Балтийское море представляет собой внутренний водный бассейн, соединенный с океаном через Каттегат и мелководные проливы: Большой (32 ф.) и Малый Бельты и Зунд (22 ф.). Средняя глубина — 40–60 саж.; местами, во впадинах открытой части моря, она доходит до 100 и больше саж. (максимальная глубина 170 с.).
Извилистая береговая линия Балтийского моря образует ряд заливов, усеянных многочисленными островами. Наиболее крупные заливы — Ботнический (28% всего водного пространства моря), Финский (9%) и Рижский (З 1/2%). Особенно своеобразно начертание береговой линии: в южной части моря она имеет ровный характер, сохраняя таковой на Германском, Курляндском и отчасти на Лифляндском побережьи; вся остальная часть побережья густо испещрена островками и заливами, образующими прибрежные шхеры.
Обилие островов дополняет картину Балтийского моря. Из наиболее крупных отметим Фионию, Зеландию, Лааланд, Фемерн, Рюген и Борнхольм в юго-западной части, Готланд, Эланд и группу островов Моонзунда (Эзель, Даго, Моон, Вормс), Оланд с прилегающим к нему островным шхерным [10] (Або — Оланд) районом в средней части Балтийского моря. Кроме них — большое количество мелких островов во всех районах.
В навигационном отношении само море не представляет никаких трудностей: берега его почти всюду доступны, подводных опасностей немного, изменение глубин довольно равномерно. Совершенно иными являются заливы (кроме Рижского), западная часть моря от о. Борнхольма к проливам и в особенности шхерные районы. Малодоступные берега, множество подводных опасностей, трудные, требующие тщательного ограждения, фарватеры делают плавание в этих местах чрезвычайно трудным. Можно сказать, что с точки зрения кораблевождения шхерные районы Балтийского моря являются наиболее трудными местами для плавания на всем земном шаре.
Значительная часть Балтийского моря зимой замерзает. По продолжительности ледяного покрова районы Балтийского коря и его заливов распределяются следующим образом: северная часть Ботнического залива, в среднем, покрыта льдом в течение 210 дней в году, берега Финляндии и Швеции в северной части Ботнического залива — в течение 185 дней; Невская губа, восточная часть шхер Финского залива, берега средней части Ботнического залива — 160 дней; средний район шхер Финского залива — 145 дней, западная часть шхер Финского залива — 130 дней; Моонзунд — 100 дней; Стокхольмские шхеры — 70 дней, Рижский залив — 30–40 дней.
Балтийское море омывало берега Дании, Германии, Швеции и России, при чем относительное распределение береговой линии до мировой войны выражалось: на долю России с Финляндией приходилось 40% ее, на долю Швеции — 34%, Германии — 16% и Дании — 10%.
а) Быв. русское побережье Балтийского моря.
Царская Россия обладала побережьем всей восточной части Балтийского моря от м. Поланген на юге и по Торнео на севере Ботнического залива.
Особенности отдельных частей побережья и различие их стратегического значения для России побуждают расчленить его на следующие районы: 1) район Финского залива, 2) Або-Оландский район, 3) Моонзунд, 4) Курляндский район и 5) район Ботнического залива.
Финский залив. Финский залив глубоко врезывается в северо-западную, часть России; его продолжением как бы являются Ладожское и Онежское озера. Сюда тяготеет богатый промышленный район, здесь, в самой глубине залива, расположилась столица царской России — Петербург. Значение Финского залива определялось — с точки зрения промышленной и торговой — как путь для морского сообщения [11] с миром; с точки зрения стратегии Финский залив служил подступом с моря к столице и ее промышленному району — объектам первостепенной важности.
Районом, непосредственно прилегающим к столице, а потому имеющим особое значение в деле обороны — является Невская губа. Отмелая, засыпаемая песками Невы, в восточной своей части она судоходна лишь при условии поддержания глубины на каналах искусственным путем (бары Невы — около 8 фут.). Остров Котлин, от которого начинается приглубая часть моря, является важнейшим стратегическим пунктом на путях к Петербургу. Здесь еще Петром 1-м основана крепость и база флота — Кронштадт, который с того времени продолжает служить опорой морской обороны района и главной ремонтной и снабжающей базой Балтийского флота.
При выходе из Невской губы на северном берегу расположен отличный рейд, хорошо закрытый, приглубый, имеющий два выхода, — Биорке, значение которого определяется его положением относительно Кронштадта: это естественная передовая стоянка для флота при его операциях в районе Кронштадта. На южном берегу более открытая, но обширная Лужская губа, о-ва Сескар, Лавенсари и ряд отмелей к ним создают могущий быть оборудованным для обороны маневренный плацдарм, опираясь на который флот мог противодействовать противнику в его стремлении проникнуть к столице.
