ымы пишет:
в подавляющем большинстве коренные ромеи
Коллега, лет пять назад я сам в этот бред искренне верил. Пока не одолел на английском двухтомник Спероса Вриониса (Speros Vryonis, «The Decline of Medieval Hellenism and the Islamization of Asia Minor, 11th Through 15th Century», 1971, Berkeley: University of California Press). По масштабу проработанной матчасти просто поражает. Очень рекомендую, разрыв шаблона обеспечен.
Шукуров, который является в нынешней России если не лучшим, то вторым (после Коробейникова) спецом по средневековой Турции, описывает процесс превращения Малой Азии из "Романии" в "Турцию" следующим образом"
"Начиналась кочевая миграция с периодических набегов кочевников на земледельческие районы с весны по осень; зимой кочевники уходили, ибо выпавший снег делал жизнь в земледельческих долинах невозможной для кочевых туркмен и их стад. За время пребывания в долинах с весны по осень, стада кочевников подчистую уничтожали посевы зерновых — главное средство существование местного крестьянства. Рейды туркмен возобновлялись каждый год, пока земледельческие районы не опустошались полностью: оседлое население либо уничтожалось, либо уводилось в плен, либо умирало от голода;), либо искало спасения в бегстве. Очень скоро, после двух-трех лет кочевых набегов, земледелие в таких районах прекращалось либо из-за полной депопуляции района, либо хотя бы из-за того, что у рискнувших остаться там крестьян не хватало зерна для нового сева. Тогда наставала очередь городов, которые, лишенные доставлявшегося ранее из земледельческой округи продовольствия, становились легкой добычей кочевников.
Таким образом, кочевая миграция с невероятной стремительностью приводила к депопуляции, а затем и номадизации обширных областей в Анатолии, Закавказье, Сирии. И это, повторим, при том, что завоеватели составляли не более 10% от общей численности населения. Дело было не в численности тюрок, но в том, что кочевникам, как бы их мало ни было, удавалось разрушить жизненно важные связи в земледельческом обществе и, тем самым, добиться его скорой и полной дезорганизации.
*Причем, центральная византийская власть, на первых этапах кочевой миграции, не могла найти способа стабилизировать ситуацию, ибо постоянные «прорывы» туркмен мелкими, но весьма боеспособными группами происходили по всей линии византийско-сельджукской границы. Византийцы, привыкшие воевать большими силами против многочисленных армий вторжения, не сразу догадались перейти к единственно эффективной в данном случае тактике сдерживания кочевников эшелонированной цепью мелких фортов с военнопоселенцами. К тому же, как показал византийский опыт, отвоевание территорий, уже освоенных кочевниками, превращалось в почти неразрешимую задачу, ибо для продвижения византийских войск в таких областях уже не было соответствующей инфрастуктуры (создаваемой ремесленниками и земледельцами), продовольствия, укрепленных баз. Еще недавно густонаселенные районы превратились в голую степь.*"
Полувымершие ромейские города Малой Азии превратились в "зимники" туркмен:
"В городах находились находились рынок, маслобойни, сыроварни, мельницы, ткацкие и кожевенные мастерские, кузницы, канатные и медные мастерские, больница, мечеть и пр. социальная и производственная инфраструктура. Города были окружены широкой полосой садов; рядом находились отары овец зимой и огромные площади для хранения фуража. Весной туркмены отправлялись в предгорья для выпаса скота, а осенью возвращались в город.
Я (и Врионис) конечно не утверждаю что ромеев в Малой Азии подчистую загеноцидили. Тем более что был период расцвета Румского султаната как "мультикультурного" государства в первой половине XIII века, с "греческим возрождением", под конец дошедшим до "крещеных султанов". Но вторая волна тюркской миграции в Малую Азию, протекавшая в ситуации краха султанской власти в Руме, оказалась куда более разрушительной чем даже сельджукская — ибо в "эпоху бейликов" кочевая вольница господствовала.
