Mockingbird19 пишет:
К пройденной теме. Как визуально выглядит география горной добычи и металлургии Украины,
Тогда рассмострим вопрос обеспечения металлургии Донбасса рудами.
Вот что я нарыл в пару кликов.
ПРИАЗОВСКИЙ ЖЕЛЕЗОРУДНЫЙ РАЙОН — расположен на юге Запорожской области УССР. Включает Новоукраинское, Куксунгурское, Корсакское и Мариупольское рудные поля. Общая площадь района 360 км2. Месторождения железных руд приурочены к Приазовскому кристаллическому массиву, сложенному различными метаморфическими породами. Железные руды верхнеархейского и нижнепротерозойского возраста относятся к образованиям осадочной (месторождения Новоукраинского, Куксунгурского и Корсакского рудных полей) и вулканогенно-осадочной (месторождения Мариупольского рудного поля) железисто-кремнистой формации. Промышленные нижнепротерозойские железные руды — преимущественно амфибол-магнетитовые и пироксен-магнетитовые кварциты, содержащие от 15 до 34% FeO. Руды характеризуются незначительными содержаниями вредных примесей. Пластообразные рудные залежи приурочены к брахисинклинальным структурам и узким грабенообразным синклиналям. Местами пласты характеризуются моноклинальным залеганием. Наибольший практическое интерес представляют Куксунгурское и Мариупольское месторождения.
Куксунгурское месторождение (известно с середины 19 века, его промышленные перспективы установлены в 1980-х гг.) сложено глубокометаморфизованными породами нижнего протерозоя. Железные руды — куммингтонит-магнетитовые и пироксен-магнетитовые кварциты. Пластообразные залежи протяжённостью 3800 м и средней мощностью 62 м приурочены к замковой части синклинали, осложнённой крупными разломами. Руды прослежены по падению до 500-650 м. Содержание общего железа в рудах 29-31%, магнетитового — 25-27%, оксида фосфора до 0,12%, серы до 0,02%. Руды легкообогатимы. Мощность вскрыши 5-25 м, площадной коры выветривания до 20-75 м. Разведанные запасы железных руд месторождения до глубины 550 м оцениваются в 335 млн. т (1987).
Мариупольское месторождение (открыто в 1962) расположено в 20 км к западу от г. Жданов. Площадь 12х20 км. Рудные залежи (мощность 40-70 м) приурочены к брахисинклинальным изометричным складкам с размером в поперечнике до 900-1800 м (рис.). Руды пироксен-магнетитового состава содержат 32-42% общего и 18-40% магнетитового железа, 0,03-0,28% оксида фосфора, 0,02-0,095% серного ангидрида. Руды легкообогатимы. Разведанные запасы железной руды месторождения 277,5 млн. т. Разработку месторождений предусмотрено вести 2 карьерами. Гидрогеологические и инженерно-геологические условия эксплуатации месторождения несложные. Приазовский железорудный район является перспективной сырьевой базой чёрной металлургии юга Украины.
И вот несколько интересных потребностей.
Несбывшиеся надежды мариупольских металлургов
Сведения о том, что в Приазовье есть залежи железных руд, уходят в XlX век. В своей книге «Геологические исследования в гранитной полосе Новороссии по восточную сторону Днепра», увидевшей свет в 1881 году, горный инженер Г. Конткевич указывал на залежи бурого железняка в районе селений Большая Каракуба, Стыла и Сретенка. По данным того же Конткевича в Приазовье были обнаружены магнитный железняк, а также жилы красного, а местами и черного марганцевого железняка. Но, по его мнению, залежи эти незначительны и поэтому «нельзя рассчитывать, чтобы они могли обеспечить железное дело на юге России на более продолжительное время».
Залежи бурого железняка
Это мнение просуществовало до середины прошлого столетия. Советские геологи, используя новые методы и инструменты поиска полезных ископаемых, опровергли это мнение. Они не только разведали, но и оконтурили внушительное месторождение железной руды в Першотравневом районе. Окончание этих работ пришлось на время, когда в результате проведенной Н.С. Хрущевым реформы, экономикой регионов руководили не упраздненные этим лидером министерства, а региональные советы народного хозяйства.
