Готовилась к наступлению и Испания. Понимая, что война на несколько фронтов одновременно не дает стране возможность сконцентрироваться на одном направлении в Мадриде были вынуждены пойти на ослабление своего африканского фронта, оставляя своим противникам внутренние области Алжира, удерживая за собой лишь крепости в северной части региона. Освободившиеся таким образом войска перебрасывались в Италию, где в Милане собиралась 25-тысячное войско для вторжения в Германию. Формально во-главе этой армии стоял назначенный новым нидерландским наместником и управителем всех испанских владений в Германии инфант Фердинанд, младший сын испанского короля Филиппа III. Но фактически всем руководил отохванный из Африки один из талантливейших испанских полководцев Амброзио Спинолла Дория. Этот испанский генерал, родился в Генуе. Он был старшим сыном Филиппа Спинолы и его жены Полинессы, дочери принца Салерно. Семья Спинолы была очень древней (а также весьма богатой) и имела большое влияние в Генуе.
В 1602 он и его брат Федерико заключили договор с Испанским двором о найме на службу. Амброзио нанял за свой счёт 1000 человек для наземной службы, а Федерико эскадру галер для службы в прибрежных водах. 24 мая 1603 года. Амброзио Спинола направился со своими людьми в Алжир, где очень скоро проявил себя как талантливый военачальник, быстро продвигающийся по карьерной лестнице, пока в 1615 году не достиг должности командующего испанским экпедиционным корпусом в Алжире. Которую он и занимал до конца 1618 года, когда его вместе с большинством его людей не начали перебрасывать в Италию.
В то время, как зимой 1619-1620 гг. Фридрих V занимался в Праге придворными празднествами, разжиганием вредных споров между чешскими лютеранами, утраквистами и кальвинистами, бесполезными перемещениями в командовании чешской армии (замена Турна Христианом Ангальтом и Гогенлоэ) и попытками через свою жену добиться сочувствия и помощи при английском дворе Якова I.
Кампанию 1620 года открыл Мориц Оранский, который перенес военные действия во Фландрию, высадив 21 июня свою армию (15–20 тыс. человек) в форту Филиппин. Затем в сопровождении флота, следовавшего вдоль берега моря, он прошел к Ньюпорту и осадил его.
На выручку гарнизона Ньюпорта из Антверпена двинулся лично французский командующий Ледигьер, имея 10 тыс. пехоты и 1,5 тыс. конницы.
Небольшое общее превосходство в силах было на стороне испанцев. Главные же их преимущества заключались в том, что они имели восемь орудий полевой артиллерии и в возможном содействии корабельной артиллерии.
2 июля 1620 года, узнав о приближении французов, Мориц снял осаду Ньюпорта и через гавань, имевшую вид канала, двинулся к Остенде, находившемуся в руках испанцев. Рано утром навстречу противнику он выслал два полка пехоты (19 рот), четыре корнета и два орудия с задачей задержать французов на переправе у Лессингена. Этот отряд испанцев потерпел поражение и был отброшен к форту Альберт. Однако он свою задачу выполнил, связав противника боем и боем задержав его. Этим выигранным временем Мориц воспользовался для переправы испанской армии через гавань (канал) во время отлива и развертывания ее в узкой прибрежной полосе, ограниченной справа песчаными дюнами.
Боевой порядок Фландрской армии состоял из авангарда, главных сил и арьергарда. Авангард (9 корнетов, 43 роты, 8 орудий) развернулся в три линии, выдвинув передовой отряд (2 роты, 4 отряда мушкетеров и 6 орудий). Кавалерия авангарда заняла позицию на правом фланге. Главные силы (6 корнетов и 25 рот) расположились в две линии, имея кавалерию на правом фланге. Два полка главных сил были оставлены на южной стороне гавани, а поэтому отсутствовала третья линия. Арьергард (3 корнета, 28 рот) развернулся в две линии, имея кавалерию в тылу. Часть кораблей нидерландского флота получила задачу огнем своей артиллерии не допустить французов к отлогому морскому берегу. Ветер дул с моря.
Отряд силой в пять корнетов конницы (в том числе два корнета конных аркебузеров) Мориц выслал вперед с задачей рекогносцировки. Этот отряд вскоре встретился с французской конницей и вынужден был отступить.
В 11 часов утра французская конница остановилась в 4–5 км от Ньюпортской гавани, ожидая медленно двигавшуюся пехоту и артиллерию. Потеря времени французами была использована Морицем для завершения развертывания своей армии для боя.
Маршал Ледигьер построил свою армию терциями, расположенных в три линии: авангард (одна терция), главные силы (две терции на одной линии) и арьергард (одна терция). Построение конницы, находившейся на левом крыле боевого порядка, представляло собой компактные квадратные массы.
Бой завязали аркебузеры авангардов. На линию своего авангарда Мориц выдвинул и аркебузеров первой линии главных сил.
В это время французские войска пытались спуститься с дюн и пройти прибрежной полосой, лишив возможности испанцев пользоваться при стрельбе выгодным направлением ветра. Однако огонь артиллерии с судов нидерландского флота нанес французам значительные потери (терции были хорошей мишенью), и, кроме этого, начался морской прилив, затопивший прибрежную полосу. Ледигьер приказал терциям повернуть обратно к дюнам.
В 15 часов, в момент отхода французских терций к дюнам, Мориц приказал своей коннице и пикинерам первой линий авангарда при поддержке огня артиллерии, поставленной на деревянные платформы, атаковать головную терцию противника. Атакованную испанцами первую терцию французов поддержала вторая терция. Мориц вслед за первыми линиями ввел в бой вторые линии авангарда и главных сил.
На поддержку двух французских терций подошла третья, и в центре всего расположения войск завязался упорный бой, исход которого колебался и в целом был неблагоприятен для главных сил Морица. В это время правофланговая терция французов при поддержке кавалерии продвигалась вперед. Левый фланг испанского авангарда не мог сдержать этого натиска. Назрел кризис боя.
На поддержку левого фланга арьергарда Мориц выслал два корнета из кавалерии главных сил, а в центре ввел в бой пехоту арьергарда.
Французская конница, не выдержав натиска испанской конницы, начала отступать. Пехота французов лишилась необходимой помощи, а удар свежих нидерландских полуполков при поддержке огня артиллерии нарушил ее строй и вынудил к отступлению, которое превратилось в беспорядочное бегство.
Французы потерпели поражение, потеряв четыре тысячи человек убитыми и тысячу ранеными. Потери испанцев достигали двух с половиной тысяч человек.
Но мы еще дойдем до Ганга,
Но мы еще умрем в боях,
Чтоб от Японии до Англии
Сияла Родина моя.