Ко временам Фатиха в рядах османлисов исламизированные "коренные ромеи" "большинством", тем более "подавляющим", ни коим образом не являлись.
ымы пишет:
И тема "Османы — преемники василевсов, только мусульмане и круче", звучит довольно часто.
Об этом сейчас можно говорить только в прошедшем времени. Так было до Эрди. Ну и в первые годы его правления, пока "неоосманы" еще развернуться не успели.
А сейчас — отношение к "византийскому наследию" со стороны властей предержащих откровенно свинское. Как-то так:
От Византии Турции досталось богатейшее наследство – один Константинополь и окрестности чего стоят. Но турки предпочли либо уничтожить многие ценности, либо попросту бросить их на произвол судьбы. Константинополь, который мог соперничать с Римом по количеству архитектурных памятников, потерял до 90% из них. То, что было бы предметом многочисленных исследований и гордостью в любой другой стране, в Турции всего лишь ненужное напоминание, которое всячески втаптывается в грязь, причем в прямом смысле этого слова. Не так давно администрация Голубой мечети по собственной инициативе начала раскопки на принадлежащей мечети территории. В ходе раскопок были найдены античные колонны, арки, мраморные скамьи. Но турецкие власти всполошились, раскопки запретили, а всё найденное приказали закопать обратно
Стоит ли удивляться тому, что турецкий парламент в начале этого года начал рассматривать запрос некоего гражданина о возможности превращения храма Святой Софии, имеющего с 1935 года статус музея, в действующую мечеть. Такая же судьба ожидает и музей Святой Софии в Трабзоне, который тоже решено переделать в мечеть. Причем всё это делается вопреки здравому смыслу, так как музей Святой Софии в Стамбуле является самым посещаемым памятником Турции и приносит хорошую прибыль. Но если Святая София опять станет действующей мечетью, то вход в неё будет закрыт, и городской бюджет потеряет весьма заметную часть доходов. Но политические дивиденды для Эрдогана, по-видимому, важнее здравого смысла.
В какой еще стране возможно подобное? Как это объяснить? Ведь Турция долгие годы стремится стать членом Евросоюза, следовательно, Турция должна разделять общеевропейские ценности. Но при этом идет ежедневная война даже не с потомками византийцев, а с камнями, с памятью о Византии, которую турки целенаправленно уничтожают. Другой знаменитый архитектурный памятник Константинополя –знаменитая оборонительная стена Феодосия, более тысячи лет защищавшая город от захватчиков, не раз и не два находилась под угрозой сноса. Особенно в бытность Эрдоганом мэром Стамбула.
Единственно, что не позволило туркам снести её окончательно, так этот то, что стена Феодосия включена в перечень памятников культурного наследия ЮНЕСКО. К тому же ЮНЕСКО выделяет деньги на её реставрацию. А это многие миллионы долларов. Турки, разумеется, эти миллионы быстро «освоили», халтурно отреставрировали небольшую честь стены и при первом же землетрясении «новодел» обрушился. Что дало им повод потребовать от ЮНЕСКО дополнительного финансирования. Но остальная часть стены представляет собой жалкие руины, населенные бомжами и прочими маргиналами, где появляться не стоит даже днем.
К сожалению, это относится и к множеству других античных и византийских памятников, разбросанных от Антиохии до Галикарнаса и Адрианополя, подавляющая часть которых находится в плачевном состоянии. Так что тем, кто ещё не успел побывать в Стамбуле и посвятить Святую Софию, имеет смысл сделать это как можно скорее. Не исключено, что в недалеком будущем на этот древнейший православный храм можно будет любоваться только снаружи.
Что с канвой "хорошего фильма" в общем-то совпадает.
Есть правда и обратные явления — но они осуществляются отнюдь не на официальном уровне, в порядке частной инициативы, людьми и структурами, оппозиционными Эрдогану. И долго ли ныне им будет дозволено существовать — сомнительно.... Не исключено что некоторые уже сидят.
ымы пишет:
и таки чем Миша лучше вопрос спорный.
Миша — сволочь, но тема не о нем.