Само собой понятно, что Донецкий совнархоз внимательно следил за ходом геолого-разведывательных работ в Першотравневом районе. В результате оказалось, что запасы железной руды достаточны для обеспечения ею заводов «Азовстали» и имени Ильича в течение не менее двух десятилетий, и залегает она на глубине от одного до ста метров и может добываться открытым способом. Причем содержит она 30% железа и является обогащаемой: в результате обогащения ее содержание может достичь 60-70 %. Исходя из этого, совнархоз запланировал строительство рудника с добычей руды открытым способом, обогатительной фабрики и города-спутника на 50 000 жителей – работников рудника и обогатительной фабрики. Транспортировку обогащенной руды согласно плану предполагалось вести большегрузным автотранспортом. План этот был направлен в совет Министерств СССР на утверждение. И после этого в средствах массовой информации области, в том числе и в газете «Приазовский рабочий», появилось сообщение о том, что рядом с нашим городом найдены большие запасы железной руды и будет начато строительство рудника для обеспечения местным сырьем обоих металлургических предприятий города.
Поскольку «Азовсталь» работала на агломерате, изготовляемом из керченских руд в Камыш-Буруне и доставляемом по морю лихтерами, Азовское морское пароходство, рассматривая перспективу работы своего каботажного флота, запросило Донецкий совнархоз: достоверны ли сведения о возможности разработки местной железнодорожной базы. В ответ на этот запрос совнархоз ответил, что в ближайшие 5-7 лет намечается перевести заводы «Азовсталь» и имени Ильича на местное сырье и, следовательно, металлургам услуги флота для перевозки агломерата не потребуются. Пароходство поставило в известность министерство морского флота, и оно прекратило работы по созданию специализированных судов для перевозки горячего агломерата – агломератовозов.
Однако, когда партийная элита, отправив Хрущева на пенсию, ликвидировала совнархозы и восстановила ликвидированные им министерства, вопрос о разработке рудного месторождения вблизи Жданова больше не поднимался. Поскольку ситуация изменилась, Азовское морское пароходство будучи заинтересованным, обратилось в Министерство черной металлургии УССР с просьбой подтвердить решение совнархоза. В ответ на эту просьбу Минчермет Украины ответил: разработка нового месторождения – дело далекого будущего. Таким образом, из-за чиновничьих амбиций строительство агломератовозов тогда затянулось до 1971 года.
Чиновники Минчермета СССР, отложившие разработку приазовского железорудного месторождения на далекое будущее, исходили из того, что начнут ее только тогда, когда будут исчерпываться запасы Криворожского бассейна. Для них не имели значения ни стоимость добытой руды, ни ее транспортировки. Сегодня же, когда Минчермет СССР вместе с его плановой социалистической экономикой канули в вечность, вопросы и стоимости рудного сырья и его транспортировки для комбинатов им. Ильича и «Азовсталь» вышли на первый план. И переход на приазовскую руду в условиях рыночной экономики был бы не только спасительным, но и сделал бы их продукцию высоко конкурентным на мировых рынках. Кроме этого, такой переход позволил бы создать как минимум, 10-12 000 рабочих мест, в чем было бы заинтересованно государство.
Безусловно, на разработку приазовского железорудного месторождения потребуются средства, которые окажутся не под силу мариупольским металлургическим предприятиям. Но, может быть, найдутся инвесторы, которые заинтересуются этим проектом. Во всяком случае, руководству обоих комбинатов стоит заняться им. Ведь, как говорят, попытка – не пытка.
Николай РУДЕНКО.
2005 год.
Так что и без Кривого рога есть чем обеспечить металлургию Донбасса.
П.С.
Den, раннее освоение приазовского железнорудного бассейна - это очень крутая АИ, для МЦП.