Больше месяца назад прошел референдум, по результатам которого Крым и Севастополь вошли в состав Российской Федерации. За это время прозвучало огромное количество самых разных заявлений, касающихся правомерности референдума и его результатов. Тем не менее, официальная Москва и недавно присоединенные субъекты федерации не собираются отказываться от своих решений. Это служит дополнительным поводом для новых недружественных заявлений и действий, хотя уже сейчас понятны результаты всей этой ситуации. Тем временем отечественные и зарубежные специалисты занимаются анализом событий последних месяцев. Заграничные эксперты вынуждены признать, что действия России в сложившейся ситуации были грамотны, оригинальны и неожиданны.
Мнение нескольких зарубежных экспертов приводит издание New York Times в своей публикации Russia Displays a New Military Prowess in Ukraine’s East («В Восточной Украине Россия показала новую военную удаль»). Анализ последних событий показывает, что российские вооруженные силы освоили «тактику XXI века». Благодаря этому им удалось перехватить инициативу у западных стран и воплотить в жизнь свои планы. Отмечается, что Россия активно использовала хорошо обученные силы специальных операций, энергичную информационную кампанию и некоторые методики т.н. кибервойн. Результатом всего этого стало то, что мы сейчас видим.
New York Times приводят слова отставного адмирала ВМС США Джеймса Дж. Ставридиса, в течение нескольких лет занимавшего высокие посты в НАТО. Он отмечает, что текущая ситуация наглядно демонстрирует сдвиг в том, как российские войска подходят к выполнению поставленных задач. Адмирал вынужден признать, что российские военные «изящно сыграли эту партию».
Продемонстрированные Россией умения и тактика могут быть интересны не только в контексте украинского кризиса. Подобные вещи могут рассматриваться с точки зрения безопасности ряда стран, образовавшихся после распада Советского Союза, а также некоторых участников НАТО из Центральной Европы.
Американские журналисты отмечают, насколько изменились методы работы российских войск. В 2000 году вооруженные силы сражались с сепаратистами за столицу Чеченской республики город Грозный. В этом сражении активно использовалась различная артиллерия и ударная авиация. В ходе тех боев сильно пострадало мирное население, а немалая часть объектов инфраструктуры была уничтожена. Последние события в Крыму совершенно не похожи на операции начала прошлого десятилетия.
Старший научный сотрудник Jamestown Foundation Роджер Макдермотт считает, что Россия использовала прошедшее с тех пор время с максимальной пользой. С целью усиления своих позиций в близлежащих регионах официальная Москва начала модернизацию вооруженных сил, создавая новые вооружения и технику, а также разрабатывая новые стратегии. Большой приоритет в этом деле придавался силам быстрого реагирования – спецподразделениям, воздушно-десантным войскам и морской пехоте. Эта система, создававшаяся в последние годы, прошла проверку в Крыму.
При этом Макдермотт отметил, что крымские события не могут показать реальное состояние российских вооруженных сил. Успешный результат работы спецподразделений в Крыму обусловлен не только хорошей подготовкой самих войск, но и рядом других факторов. Это тайные операции, разведка, а также слабость нынешнего киевского руководства и плохое состояние украинских вооруженных сил. Все это поспособствовало успешному проведению всех операций. Тем не менее, результаты действий в Крыму, по мнению Макдермотта, нельзя считать показателем состояния всех российских вооруженных сил. Основная масса российских военнослужащих – призывники, и поэтому эксперт полагает, что они не могут составить конкуренцию американской армии с современным оборудованием и хорошей подготовкой.
Стивен Дж. Бланк, бывший эксперт United States Army War College по российским вооруженным силам и сотрудник American Foreign Policy Council полагает, что последние события хорошо показывают эволюцию армии России и российской военной науки. В течение последних лет российские военачальники занимались развитием армии, и результаты этого были показаны в Крыму.
Издание New York Times приводит слова командующего Объединенными силами НАТО в Европе генерала Филипа М. Бридлава о последовательности действий, предпринятых российскими военными. Под прикрытием учений у западных границ страны военные подготовились и прибыли в Крым. Хорошо обученные бойцы без каких-либо опознавательных знаков быстро заняли все важные объекты. К примеру, на ранних стадиях операции подразделения занялись каналами связи украинских вооруженных сил и быстро отрезали крымские части от командования.
Получив контроль над Крымом, Москва начала кампанию, направленную на информационную поддержку своих действий. Несмотря на протесты зарубежных стран, Россия продолжила продвигать свои идеи: русское население Крыма нуждается в защите. Результатом всех действий стал референдум и появление в составе Российской Федерации двух новых субъектов.
Дальнейшие действия России привели к тому, что зарубежные государства фактически признали присоединение Крыма и Севастополя: в совместном заявлении по результатам недавних переговоров в Женеве эта тема не упоминается. Куда большей проблемой для Киева и его западных союзников теперь являются события в восточных регионах Украины.
Пока политики пытаются решать актуальные вопросы и продвигать свою точку зрения, эксперты анализируют события последних недель. Издание New York Times отмечает, что использованная в Крыму стратегия может быть использована и в других регионах. По мнению бывшего главного советника НАТО Криса Доннелли, площадкой для использования такой стратегии может стать любая страна на постсоветском пространстве, где имеется большое количество русского населения. Эта часть населения может оказать поддержку военным с соответствующими последствиями для стран.
Наиболее подверженными таким действиям странами Доннелли назвал Грузию, Армению, Азербайджан, Молдову и государства Средней Азии. Прибалтийские страны с этой точки зрения рискуют меньше, хотя и на них может оказываться давление.
Адмирал Дж. Ставридис согласен с К. Доннелли в том, что новая российская стратегия будет эффективной в случае со странами с большим количеством сочувствующих граждан. По этой причине руководству НАТО следует внимательно изучить последние российские действия и сделать соответствующие выводы.
Russia Displays a New Military Prowess in Ukraine’s East:
http://www.nytimes.com/2014/04/22/world/europe/new-prowess-for-russians.html