Леший пишет:
Если вы о голоде начала 17 в., то Георг по нему уже не раз давал ссылку на Нефедова, где в качестве причины голода указывался не неурожай, а тот факт, что разоренные Ливонской войной мелкие помещики усилили эксплуатацию своих крестьян и отбирали у них зерно.
По этой ссылке говорилось не о голоде, а о настолько страшных его последствиях которые были в РИ.
Трехлетних запасов все равно никто не держал, т.е. голод все равно будет и будет страшный. Другое дело, что не будет такой разрухи. К тому же и казна дохода в эти три года получит намного меньше.
Леший пишет:
Так что повышение налогов хотя и будет, но не такое как в РИ.
ОК.
Леший пишет:
Тут нет войны с Литвой и Польшей, благодаря чему есть возможность сконцентрировать войска на юге и не допустить разорения татарскими набегами заокских земель.
Иван вынужден защизать все то, что Вы ему дали. А именно — польские и украинске земли. В принципе (я тут даже более оптимистичен чем Вы) при мире Россия способна защитить всю свою южную границу. Но не Украину с Южной Польшей (поляки с литвинами содержат слишком маленькую армию и нарастить её Иван не успевает — средств не хватит).
Почему и приходится вибирать из трех плохих решений (распылить войска, забить на защиту Украины и Польши — в смысле делать это польско-литовскими войсками, поднимать там налоги).
Леший пишет:
Уже в 1587 г. она была настолько "неспособна", что в Москве планировали войну против Крыма. А в 1595 году дворяне упорно требовали от правительства присоединится к "Священной лиге" и начать войну с Турцией.
История показала, что они неадекватно оценивали ситуацию. К тому же я говорю о событиях начал 17го века, когда Россия действительно ни к чему не спосбна — трехлетний неурожай.
Леший пишет:
Радуга, я в своем таймлайне приводил реальное письмо русских купцов к царю, где они выдвигали идеи морской торговли аж до Лиссабона.
О чем я и говорю. Им нужна помощь правительства. При этом сами они на такую торговлю неспособны. А те кто способен — увлеченно лезут на восток и на юг.