У Кларенса прекрасное о Брисбенских событиях 1919 года.
Прекрасно все и понимание австралами норм международной политики, и честнейшие чиновники РКМП, и попытки полиции привлечь к разгону митингов "неравнодушный народ"
Собственно становится совершенно понятным почему современные "успехи" православия в той же Индонезии вызывают у меня только глумливый смех
КДПВ и спойлеры под катом
Австралийские полицейские на разгон демонстраций заточены не были. Поймать беглого каторжника, утихомирить пьяную драку в кабаке, выследить шайку аборигенов — это да. Демонстрации же, австралийские полицейские представляли себе примерно так:
Они же не знали, что в Российской империи демонстрации проходят так:
И разумеется им никто не рассказал что это такое: профессиональный питерский стачечник, боец московских летучих эсеровских отрядов или уральский рабочий-знаменосец.
Утром, 1 ноября 1916 года, на заводской окраине Брисбена собралась колонна в триста человек. К колонне присоединился крупный городской профсоюз — Брисбенский Индустриальный Центр. Лозунги подготовили против незаконных действий австралийского правительства, за пролетарскую солидарность и в поддержку профсоюзного движения.
....
На одной из центральных улиц колонну ждала полицейская цепь.
От цепи отделился офицер, подошел к мерно в ногу шагающему Зузенко и потребовал отдать ему знамя. Зузенко не ответил и тогда офицер схватился за древко. Зузенко просто наступил на офицера, прошелся по нему и за ним вся толпа — в ногу же шли, взявшись под руки. Еще и Интернационал пели. Опешившую цепь тоже разом смяли и прошли к ратуше. Провели митинг собрав огромную толпу местных — интересно же, экзотика. Полиция не мешала — растаскивала по больницам своих пострадавших.
Вечно страдающий и всем обижаемый народ тут тоже красавы
Рано утром, сразу после рассвета, толпа националистов примерно в 1.000 человек, основательно накачавшись спиртным, вооруженная револьверами и дробовиками пошла громить синагогу в отдаленном конце Брисбена на Deshon street. По слухам там собралась в поисках убежища значительная группа "русских".
Русские там действительно были, порядка 40 человек. Причем, по большей части, из разных анархистов, эсеровских боевиков и чистых уголовников. Евреев из России в Брисбене было всего несколько человек, но их не надо было учить, что такое погром. Они подготовились как умели. Синагога была превращена в крепость.
Когда толпа была всего в 50 ярдах, из синагоги крикнули, что если кто сделает еще хоть один шаг, то всех повзрывают к чертовой матери вместе с улицей. Толпа не поняла и из окон синагоги прилетело две динамитные шашки. Шашки бабахнули, толпа, источая сильный и неприятный запах, залегла. Когда осела пыль и щепки от разорванной в клочья какой-то повозки, из открытого окна выдвинулось дуло пулемета и повторно было объявлено, что динамита в синагоге очень много, равно как и патронов, переговоры со всякой швалью никто вести не намерен и огонь будет открываться при всяком приближении.
...
Эти три кровавых дня в Брисбене вошли в историю как The Red flag riots и привели к следующим событиям:
1. Образованию коммунистической партии Австралии — о чем расскажем в следующих частях.
2. Росту влиятельности еврейской общины Мельбурна. Анархистов, уголовников, эсеров и просто крепких русских бойцов, бежавших из Брисбена, всего 50 голов, наняла адвокатская контора "Блумберг, Айзекс и Шапиро". Наняла понятно в качестве кого. В Австралии, разумеется, хватало своих гангстеров. Но после событий в Брисбене, телефонный звонок с фразой: "К Вам сейчас подъедут наши русские партнеры, чтобы уладить наши разногласия" приобрел непередаваемый флёр и действенную силу.
У Кларенса крайне интересный журнал, например относительно недавно там были материалы по Генуэзской конференции, по аресту Гумилева, убийстван Нетте и Воровского и т.д.