Следующим рубежом обороны Финского залива является район о-ва Гогланд. Этот высокий, скалистый остров, расположенный посредине залива, сам по себе имеет большое стратегическое значение, ибо в его горизонте лежат главные пути вдоль Финского залива. С севера к нему примыкают шхеры Аспе, являющиеся удобными позициями для минных сил, а к югу открытая Нарвская губа с о-вами Большой и Малый Тютерсы образует второй маневренный район для флота. Река Нарова, впадающая в губу, являлась рубежом сухопутной обороны направления на Петербург.
Неудобство этой части Финского залива, к востоку от Гогланда, заключается в том, что здесь чрезвычайно длительный ледостав. На протяжении почти 5 месяцев в году она закрыта для свободного плавания. Флот, базирующийся на Кронштадт, на это время отрезан от Балтийского театра.
Идя дальше к западу, мы видим узкость, которая образуется о-вом Нарген с юга и выдающимся мысом Поркаллауд с севера. Дальнобойные крупные орудия, расположенные в этих пунктах, способны перекрыть своим огнем всю ширину залива между ними. На северном берегу этого района имеется Свеаборгский рейд, являющийся отличной вполне закрытой стоянкой для флота (неудобство — узкие входные [12] фарватеры, требовавшие расширения для новых больших судов). Свеаборгская крепость, прикрывающая подступ к рейду, давала некоторую устойчивость обороне этого района. На южном берегу — порт Ревель, расположенный в обширной, обладающей всеми данными для устройства здесь военного порта бухте.
Этот район по своему стратегическому значению являлся одним из важнейших на нашем театре: здесь мог быть создан рубеж обороны входа в глубину Финского залива, сюда могло быть перенесено базирование флота из Кронштадта. Хотя зимой район и покрывается льдом, но навигация при помощи ледоколов, по крайней мере в Ревеле, может быть поддерживаема круглый год.
Идущий далее к западу шхерный район северного берега, от Поркаллауда до Ганге, известен под названием «флангово-шхерной позиции». Ее фланговое положение по отношению к Ревель-Поркаллаудскому рубежу, обилие удобных рейдов для базирования минных сил обусловили стратегическое значение этого района.
Наконец, и сам выход из Финского залива в Балтийское море мог быть защищен устройством минной позиции между о-вом Даго и выдающимися островными группами Северного берега.
Географические условия давали возможность на всем протяжении Финского залива установить ряд оборонительных рубежей-позиций для борьбы с флотом противника, стремящимся прорваться к столице. Этими позициями являлись:
Передовая позиция — Даго — Эре.
Главная позиция — Нарген — Поркаллауд.
Гогландская позиция.
Тыловая позиция — Сескар — Лавенсари и, наконец,
Кронштадтский укрепленный район.
Таким образом, Финский залив представлял большие естественные удобства для обороны подхода к столице. Но он не являлся удобным базисом для действий флота в открытой части Балтийского моря, ибо устье его, забросанное минами и блокируемое противником, не обеспечивало свободного выхода флота.
Для последней цели, т.-е. для обеспечения выхода флота из Финского залива, а равно для действий его непосредственно в открытой части Балтики, особо важное значение имели оба прилегающих к устью залива района: Моонзунд и Або-Оландский район.
Або-Оландский район. Ботнический залив, при слиянии с водами открытой части Балтийского моря, пересекается полосой бесчисленного множества (нескольких тысяч) [13] островов, скал и камней, совокупность которых называется Або-Оландским шхерным районом. Образуя обширный треугольник, основанием упирающийся на Финляндию, а вершиной обращенный к Швеции, этот район обладает исключительными свойствами в качестве маневренной базы для минного флота, давая последнему самой природой обеспеченный, легкий для обороны лабиринт путей по всем направлениям.
Владение Або-Оландским районом обеспечивает свободу действий в средней части Балтики и в Ботническом заливе: его многочисленные фарватеры и выходы блокировать или заградить очень трудно. Для действий против Швеции этот район представляет исключительные удобства, будучи расположен непосредственно вблизи ее и являясь, вместе с тем, трудно уязвимым на всем своем протяжении.
Фарватеры в районе трудны, особенно для больших судов. Район мало исследован.
Узкой полосой шхер Або-Оландский район соединяется с Финским заливом, Местность у Гангутского полуострова является как бы перемычкой, требующей соответственного обеспечения в смысле инженерной обороны участка. В этом районе проходят внутренние фарватеры из Финского залива в шхеры Оланда.
