Джеймс Кунстлер ведет колонку в The New York Times и читает лекции в Йелле и Кембридже:
Америка уйдет, потому что проект, который мы затеяли на Украине, оказывается неудачным. Из того, что я могу сказать, США потеряли интерес к ситуации на Украине, и я не думаю, что мы хотим становиться сиделкой для этой страны.
Ни США, ни наши европейские союзники не в состоянии позволить себе продолжать закачивать миллиарды долларов в то, что становится экономической «черной дырой». Их хватит ненадолго, я думаю, что ситуация продлится не больше года. А в долгосрочной перспективе станет ясно, что Украина есть и всегда была в российской сфере влияния. Усилия расширить американское и европейское влияние к границам России были плохо продуманным проектом.
США только сегодня начинают познавать границы своих возможностей проецировать власть по всему миру. Мы только что закрыли несколько своих баз в Европе. И мне кажется, что существует вероятность того, что будет закрыто еще больше наших баз по всему миру, просто потому, что мы не можем себе этого позволить.
Глобальная диспозиция меняется, мировая экономика потеряла управление. Величайшие нации мира отступают в свои углы на планете. И у них будет гораздо меньше возможностей проецировать свою власть и силу, чем те способности, что были у них в прошлом.
Попытки контролировать территории Ближнего Востока и их население оказались неудачными. Все это привело лишь к гигантскому разбазариванию наших ресурсов. Я не верю, что мы можем продолжать растрачивать наши ресурсы таким образом, и мы не будем продолжать это делать. Прекратятся и попытки поддерживать Украину. Мне кажется, что США просто тихо удалятся оттуда.
Рано или поздно станет очевидным то, что Украина остается в сфере интересов России. И ее ответственности. Хотя теперь Россия будет помогать крайне неохотно, только лишь, чтобы страна не развалилась. Москва напомнит народу Украины, что отныне он сам отвечает за свою собственную экономическую безопасность. И мы можем предположить, что их ждет — основу экономики Украины составит торговля зерном. Что и говорить, ведь контроль над востоком страны полностью утерян. Кто может сказать, что произойдет с индустриальной частью страны? Запад не сможет проецировать свою власть туда.
Очевидно, что Крым — часть России. Мысль о том, что мы должны ставить палки в колеса России, которая пытается стабилизировать тот регион, нелепа. Я думаю, что политика сегодняшней администрации США в последние два года очень глупая. Вся эта ситуация — унижение для Соединенных Штатов. Мы там ничего не добились, зато ухитрились разрушить стабильность экономически хрупкого региона. На самом деле у нас нет ресурсов, чтобы поддерживать их экономику. Мы можем только делать краткосрочные жесты поддержки, но не в долгосрочной перспективе. Украине придется налаживать плодотворные отношения с собственными соседями. Россией и восточной Европой.
Америка — банкрот. Мы притворяемся, что у нас экономических ресурсов больше, чем есть на самом деле. Мы можем создать новые деньги на компьютере и раздать их другим странам и большим банкам. Но рано или поздно станет ясно, что эти деньги — ненастоящие. Вообще, скоро произойдет переоценка ценности валют и истинной стоимости вещей. В настоящий момент все в глобальной экономике имеет ошибочную стоимость, включая и деньги.
Мы даже не знаем, настоящие ли эти деньги. Мы можем заявить, что дадим Украине 20 миллиардов. Но сможем ли мы давать их каждый год? Каждый месяц? Рано или поздно станет ясно, что эти деньги не настоящие. Можно говорить, что Америка — богатейшая страна в мире, и она действительно была весьма состоятельной. Но сегодня мы приблизились к границам возможностей в своей собственной экономике и финансовой системе. И в следующем году, возможно, эти границы будут пройдены.