Центурион пишет:
Интересно, допустимо ли предположение что на теретории Рима ,зародился подвид с измененной психикой и моралью людей-рабов?
Не-а. Рабских династий не складывалось, как правило позволение создать семью означало для раба освобождение, пусть и не немедленное.
Читал недавно "Общество и хозяйство Римской империи" Ростовцева. Так оказывается все рабы, занимавшиеся более или менее важной для господина деятельностью были замотивированы — им обещали свободу и пекулий по отслужении отпределенного срока. И главное — по римским законам освобожденный раб получал не просто свободу, но и гражданство. Сам он правда сохранял зависимость от бывшего господина как клиент, но его дети уже становились нормальными гражданами. Стимул нехилый вообще-то.
Да и придуман давно. Еще у Гомера в "Одиссее" раб, сокрушаясь по поводу "пропажи без вести" своего господина Одиссея, и буйства в его доме "женихов Пенелопы", говорит:
Слишком же щедрыми быть нам не можно, рабам, в беспрестанном
Страхе живущим, понеже теперь господа молодые
Властвуют нами. Кронион решил, чтоб лишен был возврата
Он, столь ко мне благосклонный; меня б он устроил, мне дал бы
Поле, и дом, и невесту с богатым приданым, и, словом,
Все, что служителям верным давать господин благодушный
Должен, когда справедливые боги успехом усердье
Их наградили, как здесь и меня за труды награждают;
И Ростовцев утверждает что вольноотпущенники и их потомки составляли зело весомый процент населения Италии.
Вы, коллега, сами поминали сериал "Рим", так припомните фразу Агриппы: "мой отец был никем; а его отец был рабом".
Ну и это.... Выскочить замуж за господина (не элитного конечно) рабыне частенько удавалось (Тит Пулло и Ирина, ага ). Археологи откопали прилично надгробных плит, в коих безутешная вдова делает посвятительную надпись "супругу и патрону". Что означает только одно — жена покойного являлась его вольноотпущеницей.