В условиях современной войны, при широком использовании мин заграждения и подводных лодок, приобретают особое значение внутренние фарватеры, которые могут быть сравнительно легко охраняемы и наблюдаемы. Северный берег Финского залива и Або-Оландский район по своим особенностям дают возможность установить непрерывные внутренние фарватеры, даже для больших судов, на всем протяжении от Свеаборга и до Оланда. Это являлось чрезвычайно ценной особенностью помянутых районов.
Моонзунд, Рижский залив. К югу от входа в Финский залив, между ним и Рижским заливом, лежит группа островов — Эзель, Даго, Моон и Вормс, образующая архипелаг Моонзунда.
Мелководная, с песчаными низменными берегами и длинными отмелями, эта местность существенно отличается от скалистых, приглубых берегов Оландских шхер. Фарватеры, недоступные для судов с большой осадкой, могут быть, однако, легко углублены, в виду песчаного грунта. Местные широкие плесы, пригодные в качестве рейдов для линейных сил требуют также дноуглубительных работ.
Стратегическое положение Моонзунда, расположившегося в преддверии Финского залива и прикрывающего собой Рижский залив и его обширную береговую линию, является исключительным по важности. Три выхода в море — между Даго и берегом, между Даго и Эзелём (Соэло-Зунд, доступный [14] для миноносцев) и, наконец, Церельский пролив — дают возможность базирующемуся здесь флоту не слишком опасаться неприятельской блокады. Владение Моонзундом дает возможность флоту, прикрывая направление на Ригу и в Финский залив, действовать также в средней части Балтики и против Швеции и против Германии.
Рижский залив представляет внутренний бассейн, врезывающийся в материк, особенно опасный в смысле возможного направления высадки неприятельского десанта. Высадившись здесь, противник получал возможность действовать в тыл армии, развернувшейся на западном фронте, отсекая одновременно богатый промышленный Рижский район.
Выход из Рижского залива, Церельский пролив, достаточно узок и может быть перекрыт огнем береговой артиллерии, расположенной на одном из его берегов.
Таким образом, совокупность трех районов — Финского залива, Або-Оландского района и Моонзунда — в целом давала крепкую оборонительную позицию, обеспечивая в то же время действия флота в открытом море. Местные особенности этому вполне благоприятствовали.
Курляндский район. Южная часть Балтийского побережья царской России от мыса Люзерорт до границы — представляла собой прямую, идущую почти по меридиану береговую черту, лишенную заливов и островов. Лишь порты Виндава, расположенный в устье реки того же имени, и Либава могут служить местами для стоянки флота. Весь этот район — теплая, незамерзающая часть моря. Она круглый год свободна от льдов.
Стратегическое значение этого района определялось двумя соображениями: во-первых, сюда непосредственно примыкал фланг развертывания русской армии на западной границе, вследствие чего десанты противника или же продвижение его вдоль побережья могли угрожать его устойчивости. Во-вторых, здесь был расположен порт (Либава), куда во всякое время года могли свободно войти наши суда, вернувшиеся из океана, равно как и выйти в него. Наконец, на случай наступательных действий флота против Германии, эта база была наиболее приближена к противнику, что само по себе имело значительные удобства. Однако, этот район являлся изолированным от Финского залива, не имея естественных рубежей, которые могли бы содействовать задержанию движения флота противника в направлении на Финский или Рижский заливы. Местность открытая, трудна для обороны. Порты легко блокируются противником. Лишь при одном условии база флота здесь могла иметь выгоды — когда русский флот превосходил силы флота противника: в этом случае он не мог быть ни заблокирован, ни отрезан. [15]
Тогда, действуя в тыл и на сообщения противника, он одновременно решал задачу обороны направлений и на Ригу и на столицу.
В экономическом отношении Либава и Виндава являлись крупными экспортными торговыми портами царской России.
Ботнический залив. Отрезанный от театра открытого Балтийского моря, большую часть года у берегов покрытый льдами, находящийся в стороне от главных операционных линий, Ботнический залив не имел крупного стратегического значения в случае войны России с Германией. Но это значение могло измениться, коль скоро противник избрал бы направление на побережье Ботнического залива для высадки десанта в Финляндию, побережье которой трудно обороняемо в виду его значительной протяженности, доступности для высадки во многих местах и неразвитости путей сообщения в этом районе. При войне со Швецией побережье Ботнического залива получало особое значение, в виду наличия ряда опорных пунктов для флота, в особенности в узкости между Николайштадтом и Умео, с выдвинутым в море шхерным районом.
Петров М. А. Подготовка России к мировой войне на море.