Re: ¶
16.04.1939 Передовые и штурмовые отряды советских армий и пограничных войск перешли границу и разгромили польскую пограничную охрану.
В ночь на 16 апреля в штаб Сикорского, стали поступать тревожные донесения с восточной границы. Утром Сикорский отдал приказ, отражая атаки советских войск отходить на линию Вильно-Барановичи-Ровно-Кременец, где планировалось создание "восточного фронта". Одновременно, польские послы в Англии и Франции уведомили правительства этих стран о том, что Советский Союз "предпринял нападение на Польшу... Польское правительство заявило протест в Москве и дало указание своему послу потребовать паспорта". Правительства реагировали вяло, ограничившись направлением запросов в НКИД СССР. Более важным было предложение Сикорского Гитлеру, о немедленном перемирии "на условиях, приемлемых для великой Германии". Фактически, предлагалась капитуляция, но с сохранением остатков Польши в качестве независимого государства, и перебрасыванием сил с польско-германского фронта на восток, для войны с СССР. Одновременно, посол в Москве Гжибовский передал Вышинскому похожее предложение, о рассмотрении претензий СССР и Чехословакии к Польше, "на условиях мирных переговоров при посредничестве союзной СССР Франции". Неофициально посол сообщил о возможности рассмотрения территориальных претензий СССР. Сикорский, разочаровавшись в надеждах на помощь англичан и французов, пытался занять традиционную польскую позицию сближения с одним соседом против другого. Оба варианта для поляков были плохими – в случае мира с немцами они теряли исконные польские земли, но рассчитывали на сохранение страны в качестве сателлита Рейха. В случае мира с СССР в Варшаве уповали на Францию, и на помощь против немцев, хотя резко негативно воспринимали союз с Советской Россией. Но третьего пути не было – без мира с одной из сторон шансов не оставалось.
На правом фланге Белорусского фронта от латвийской границы до Бегомля, 3-я армия наносила удар правым крылом, где были сосредоточены войска 4-го стрелкового корпуса и подвижной группы в составе 24-й кавдивизии и 12-й танковой дивизии. В 5 часов утра войска перешли границу и с помощью пограничных частей уничтожили польскую пограничную стражу. 5-я стрелковая дивизия и 5-я танковая дивизия к вечеру через Плису подошли к северной окраине Глубокого. Наступавшие на направлении главного удара части подвижной группы заняли Докшицы, к 18 часам — Дуниловичи, где танковые части остановились по причине отсутствия горючего. Пехотные соединения значительно отстали, 27-я стрелковая дивизия подходила к р.Сервечь, а 50-я стрелковая дивизия заняла Крулевщизну. Задача первого дня наступления выйти на линию Шарковщина-Дуниловичи-оз. Бляда-Яблонцы выполнена не была.
17.04.1939 штаб 3-й армии получил приказ Белорусского фронта в течение дня занять Вильно. Командование 3-й армии поставило эту задачу группе Ахлюстина, но реальное выполнение этого приказа началось лишь вечером, когда он наконец-то был передан Ахлюстину. Дело в том, что войска подвижной группы с утра начали действовать по первоначальному плану. В 7 часов разведгруппа 12-й танковой дивизии заняла Поставы, а в 14 часов достигла Свенцян. При приближении советских танков к аэродрому в Кобыльниках, по частям был нанесен авиаудар 30 самолетами, в результате которого группа понесла потери. После бомбардировки, 38 польских самолетов перелетели в тыл, а 2 было сожжено поляками. Основные силы подвижной группы еще только продвигались к Свенцянам. Причем комдив-24 вновь отказался пропустить вперед строевых частей кавалерии тылы танковой дивизии, которая, прибыв ночью в Свенцяны, снова оказалась без горючего.
Получив в 22 часа в Свенцянах приказ о взятии Вильно, Ахлюстин создал подвижную группу из 10-го танкового полка и радведбатальона 27-й стрелковой дивизии, которая, получив все наличное горючее, в 0.30 18.04.1939 выступила из Свенцян. За ними несколько позднее двинулась мотогруппа в составе 700 спешенных и посаженных на автомашины кавалеристов 24-й кавдивизии.
К 3.30 у Неменчина, группа попыталась захватить мост через р.Вилию, однако поляки успели его взорвать и занять оборону на другом берегу. На берегу группа остановилась, форсировать реку не смогла. Остальные части 3-й армии к вечеру 17.04.1939 вышли в район Годуцишек, озер Мадель и Нарочь, 50-я стрелковая дивизия находилась между Поставами и Мадель, а 24-я кавдивизия сосредоточивалась у Свенцян. На крайнем правом фланге армии 10-я стрелковая дивизия продвигалась южнее р. Западная Двина в сторону Дриссы.
Южнее 3-й армии на фронте от Бегомля до Иванец развертывались войска 11-й армии. Перейдя границу, войска заняли Воложин, Красное, а к вечеру достигли Молодечно, Бензовец. Соединения 3-го кавкорпуса уже к 15 часам заняли района Рачинеты, Порыче, Маршалки, а с утра 17.04. двинулись дальше в сторону Лиды, выйдя на линию Рыновиче-Постоянны-Войштовиче. В это время 3-му кавкорпусу и 6-й танковой дивизии, была поставлена задача наступать на Вильно.
К исходу 17 апреля соединения кавкорпуса достигли района Ошмяны-Курмеляны, продолжая наступление на Вильно.
На фронте от Фаниполь до Несвиж перешли в наступление части КМГ. Части 2-го танкового корпуса сломив незначительное сопротивление польских пограничников, к вечеру 16 апреля форсировали р.Сервечь и р.Уша, и к вечеру следующего дня вступили в Слоним. Отступавший из города польский гарнизон сжег оба моста через р.Щара.
6-й кавкорпус к исходу 16.04. форсировал р. Ушу. Передовой отряд в ночь на 17 апреля занял Новогрудок.
4-я армия, к 22 часам 16.04. заняла Барановичи и расположенный здесь же укрепленный район, который не был занят польскими войсками. Первым в город вошел танковый батальон под командованием И.Д. Черняховского. Дислоцировавшиеся в районе Барановичей около 5 тыс. польских солдат смогли организованно отойти. 8-я стрелковая дивизия заняла Несвиж и продвинулась до Снува, а 143-я стрелковая дивизия заняла Клецк. К исходу 17 апреля части армии вышли на р.Щара, 8-я стрелковая дивизия прошла Барановичи, а 143-я стрелковая дивизия продвинулась до Синявки.
Детство - это время, когда не думаешь матом...