В.Лещенко пишет:
Вы не слышали какая беда приключилась с Валентом под Адрианополем?
Ну так описываемое коллегой событие случилось позже Адрианополя. И Византия этих самых федератов вышибла нах — что готов, которых попросили из страны, что исавров, которых в итоге депортировали из родных гор.
В плане обсуждаемой темы у Византии есть чему поучится. Дело было так:
В царствование Аркадия, когда готский вождь Гайна добился смещения правительства префекта Аврелиана и поставил префектом претория своего ставленника Кесария, сам получив должность главнокомандующего. Готские (официально естественно римские) войска вошли в город.
Казалось все. Готы берут власть. Но готы вылетели как пробка. Ибо полумилионный мегаполис поднялся против них как один. Небезызвестный философ Синезий, описывая события, гласит, что «сбежавшиеся люди все вместе встали против находившихся в городе варваров», перебили их, взбежали на стены и вместе со стражей дали отпор Гайне. По Синезию, в сражение с варварами вступила «большая толпа народа», «массы», многократно превосходившие по численности «иноплеменников». Синезий придает выступлению народных масс против готов большое значение: «каждый муж из народа» считал этот день решающим для страны и поэтому "решил пострадать и получить посмертную славу".
Выступление горожан было в значительной степени стихийным. По Синезию, константинопольцы в схватке у ворот брали мечи у убитых и отнимали у живых, ибо «для народа все случилось неожиданно, и оружия было недостаточно». Городская стража была неподготовлена к бою и понесла потери (Сократ, 462; Созомен, 556). Это тем более вероятно, что контроль над воротами, принадлежал готскому ставленнику префекту Кесарию. Синезий пишет, что народ действовал «по собственному почину», "не имея предводителя, будучи сам себе полководцем и воином".
Из находившихся в городе готов не уцелел ни один — толпа, по началу даже безоружная, порвала их на части.
Проготское правительство слетело долой, к власти пришел лидер патриотической партии Аврелиан. Гайна, потерявший много людей в городе, был еще раз разбит и со своей братвой ушел за Дунай, откуда гунны вскоре прислали в подарок императору его голову.
Сюжетно близко. Но там в отличии от нас для этого имелись силы:
Формально димы являлись спортивными клубами, которые выступали друг против друга на ипподроме, но эти клубы насчитывали десятки тысяч человек. Каждый клуб должен был содержать своих коней и колесничих, свой зверинец, свою театральную труппу (забеги колесниц перемежались представлениями), своих атлетов (с принятием христианства бои гладиаторов были запрещены, но поединки с хищными зверями и кулачные бои оставались популярными и любимыми зрелищами). Содержалось все это на членские взносы, которые как правило вносили имущие члены клуба – сенаторы, богатые купцы и банкиры, наконец ремесленные корпорации.
Согласно закону об аккламациях, изданному Константином Великим, народу дозволялось в публичных местах порицать дурных администраторов и восхвалять хороших, с обещанием что первые не останутся без наказания, а вторые – без награды. Главным публичным местом столицы, где глас народа мог дойти до императора, был ипподром, где димы и скандировали заранее подготовленные лозунги.
В тяжелый V век, когда Римская империя рушилась под ударами варваров и враг неоднократно стоял у стен Константинополя, горожанам не раз приходилось брать в руки оружие. Благодаря этому народ Константинополя получил «конституционные права». Если раньше императоров провозглашала армия, то теперь император считался законным только в случае если он избирался армией, сенатом и народом. Войска провозглашали императора и поднимали его на щит, сенат торжественно провозглашал его в курии на форуме Августеона, а народ ожидал претендента на ипподроме. Претендент выходил в императорскую ложу – кафизму — без царского облачения, и когда раздавались крики одобрения, возвращался к народу уже в короне. Но и царствующему императору в дальнейшем приходилось учитывать требования народа, раздававшиеся на ипподроме в виде аккламаций.
Немаловажным фактором являлось то, что димы имели не только политические права, но и вооруженные формирования. В древности каждый греческий город выставлял ополчение, и все юноши проходили военную подготовку, тренируясь в специальных гимнастических залах — палестрах. Когда же греческие полисы вошли в состав Римской империи, и воцарился мир, палестры превратились в военно-спортивные клубы молодежи. Римские императоры поощряли их существование, тем более что в Италии и римских колониях существовали аналогичные клубы – по латыни «коллегии ювентум». Греки были абсолютно лояльны Риму, который в восточных провинциях поддерживал их господство над народами, покоренными Александром Великим; немало питомцев этих клубов шло в армию, а при вторжении врага подготовленные горожане отлично обороняли свой родной город. Так например в 504 году при нападении персов на Эдессу пращники из городского ополчения отбросили от ворот города персидскую конницу.
В Константинополе описываемой эпохи, когда все кварталы города разделились между партиями, палестры превратились в тренировочные залы молодежных боевых группировок, объединенных в единую организацию в рамках всей партии.
Нам ныне до них далеко.
А что касается федератов — коллега Лещенко упомянул о них очень кстати. В Западной империи оные федераты, получив земли для поселения, при первой возможности нарушали договоры с империей и забирали силой все больше и больше. Пока не забрали у римлян ВСЕ.
Восточная империя федератов вышибла — и обеспечила себе тясячелетнюю историю. Западная им потакала — и ее сожрали. Выводы очевидны.