: его межремонтный ресурс должен быть две тысячи часов полета, общий же ресурс — четыре тысячи часов.
К этому надо добавить, что у Дели накопилось очень много вопросов по факту многочисленных крушений купленных индийской стороной у Москвы самолетов. Впрочем, пока крест на военно-техническом сотрудничестве Индии и России ставить не стоит. В настоящее время стороны реализуют более десяти крупномасштабных программ только по авиационной тематике, включая поставки истребителей МиГ-29К/КУБ, МиГ-29М/М2, лицензионное производство истребителей Су-30МКИ и подготовку к их модернизации и оснащению перспективными российско-индийскими ракетами BrahMos, создание истребителя пятого поколения, работу над проектом многоцелевого транспортного самолета (МТА).
Также на очереди работы по модернизации имеющихся у Индии всех старых модификаций МиГ-29. В общем, до 2016 года Россия авиационными контрактами с Индией обеспечена. На очереди участие в тендерах Министерства обороны Индии на поставку самолетов-заправщиков, ударных вертолетов, легких вертолетов разведки и наблюдения, тяжелых военно-транспортных вертолетов. Впрочем, после нынешнего проигрыша у нас уже нет прежней уверенности в том, что мы их выиграем.
Что же послужило причиной такого проигрыша и что следует сделать для того, чтобы в будущем избежать подобных поражений? Мое мнение.
20 лет назад, когда развалился СССР, мы впервые показали индийцам, что в условиях развала не всегда способны в полной мере обеспечивать реализацию контрактов и, в частности, в срок поставлять нужный объем запчастей. Мы вновь показали себя не с лучшей стороны. Дело в том, что история с затянувшейся на годы модернизацией авианосца "Горшков" не единична. Вспомним ситуацию с атомной подводной лодкой и т.д. Конечно, можно было хоть как-то объяснить ситуацию с затягиванием сроков после развала СССР, но то, что происходит сейчас, видать стало последней каплей в чаше терпения индийской стороны.
Европейские же производители с точки зрения индийцев представляются более аккуратными, добросовестными, обязательными и предсказуемыми партнерами, которые не подведут их с выполнением контракта. Да, индийская сторона выбрала на этот раз более дорогие варианты. Но, тем не менее, для нее они выглядят более приемлемо, чем российский. Индия платит деньги, и она выбирает, какой товар купить.
Конечно, мы сохраняем с Индией теплые отношения. Но если мы не исправимся, то и дальше будем терпеть неудачи. От нас требуется не так уж и много — выпуск продукции с заявленным качеством и предоставление ее в срок.
Что думают ув.коллеги?
Подчиненный перед лицом начальствующим должен иметь вид лихой и придурковатый, дабы разумением своим не смущать начальства.
Никогда не бойся делать то, что ты не умеешь. Ковчег построил любитель, а профессионалы сделали "Титаник".