ВЛАДИМИР пишет:
Объясняю (хорошо, что я — преподаватель, терпения мне не занимать ). Аристотель — это Аристотель. А РЕЛИГИЯ Орфизма — это религия. И для нее как раз очень важно, верят в ее догматы или нет, и ее доктрина
Понял. Фраза, за которую вы зацепились, есть только вступление к вышеозначным пунктам. И к обсуждению вообще не предлагалась. А так — пророчества пифии тоже являются предметом веры . И что?
Кстати из той же книги об орфизме:
Ядро орфических верований можно представить следующим образом:
а) В человеке временно пребывает божественное начало, некий демон (душа), оказавшийся в теле по причине изначального греха.
б) Этот демон не только предсуществует телу, но и не погибает вместе с телом. Он осужден к реинкарнациям в последующих телах, и через серию рождений должен искупить изначальный грех.
в) "Орфическая жизнь" со своими путями и практиками есть жизнь уединенная и имеет целью положить конец циклу реинкарнаций и освободить душу от тела.
г) Для очистившегося (посвященного в орфические мистерии) в ином мире обещана награда, для непосвященных — наказание.
На некоторых табличках, найденных в захоронениях последователей орфических сект, среди прочего можно прочитать то, что составляет суть доктрины: "Возликуй, измученный страданием, ибо ты не страдал еще. Из человека ты возродился в Бога"; "Счастлив и блажен будешь Богом более, чем смертным"; "Из человека родится Бог, ибо произошел ты от божественного". Судьба человека, стало быть, в том, чтобы "быть возвращенным к Богам".
Идея загробных наград и наказаний родилась, видимо, в порядке элиминации абсурда, столь часто встречающегося на земле, где страждут добродетельные, а наслаждаются порочные люди. Идея реинкарнации (метемпсихоза), т.е. перехода души от тела к телу, возможно, возникла, полагает E.Dodds, как объяснение причины, по которой страдают невинные. В действительности, если каждая душа имеет жизнь предыдущую и запятнана первородными грехами, никто не невинен, все повинны с разной лишь степенью тяжести: "И вся эта сумма страданий в этом мире и ином есть только часть долгого воспитания душ, конец которого — в освобождении от цикла рождений и возвращении к своему истоку. Лишь здесь, по меркам космического времени, может быть реализована полная в архаическом понимании справедливость, согласно закону которой, тому, кто согрешил, да воздастся" (Е. Dodds).
По этой новой схеме верований человек впервые видел два контрастирующих принципа в их борьбе между собой: душа (демон) и тело (как могила или место очищения души). В таком натуралистическом свете человек оценивал некоторые тенденции, связанные с телом, и очищение божественного элемента от телесного становилось целью жизни.
Ясно, наконец, что без орфизма нельзя объяснить ни Пифагора, ни Гераклита, ни Эмпедокла, ни также существенной доли платоновской мысли, т.е. большую часть античной философии.
ВЛАДИМИР пишет:
Я удивлен. Вы знаете, что такое Элевсинские мистерии? Если да, то почему спрашиваете, какое это имеет отношение к "религиозному чувству"?
Коллега, ну не сруливайте же вы в сторону. Причем "чувство"? Вы писали:
ВЛАДИМИР пишет:
ИДЕЙНО ничего у иудаизма и христианства общего нет.
Я и предложил рассмотреть именно идейный аспект, и предложил вам "идеи". Подозрение о том, что часть из них имет ветхозаветное происхождение, и родилось в голове людей, изучавших Ветхий завет — весьма сильное.
ВЛАДИМИР пишет:
Еще раз повторяю. Античность не ограничивается Платоном и Аристотелем. Говорить, что христианство привнесло в античность религиозность как таковую, столь же нелепо, как и говорить (вслед за Честертоном), что христианство создало современную науку.
Коллега, вы это кому объясняете?
ВЛАДИМИР пишет:
Причем, не политеистическому иудаизму XIII-VI вв до н.э., а к монотеистическому иудаизму V века до н.э. — I века н.э.? К которому апеллируют сторонники "иудео-христианской" теории происхождения христианства.
Опосредованное . Ну считали себя галилеяне иудеями. А им в ответ — "сей народ невежда в законе, проклят он".
Это, признайтесь, я Вам подсказал
Думаете я не знал? Подкинуть литературы по древней Финикии? Да и книгу Иезекииля я осилил.