Прочитал "Юдоль". Впечатление действительно производит. Лесков действительно замечательный автор, патриот, душа его болит за народ и т.д..
Положение крестьянсктва при КП действительно было не "благолепным" по Михалкову, ноя этого нигде не говорил. Но я призывали краски не сгущать. Готов согласиться, что бОльшая часть написанного соответствует действительности, с поправкой на детское впечатление, на то что где-то автор мог досочинить, но большая часть соответствует, это признаю.
Но всё же давайте попробуем составить объективную картину. Не михалковскую и не коммуняцкую, а объективную. Итак.
1) С 1641 по 1892 автор пишет что не было такого голода, да и 1892 прошёл гораздо мягче. Т.е. перед нами совершенно уникальное событие, с подобным которому многие крестьяне вообще на протяжении своей жизни не сталкивались. Может быть, даже самый суроввый голод от Смутного времени до Ленина. Давайте это запомним.
2) Все описания голодающих кардинально отличаются от описания Блокады и Голодомора. Например, в Блокаду бывло что находили в квартирах людей, не могущих от голода подняться с постели и спасали их тем что выхаживали их этого состояния (если повезёт), люди с трудом двигались. Здесь же одна из слабых маленьких девочек спокойно постоянно ходит к другой в гости, они топят печь, совершают иные действия, говорящие о том что они физ. не ослаблены (подробнее об убийствах ниже). И не только эти девочки, все двигаются нормально, хотя в голоде 20в общее место "как тени".
3) НЕ едят лошадей, даже умерших — это меня очень удивило, но это так. Даже весной, в самое ужасное время, НЕ едят собак — собаки встречают тётю Полли в количестве. Также нет ничего про поедание других не обычных для этого животных.
При зарезании коров из них выпускают на землю кровь, что тоже обращает внимание.
4) "Эксплуатация" — в деревне автора с крестьян в голодный год совсем или почти ничего не взяли, наоборот, они благодаря помещику не потеряли семенное зерно. У других бар могло быть хуже, но ведь и та туча после сальной счечи где-то пролилась... А у тёти Полли было и лучше. Даже майору, хоть и помимо своей воли, пришлось подкормить крестьян. Т.е. вклада собственно КП в эти события либо нет, либо он минимален .
5) О людоедстве автор сам говорит, что это не более чем слух. Хотя признаю, что наличие хотя бы слухов Вам удалось доказать, но и не более.
Кстати и такая деталь — >! "- Ничего ие страшно: спите! Вот как вы не спите да голосите, так мне это гораздо страшнее! А было это как раз в сочельник.
Дети же у бабы были погодочки — все мал мала меньше: старшей девочке исполнилось только пять лет, а остальные все меньше, и самый младший мальчишка был у нее у грудей. Этот уж едва жил — так он извелся" тянувши напрасно иссохшую материну грудь, в которой от голода совсем и молока не было. Очевидно, что грудной ребенок неминуемо должен был скоро умереть голодного смертью, и вот на него-то мать и возымела ужасное намерение, о котором я передам так, как о нем рассказывали в самом народе. Как только баба обманом угомонила детей и ее старшие ребятишки уснули с голодным брюхом, она взяла своего грудного мальчика, дрожавшего в ветошках, положила его к себе на колени и дала ему в ротик грудь, а возле себя положила на стол хлебный ножик. Изнуренный ребенок, несмотря на свою усталость, взялся за грудь, но как молока в груди не было, то он только защелкал губенками и сейчас же опять оторвался и запищал... Тогда мать пощекотала у него пальцем под шейкой, чтобы он поднял головку, а другою рукою взяла нож и перерезала ему горло. Убив дитя, она будто сейчас же положила его в ночвы, а потом разняла на части, посовала в горшок и поставила в печку, чтобы мясо сварилось, а "утробку" на загнетке в золе сожгла, и ночвы и стол вымыла, и тогда побудила старшую девочку и сказала ей: "
Поскольку мать потом по рассказу повесилась, этих деталей никто не мог узнать. То есть они вымысел, как и вся история, что Лесков прямо говорит.
6) Убийства —
а)автор говорит всего о 2х случаях, бывших в отдаленных от него местах, одно ЕМНИП чуть ли не в сотне вёрст. Что говорит о распространённости, весьма низкой.
б) Сами оба случая вполне могли бы иметь место и без голода. Щедрую бабушку даже предупреждают не ездить в деревню ещё до голода, т.е. она бы рисковала даже если бы голода не было. С девочками — трагичная история, но надо понимать что девочки меньше 10 лет не вполне осознавали что делают. Подобное вполне могло бы быть и, увы, порой случается, из-за игрушки, например. Редко, но случается. Хотя конечно девочке пришлось перед тем зарезать овцу и это в таком возрасте свинтило её с катушек...
в) Жертвы обоих преступлений не голодают, тем не менее убийцы с ними справляются. Конечно, там старость там внезапность, но всё же. Вспоминается читанная история, как в 20х или 30х человек которого хотели съесть улучил момент, растолкал покушавшихся, выскочил из дома и убежал, а те из-за дистрофии не могли его остановить и догнать. Здесь же, повторюсь, даже дети вполне при своих силах.
г) Ещё раз обращаю внимание на п. а). Да и б)..
7) Самое, пожалуй, ужасное в описанной картине — "Этим же кошкодралам бабы и девки тогда продавали "свою девичью красу", то есть свои волосы, и весьма часто свою женскую честь, цена на которую, за обилием предложения, пала до того что женщины и девочки, иногда самые молоденькие, предлагали себя сами, без особой приплаты, "в придачу к кошке".
Видимо, такое было в тот рекордный голод распространено, но насколько, по описанию Лескова скать нельзя. Можно только сказать, что так поступали не все голодающие женщины — многие продавали только волосы или не продавали и их.
Другие же проделывали это часто, поэтому нас не должно обманывать что цена низко упала — сейчас в российской глубинке такие услуги тоже очень дешевы (500 руб и менее) но это не занятие большинства женщин... Т.е. тут тоже нельзя сказать "все продавались" — даже явно видно что не все, а какая часть, неизвестно.
Резюмируя — описана исключительная, единственная за полвека а возможно и за века ситуация. Ситуация трагическая, хватающая за душу, безусловно, ненормальная, но делать из неё выводы о безпросветном царстве людоества и мрака нельзя. Повторюсь, я считаю КП негативным являением, но не надо его преувеличивать и поливать незаслуженно грязью наших предков и нашу историю, не надо на оранжевый манер считать Россию того времени "не нашим" государством. Оно гораздо более наше русское, чем ленинская совдепия или нынешняя РФ.