Идут сообщения о проведении сегодня некоего Совета обороны области, в который по должности входят все руководители силовых структур области, обл- и горвоенкомата, гражданские руководители администрации. Судя по всему, на выходе Коломойский надеется получить некую автономию, которая уже не только де-факто, но и юридически будет обособлена от Киева в силу «чрезвычайных обстоятельств».
Сам по себе Днепропетровск пока не является целью ополчения Донбасса. Стратегически его захват ничем не улучшит положение восставших, а вот проблем при попытках его занять будет предостаточно. Однако стремительный рывок и распространение зоны контроля вдоль морского побережья, которые начинают просматриваться в планах командования армии Новороссии, может похоронить все планы Коломойского на создание своего суверенного каганата, в котором Юг контролирует он и его ставленники.
Киев делает ставку на сложные маневры между интересами Европы, США и России и вполне может пойти на мир в обмен на какие-то имиджевые потери — скажем, косвенное признание Крыма как российской территории. Пока Порошенко не в состоянии отказаться от войны и уж тем более не может откровенно «слить» Крым. Для начала ему нужно выиграть парламентские выборы и укрепить свое положение. Бегство видных представителей «Батькивщины» в его предвыборный блок говорит о том, что традиционно предательская украинская элита согласилась на данном этапе в его сюзеренитетом и массово перебегает от аутсайдера, в который превращается Тимошенко, к новому хозяину.
Коломойского такие расклады не устраивают — все эти аппаратные игры будут проходить за его счет, а война отчетливо приблизилась к его владениям, причем защищать их нечем и некому.
Ситуация для него действительно чрезвычайная, и он вынужден работать сразу по двум планам. Первый план — безусловно, шантаж. Угроза распада страны на удельные территории должна вынудить Порошенко отвлечься от аппаратных комбинаций и срочно заняться войной. Спасать Коломойского ему не с руки, но получить еще одного сепаратиста, который к тому же вполне уверенно контролирует последние экономически значимые регионы страны, тем более невозможно. Шантаж Коломойского сейчас выражается в организации прямого давления на Киев через митинги возле правительственных зданий в столице с требованием бросить все силы на деблокирование «котлов». Однако пока никакой реакции от власти нет.
Все идет к тому, что Порошенко может столкнуть ополчение с Коломойским и будет наблюдать со стороны, кто победит. В таком случае днепропетровскому губернатору придется включать «план Б», который неизбежно подразумевает введение чрезвычайного управления в Днепропетровске, Запорожье, Одессе, Николаеве. Коломойскому придется решать задачу спешной мобилизации и сколачивания хоть какой-то армии, способной остановить или затормозить продвижение ополчения. В противном случае обломки рухнувшего на юге фронта накроют и его.
Парадокс ситуации заключается в том, что война может развернуться в традиционное противостояние донецких и днепропетровских, а представители киевских кланов, заинтересованные во взаимном ослаблении конкурентов, начнут переводить войну именно в эту плоскость. Возможно, поэтому северный фронт направлением на Изюм и Харьков держат изо всех сил, сознательно сдавая южное направление.
Понятно, что для Порошенко идеальным вариантом была бы ликвидация мятежных республик Донбасса, но раз эту задачу выполнить невозможно, то почему бы не попробовать решить сопутствующие проблемы в лице потерявшего берега Коломойского.