Как я уже написал выше при крепостном праве излишние крестьянское население помещичьих имений устранялось переводом крестьян в другие имения или продажей другим владельцам на свою.
Аналогичные меры предпринимались и в отношении государственных крестьян .
Естественно всё это прекратилось с отменой крепостного права и тут-же во многих местностях обнаружился недостаток земли и угодий для земледельческого населения.
Более того в правительственных кругах резко изменилось само отношение к крестьянским переселениям.
По разным причинам возобладало мнение ,что якобы правительству нет надобности оказывать крестьянам опеку и что малоземельные крестьяне не имеют нужды переселяться в Сибирь и прочие свободные земли , так как всегда могут найти заработки в качестве сельских рабочих или арендаторов у землевладельцев.
Опасались и появление массы бродяг .
Вообще помещики со своей стороны , весьма выступали против переселений в Сибирь и крестьянской колонизации и именно потому ,что справедливо опасались лишиться дешевых рабочих рук и крестьян-арендаторов .
"Положения" 19 февраля 1861 г. об отмене крепостного права полностью исключали право бывших крепостных крестьян на переселение.
Правительство Александра II отменило личную зависимость крестьян, но при этом так наделило их землей, чтобы после отмены крепостного права крестьяне оставались привязанными к помещичьим имениям в качестве дешевой рабочей силы и арендаторов помещичьей земли.
Для осуществления этой основной цели закона необходимо было с прежней последовательностью всячески ограничивать переселение крестьян, так как переселение резко противоречило общему характеру и содержанию проводимой реформы.
Поэтому уже в Положение 19 февраля 1861 года вошли некоторые правила, которые, не касаясь прямо переселений, косвенно должны были их затруднять.
Правила эти касались перехода крестьян в другие общества.
1) Переход дозволялся только при условии уплаты крестьянами всех недоимок,
2Несостояния под судом или следствием,
3)При отсутствии бесспорных взысканий на них и обязательств,
4)При отказе от надела ,
6) Для крестьян, обязанных вносить выкупные платежи, выход из общества был затруднен рядом условий по уплате выкупа,
7Временно обязанным крестьянам выход разрешен был только с согласия помещика.
Введение этих правил должно было специально затруднить переселение крестьян в другие общества ,т.е. на новое место жительства .
Но этого было недостаточно ,через малое время появились правительственные постановления которыми дополнительно ограничивалось переселение крестьян на казенные земли.
Во первых бывшим помещичьим крестьянам ,т.е. самым малоземельным крестьянам это было запрещено вовсе.
Незначительные послабления остались только для малоземельных крестьян малопоместных владельцев.
Кроме этого было полностью запрещено государственным крестьянам свободно переселяться на пустые земли , а было дано лишь право общинам ходатайствовать о переселении части членов их обществ в малоземельные губернии.
Иными словами разрешать переселения была должна община , а переселение вело к росту налогообложения на оставшихся крестьян .
С 15 декабря 1866 года были прекращено выделение в государственном казначействе кредитов для оказания вспомоществования переселяющимся государственным крестьянам.
Результатом однако было самовольное переселение крестьян из Европейской России на восток и юго-восток .
В связи с этим в 1866 году при министерстве внутренних дел создается комиссия по выработке общих переселенческих правил.
Но ее работа ограничилась обобщением и изучением ранее принятых частных законов о переселении в отдаленные районы; новых правил комиссия не подготовила.
Правительство вообще отложило выработку общего законодательства по переселенческому вопросу и колонизации , весьма опасаясь того ,что даже самые ограниченные правила, опубликованные в период действия положения о временной обязанности, могут дать повод к массовым отказам крестьян от наделов и исходу их на свободные казенные земли.
Вот этого-то с точки зрения развития страны опасаться и вовсе не следовало , конечный экономический выигрыш от массового самовольного переселения был много больше всех тех проблем ,которые возникали при массовом отказе от наделов и переселении крестьян на свободные земли .
После издания запрещения селиться на казенных землях малоземельные крестьяне стали самовольно оседать например в : Оренбургской, Уфимской , Самарской и прочих губерниях Востока , на казенных землях и приобретаемых или арендуемых ими у башкир и казахов .
Эти крестьяне уходили сюда обыкновенно по паспортам якобы на заработки и основывались на постоянное жилье, обходя все препоны и формальности, связанные с переходом в новые крестьянские общества.
Конечно никакой общины в таких самовольных поселениях не возникало и тем более крестьяне нелегальные поселенцы не платили там никаких налогов .
В результате в приуральских губерниях оказались многие тысячи семей самовольных переселенцев, перебравшихся туда в разное время .
Попытки возвратить их обратно силой на старые места их проживания успеха не имели и давали только повод к новым крестьянским волнениям .
Пришлось пойти на уступки и 9 апреля 1869 года появилось положение "О мерах к водворению в Оренбургской губернии издавна проживающих там переселенцев из других губерний".
Положение касалось только Оренбургской губернии, так как там оказалось более десяти тысяч семей нелегальных переселенцев , которые официально земли не получали и никаких крестьянских прав на неё не имели .
