Что покупаем (сделка по "Мистралям")? ¶
25 января во французском городе Сен-Назер подписано российско-французское соглашение о строительстве для России УДК типа «Мистраль». В декабре прошлого года стороны официально объявили о том, что консорциум российской Объединенной судостроительной корпорации и французской DCNS построит два корабля типа «Мистраль» в Сан-Назере (Франция) и два по лицензии в России.
Сделка сразу вызвала кучу споров. Основные споры к УДК типа «Мистраль» можно разбить на три группы претензий: технологическая, ценовая и практическая.
Первая технологическая претензия: корабль сделан по упрощенным коммерческим технологиям, поэтому, в отличие от тех стандартов, по которым проектируются и строятся российские корабли, он менее надежен. Средства нападения сейчас настолько совершенные, что они не оставят шансов кораблю, даже если "Мистраль" будет скроен по более жестким характеристикам.
Вторая ценовая. Из имеющейся сейчас информации складывается такое впечатление, что российским ВМС эти два корабля обойдутся в два раза дороже, чем они стоят французским ВМС. Французская техника имеет репутацию очень дорогой, что, кстати, является одним из факторов сдерживания торговли ею на мировом рынке. Наверное, корейский корабль подобного проекта обошелся бы нам дешевле, но корейский корабль набит американскими технологиями и американскими подсистемами, и американский Конгресс легко может наложить вето на поставку такого корабля нам.
Третья возникает относительно того, какие практические задачи эти корабли будут выполнять. Очевидно, что «Мистраль» можно использовать совершенно разными способами, поскольку этот корабль сделаны по модульному принципу – это и десантное судно, и вертолетоносец, и корабль-госпиталь, и штаб.
Что же касается самой России, то, как известно, у нас могут построить все, вопросы только в том, сколько? кому? и когда? Из СМИ известно, что «Северное машиностроительное предприятие» («Севмаш») в Северодвинске уже несколько раз срывало контракты, как экспортные, так и внутренние, как гражданские, так и военные (пример индийский «Горшков»). Возможно Минобороны, уже наученное горьким опытом сотрудничества с отечественными предприятиями ВПК и стало смотреть на Запад, вместо того, чтобы искать альтернативы здесь. Вполне возможно, что в данном конкретном случае Франция является для нас практически безальтернативным поставщиком кораблей подобного класса. Наверное, гипотетически можно было бы купить такой корабль у Германии или Италии, но дело в том, что ни Германия, ни Италия располагают подобного рода кораблями только в виде макетов и предварительных чертежей.
Что же касается финансовой стороны вопроса – кому эта сделка выгоднее, российской стороне или французской, – то это вопрос для дискуссий. Очевидно, что французы получают деньги, загрузку своих верфей, рабочие места. Мы, видимо, получим необходимость построить какие-то эскортные корабли для охраны «Мистралей». Помимо этого российский флот, получив две такие крупные единицы боевой техники, по всей видимости, поднимет свою значимость по сравнению с другими родами и видами войск. Покупка «Мистраля» потянет за собой другие закупки. Безусловно, данная сделка сблизит Россию и Францию, причем на целом ряде уровней – и на уровне сотрудничества между промышленниками, и на уровне сотрудничества между французским и российским флотами, и политически. Уже видно из СМИ, какие серьезные разногласия это вызвало внутри НАТО, какое это породило недоверие между теми же французами и странами Центральной и Восточной Европы, и странами Балтии. Так что каждая сторона от покупки «Мистраля» получит свои выгоды.
В России свет клином не сошёлся на «Севмаш», есть другие заводы (такие корабли может строить «Балтийский завод», «Адмиралтейские верфи», «Янтарь»), у которых есть опыт строительства этих по сути гражданских судов, речь о «Мистралях». Кроме того на Украине в Николаеве заводы после строительства 7 авианосцев, по сложности на несколько порядков выше «Мистраля» простаивают — там дешевле , качественнее и корабельные системы стыкуются друг с другом ещё со времён Союза, да и Украина строит не хуже французов. Да и вертолёты, средства их базирования и обслуживания, ракетно- артиллерийское , радиотехническое оборудование и связь придётся ставить свои российские также как и средства автоматизации и управления, чтобы можно было обмениваться ею со своими кораблями в едином протоколе.
Ув.коллеги, так что покупаем?
Корпус? Так корпуса у нас зарубежье заказывает за качество и дешевизну.
Какому флоту СФ или ТОФ, (а может БФ или ЧФ — дворцы и дачи охранять нынешнего руководства) отдать и где их можно базировать? Строительство мест базирования обойдётся не меньше стоимости всей закупки.
Какие имена будут у кораблей? В честь первого президента России ЕБНа или Е.Т. Гайдара, "как Вы судно назовете, так оно и поплывет"(с).
И главный вопрос — с кем воевать? или кого пугать будем этими кораблями?
Ветка закрыта на затихание страстей — заинька
Подчиненный перед лицом начальствующим должен иметь вид лихой и придурковатый, дабы разумением своим не смущать начальства.
Никогда не бойся делать то, что ты не умеешь. Ковчег построил любитель, а профессионалы сделали "Титаник".