Den пишет: Коллега .. ¶
Den пишет:
Коллега если так рассуждать, то воевать вообще нельзя. Ибо всегда окажутся обиженные мечтающие о реванше. Никто персам не доктор — они сами свой выбор сделали и прекрасно это понимают.
Den, дело не в том, что можно или нельзя воевать. Дело в том, как лучше всего воспользоваться победой (ещё Черчилль плакался о том, что Антанта слишком "пережала" разгромленную в ПМВ Германию, в результате чего получили Гитлера, а если бы не пожадничали и проявили умеренность, то могло бы обойтись и без ВМВ). Если не пережать, то свой выбор персы могут изменить (как это случилось в РИ).
Den пишет:
А Мазендеран это отнюдь не хартленд Персии и в 1723 году его отдали без каких-либо напрягов.
В 1723 г. персы были слишком слабы. Им приходилось одновременно воевать и с турками, и афганцами. Не считая внутренних смут. Но как только они восстановились, тут же затребовали все назад.
Если же реализовать Ваш вариант, то Иран будет "потерян" для России. Занятие Мазендерстана и Гиляни не компенсирует всех военных (необходимость держать крупные контингенты войск в этих провинциях) и экономических (внутренний иранский рынок в этом варианте будет закрыт для русских) потерь. Не говоря уже о том, что у России не будет возможности иметь военные базы на персидском побережье Индийского океана.
Поэтому, ИМХО, гопаздо правильней для Павла придерживаться "традиционной" (в реале после Николая I) политики в адрес Персии. После разгрома, после того как в Тегеране уяснят, что ссориться в Россией себе дороже, отхватить Закавказье (в РИ-границах), потребовать контрибуцию и свободный пропуск русско-французских войск. А заодно заключить с шахом торговы договор, по которому русские товары свободно пропускались бы в Персию при минимальном таможенном сборе (ЕМНИП, 5%), благодаря чему вся Персия превратиться в рынок сбыта российских товаров. А заодно освободит русских от хлопот по поддержанию порядка на персидских территориях. На худой конец, в распоряжение шаха можно предоставить пару русских батальнов (против всяких там бабидов) и сформировать персидскую казачью бригаду
Но мы еще дойдем до Ганга,
Но мы еще умрем в боях,
Чтоб от Японии до Англии
Сияла Родина моя.