Однако и тут попытались выселить хоть часть нелегальных мигрантов .
Положение ограничивало права самовольных переселенцев из бывших помещичьих крестьян.
Допускалось законное поселение : только тех крестьян , кто переселился уйдя от нищенского дарственного надела ,
только тех кто не были связаны с помещиком выкупной операцией ,
только тех не являлись должниками правительства по выкупным платежам,
Все же остальные, переселившиеся там после реформы, право на проживание не имели ( а их-то было подавляющее большинство ) и должны были быть изгнаны обратно .
Но это было легко сказать , но после нескольких попыток выселить часть крестьян обратно ,сие дело бросили .
Совершенно идентичным было положение с нелегальными переселенцами и в губерниях Западной Сибири .
В 1876 году оказалось ,что в этих губерниях с 1868 года набралось более 10 тысяч семей нелегальных переселенцев из Европейской России .
Причём согласно донесениям властей этих губерний вернуть их на прежнее место их жительство средств у властей не имеется .
Т.е. в распоряжении губернских властей Западной Сибири не оказалось потребных средств для возвращения в Европейскую Россию нелегальных мигрантов
И это ещё раз говорит о том ,что распоряжения о принудительном возвращении нелегальных мигрантов были .
Пришлось поневоле узаконить проживание всех нелегальных мигрантов в этих губерниях .
Было узаконены все нелегальные поселенцы , которые поселились до 14 декабря 1876 года в Тобольской и Томской губерниях.
Причем попытались на нелегальных поселенцев возложить те недоимки ,которые образовались на этих переселенцах по прежнему месту их жительства за 4 последних года , впрочем без особого успеха .
,
В 1881 году появились "Временные правила о переселении крестьян на свободные казенные земли".
И опять было разрешено переселяться только тем из тех крестьянских семей, которые начали выкуп своих наделов и чье экономическое положение вынуждало к переселению.
Между тем большое желание переселиться имели не только бедные и малоземельные ,но и вполне благополучные крестьяне .
Для этого местные власти должны были проверять имущественное положение заявивших о переселении и направляли их ходатайства вместе со своими заключениями на рассмотрение министерств внутренних дел и государственных имуществ.
Вдобавок распродавать имущество и переселяться можно было только после разрешения этих министерств.
Бюрократическая волокита приводила к тому ,что крестьяне ждали разрешение многими годами и не часто получили их вовсе .
Проще было переселяться без всякого разрешения ,что 3/4 всех переселенцев и делало .
Однако правила 1881 года о переселении не были даже обнародованы и правительство просто скрыло их от крестьян, не опубликовало.
13 июля 1889 года появился новый закон о переселении под названием :
"О добровольном переселении сельских обывателей и мещан на казенные земли и о порядке перечисления лиц означенных сословий, переселившихся в прежнее время".
Этот закон действовал только в в Тобольской и Томской губерниях и в Семиреченской, Акмолинской и Семипалатинской областях .
Только там переселенцы получали в постоянное пользование землю ,но эта земля оставалось казённой собственностью и не становилась личной собственностью крестьян .
Переселенцы не имели права "ни отчуждать, ни обременять долгами полученную землю"- т.е. они были только бессрочными арендаторами .
За пользование казённой землей (которая пребывала-бы без их рук в первозданном состоянии и никакой цены не имела ) переселенцы платили государственную подушную подать , арендную плату за землю и отбывали казенные земские повинности .
Т.е. новых переселенцев попытались обложить повышенным налогом .
Новый закон распространял на переселенцев круговую поруку — т.е. попытались восстановить или скорее создать общину там ,где ее отродясь не было .
И это притом ,что пользование землёй у переселенцев было подворным , т.е. фактически фермерским .
По положению 1889 года опять всячески пытались ограничить возможность переселения крестьян так, в силу этого закона переселение было возможно только с разрешения министра внутренних дел, выдаваемого по соглашению с министром государственных имуществ ,ходатайства крестьян рассматривались уездными и губернскими властями и потом направлялись в министерства внутренних дел и государственных имуществ.
Будущему переселенцу опять приходилось очень долго ждать ответа на ходатайство, не сниматься с места, пока не будет получено сообщение из района водворения о наличии свободной земли.
Наконец, требовалось особое разрешение на продажу имущества.
Хотя в законе и появилось наконец положение о льготах и помощи переселенцам.
Но сами положения закона о переселении в части льгот переселенцам не подлежали оглашению .
Опасались , что их опубликование вызовет массовый исход крестьян из районов помещичьего землевладения.
На основании нового закона до 1892 года были выданы разрешения 17 тысячам семьям .
Между тем, только по официальным данным за это время только за Урал переселилось нелегально 28 тысяч семей .
В 1892 году правительство приостановило временно выдачу распоряжений на переселение.
Это однако не помогло и в 1892 году в Сибирь переселилось без официального разрешения 84 тысячи человек , а в 1893 году ещё 61 тысяч человек и понятно , что это не всё нелегальные переселенцы ,а только учтённые официально .