Постоянное посадское.. ¶
Постоянное посадское население образовывалось в Сибири крайне медленно. В начале XVII века посадских людей по всей Сибири насчитывали лишь 2500 человек, т. е. в пять раз меньше, нежели военного населения. В некоторых городах посада не было совсем. Занимаясь мелкой торговлей, иногда земледелием и промыслами, население сибирских посадов не только уступало количественно служилому населению, но в некоторых городах отодвигалось на второй план пришлым торгово-промышленным людом, захватившим в свои руки фактически все сибирские торги и промыслы.
Необходимость содержать относительно большие военные силы в стране, почти не знавшей земледелия, выдвигала на очередь вопрос о продовольствовании сибирских гарнизонов. Отдельные очаги земледелия некоторых племен Сибири не могли играть какой-либо роли в деле снабжения хлебом русского населения, так как они не обеспечивали хлебом даже эти племена.
Первое время потребность в хлебе удовлетворялась исключительно привозным хлебом, так называемыми ''сошными запасами'', поставляемыми в порядке особой повинности населением городов и уездов Соли-Камской, Чердыни, Кайгородка, Вятки, Устюга, Соли-Вычегодской и Выми-Яренской. Сошные запасы шли в раздачу служилым людям Сибири в виде хлебного жалования. Дальняя доставка сильно удорожала стоимость хлеба и утяжеляла повинность поморских городов. Попытка закупать хлеб в поморских городах и отправлять его в Сибирь путем сдачи подрядов частным лицам, показала, что доставка от Устюга до Верхотурья хлеба удорожала его в 2-3 раза. Иногда сошные запасы за дальностью и трудностью доставки не поступали своевременно в Верхотурье, и тогда сибирские служилые люди оставались без ''хлебных дач''. Все это заставляло правительство торопиться с устройством пашни в самой Сибири.
Первоначально организация сибирской пашни приняла форму принудительного переселения крестьян из поморских уездов в Сибирь, переселения ''по указу''. Одновременно в те же уездах набирались для переселения в Сибирь вольные ''охочие'' люди, что называлось переселением ''по прибору''. Переселяемые устраивались с помощью выдаваемых из казны ссуд и подмог в сибирских уездах, с обязательством пахать ''государеву десятинную пашню''. Но переселение крестьян в Сибирь ''по указу'' и ''по прибору'' из поморских уездов не получило широкого распространения и довольно скоро было остановлено. Причиной этого была малая эффективность данного мероприятия и его дороговизна. Не дало большого результата и устройство на пашню ссыльных. Особенно усиленно прибегали к этой мере при заселении восточных уездов Сибири. Сосланные частично действительно оседали на пашне, но большинство из них не удерживалось в пашенных крестьянах. Основным источником создания земледельческого населения явилось добровольное переселение крестьян из уездов старой территории государства, а также образовавшаяся в Сибири довольно многочисленная группа так называемых ''гулящих людей'', приехавших в Сибирь за ''мягкой рухлядью''. Из их среды правительство и набирало ''охочих'' людей, выдавая им из казны ''подможные деньги на подъем, на дворовое строение, на платье, и на всякий обиход'', хлеб ''на семена и емена (еду)'', а также скот и инвентарь (сошники, косы, серпы) и отводя участки земли для их ''собинного'' (собственного) хозяйства. Одновременно с устройством определялась и величина ''тягла'' – размера десятинной пашни, которую поселенец должен был пахать на ''государя''. Из поселенцев добровольных и недобровольных образовывались пашенные слободы.
Наблюдение за работой крестьян на ''государевой'' пашне поручалось слободским приказчикам, назначаемым из служилых людей. Последние сосредотачивали в своих руках власть хозяйственную, административную, фискальную и отчасти судебную. В общем вся организация слобод напоминала собой организацию дворцовых волостей, крестьяне которых пахали ''государеву десятинную пашню''. Кроме того, отдельные крестьяне по собственной инициативе захватывали заимки и заводили хозяйство с казенной подмогой или ''изо льготы'', т. е. под условием неплатежа повинностей в течении нескольких лет.
Помещичье землевладение не получило в Сибири распространения. Единственным крупным землевладельцем в Сибири была церковь. В Сибири она занимала несколько особое положение. Церковь в Сибири нужна была правительству главным образом как связующий элемент для раскиданного на огромных просторах редкого русского населения. В этих целях во всех городах строились церкви, при которых состояли причты, получавшие казенную ругу (жалование). Духовенство комплектовалось, так же как и все другие разряды колонистов, путем принудительного набора, ссылки и частично из добровольцев. В хозяйственных же целях правительство поощряло основание монастырей. А в конце XVI века в Сибири была устроена в Тобольске архиепископская кафедра.
Но мы еще дойдем до Ганга,
Но мы еще умрем в боях,
Чтоб от Японии до Англии
Сияла Родина моя.