ВЛАДИМИР пишет:
А разве хоть один библеист (особенно фундаменталист) действует иначе?
Пример фундаменталистической библеистики:
http://vadym.web.cern.ch/vadym/mesa.htm
В 1868 году, немецкий миссионер Ф.А.Кляйн из миссии в Иерусалиме услышал о том, что бедуинам, живущим в поселке Дибан, на месте древнего города Дивон (Иисус Навин, 13:9,17 и Иеремия, 48:18,22), к востоку от Мертвого Моря, к северу от реки Арнон, известен камень с древней надписью. Миссионер отправился в Заиорданье и увидел то, что стало одним из самых поразительных археологических открытий на Святой Земле.
Это базальтовая стелла 1.15 м. длиной и 60-68 см. шириной, на которой написан текст на моавитском диалекте ханаанского языка. Язык этот практически не отличается от еврейского диалекта ханаанского языка, на котором мы, израильтяне, говорим и по сей день. Все же отличия есть: окончание множественного числа на "ин", а не на "им", как в еврейском, и глагольная форма "ифте'аль", которой нет в иврите, суффикс ה с именами используется для обозначения притяжательности как в женском, так и в мужском роде, вот, кажется, и все. Алфавит такой же, как был у евреев до вавилонского пленения.
Самое же интересное -- это то, что написано на этой стелле. Текст поветсвует о войне между Моавом и Израилем во времена царя Моава по имени Меша и израильских царей Омри, Ахава и Йoрама. То есть, в 9 веке до н.э. О тех же событиях повествует и Библия.
Сам текст Моавитского камня:
— Меша, сын Кемоша, царь Моава Диво-
нец. Отец мой правил Моавом 30 лет и я пра-
вил над Моавом после отца и сделал это возвышение Кемошу в Керихо во знамение с-
пасения ибо спас меня от всех, воцарил и ибо призрел меня надо всеми ненавидящими меня. О-
мри, царь Израиля, и угнетал Моав многие дни, ибо гневался Кемош на свою стра-
ну. И сменил его сын его, и сказал: "И я буду притеснять Моав". Во дни мои сказал так.
И узрел я его и дом его и Израиль погиб, погиб навсегда. И унаследовал Омри стра-
ну Махадева и сидел в ней во дни его в половину дней сына его, сорок лет. И вос-
сел Кемош во дни мои. И построил я Бааль Маон, и построил там резервуар и постро-
ил Кирьятаин. И мужи Гада сидели в стране Атарот от века. И построили для себя царь И-
зраиля Атарот. И пошел я на войну с ним и захватил его и убил весь народ
скоро в городе для Кемоша и Моава. И вернул оттуда алтарь (друга? дяди? Давида?) и при-
нес пред Кемошем в городе и поселил в нем мужей Шарона и мужей
Мехарот. И сказал мне Кемош: "Пойди, возьми Нево у Израиля". И я по-
шел туда и воевал против него от рассвета до полдня и вз-
ял и убил всего семь тысяч мужей, и жителей, и женщин, и житель-
ниц. И посвятил их Аштарте Кемоша в посвящение. И взял оттуда сосу-
ды Y' и принес их пред лице Кемоша. И царь Израиля построил
Йахац и сел в нем в войне со мной. И изгнал его Кемош предо мной и
взял я из Моава двести мужей, всех его главных, и вывел его из Йахаца и захватил его
чтобы присоединить к Дивону. Я построил Керихо, стену деренянную и стену на холме,
и я построил его врата. Я построил его башню и я
построил царский дом и сделал два(?) резервуара внутри
города. И колодца не было внутри города в Керихо. И сказал я всему народу: сделайте се-
бе каждый колодец в доме, я же прорублю ров в Керихо при помо-
щи израильских пленников. Я отстроил Ароер и я сделал дорогу в Арноне.
Я построил Бейт Бамот, ибо он был разрушен. Я построил Бецер ибо он был притеснен.
........Мужей Дивона пятьдесят, ибо весь Дивон мне послушен, а я царство-
вал...сотен в городах, что я присоединил к стране.
И я построил Махадеву и Бейт Дивлатан и дом Бааль-Маона, и привел туда
........скот страны. И хоронцы сидели там. И сказал мне Кемош: "Спустись и воюй против хоронцев" и я спустился
........и сидел там Кемош в мои дни. И оттуда....
Библеист комментирует текст:
Так же, обратите внимание, отношение Моава к Кемошу такое же, как и отношение Израиля к Господу: это их племенной бог, который дает им победу над врагами. Этот камень, кстати -- древнейшее археологическое подтверждение тому, что Израиль уже тогда, в 9-м в., служил Господу.
Хотя в тексте израильский "господь" не упоминается ни разу, он все равно, с т.з. создавшего страничку библеиста, "свидетельствует" якобы о монотеизме израильтян 9 века до н.э. Суждение по аналогии неуместно, поскольку никаких утверждений в тексте о том, что "нет бога, кроме Аллаха (пардон, Кемоша)" не встречается. Наоборот, упоминание Аштарты говорит о многобожии. Единственный вывод, который можно сделать: Израильское и Иудейское царства в 9 веке до н.э. ничуть не выделялись, ни в языковом, ни в письменном отношении среди своих "злейших врагов" — Моава и Аммона, и их вполне можно считать единым культурно-историческим ареалом.
Какое дело до этого комментатору? Он уверен и все!
"Я могу понять политиков, запрещающих людям свободно обсуждать и толковать прошлое. Не понимаю только одного: у них-то какие могут быть претензии к Гитлеру или Сталину?"
С.Б.Переслегин