РУССКИЕ ОРУЖЕЙНЫЕ ЗАКАЗЫ В САСШ В ПМВ (1914-1917 гг) ¶
Уважаемые коллеги, одной из весьма интересных страниц в истории ПМВ является эпопея военных заказов, которые в течение всей войны 1914—1917 гг. размещались на американском рынке державами Антанты, в том числе и Россией. Здесь можно черпать весьма богатый и поучительный материал для размышлений, одинаково интересный как для техника, так и для историка.
Для России необходимость военных заказов за границей возникла уже в первые месяцы войны, когда определилось, что война затягивается на более долгий срок, чем было предположено, и что мобилизационные запасы поглощаются фронтами гораздо более быстрым темпом, чем тот, на который они были рассчитаны. Предпринятая военным ведомством ускорение работы военных заводов, а затем — мобилизация частной промышленности не давали выхода из положения, так как результаты этих мероприятий, предпринятых в импровизированном порядке, без подготовки, не могли сказаться быстро в той мере, как этого требовали обстоятельства. Оставалось прибегнуть к последнему средству, в которое верили безоговорочно, — к заграничным рынкам, где рассчитывали быстро получить все, чего требовала война: сырые материалы для военных производств, оборудование для военных заводов и, что самое главное, готовые предметы вооружения и боевые припасы.
Первые страны, куда Россия адресовалась с заказами, были Швеция и Норвегия. Здесь стали размещать заказы на станки и механизмы, необходимые для расширения военных заводов и для постановки военных производств на мобилизуемых гражданских заводах. Однако емкость этих рынков была относительно мала и к тому же страны эти находились под бдительным надзором Германии.
Затем Россия обратилась к рынком союзников — Англии и Франции. Но они были загружены собственными военными заказами и могли оказать сравнительно малую помощь. Поэтому взоры России, равно как и всех ее союзников, естественно обратились к Америке. Здесь начиная с первых месяцев войны и вплоть до окончательного выбытия России из круга воюющих держав, размещались крупнейшие заказы всех военных и гражданских ведомств.
Общая стоимость всех заказов за весь период войны выражается следующими цифрами (тыс. долларов):
По ведомству артиллерийскому 869.725
По ведомству путей сообщения 173.232
По военно-инженерному ведомству 97.473
По интендантскому ведомству 73.369
По морскому ведомству 39.871
По продовольствию 12.257
По ведомству земледелия 10.990
По ведомству торговли и промышленности 1.222
Союз земских городов и деревень 8.948
Всего американских заказов было выдано на сумму 1.286.621
Как видно из приведенных цифр, главную массу, до 70%, составляли артиллерийские заказы. Дальше я рассмотрю отдельные очерки по нескольким главным заказам, представляющим наибольший интерес. Пока же интересно остановиться на одном моменте, который сыграл крупную роль как в истории возникновения американских военных заказов, так и дальнейшего прохождения их.
Необходимо констатировать, что русское военное ведомство, размещая военные заказы в Америке, питало твердую уверенность в том что американская промышленность быстро и технически успешно справится с постановкой таких сложных и тонких производств, как ружейное, трубочное и др., и в короткое время развернет их в громадном масштабе. Эта уверенность была более или менее общей. Лишь в среде техников некоторые отдельные лица не разделяли ее, а предостерегали от слишком больших надежд на Америку.
Трудно сейчас восстановить, на чем покоилась такая твердая вера в успех военных заказов в Америке. До мировой войны в Америке военной промышленности, собственно говоря, почти и не было — она ограничивалась несколькими арсеналами и небольшим числом частных заводов, которые и обслуживали потребности небольшой американской армии. Следовательно, на военную промышленность рассчитывать было нельзя. Что касается до гражданской промышленности Соединенных Штатов, то военное ведомство совершенно не знало ее. Однако было твердо известно, что опыта в военных производствах она не имела, так как ни одно из европейских государств в Америке военных заказов ранее, до войны 1914—1917 гг. не помещало. Таким образом, не имелось никаких реальных предпосылок, на которые могло бы твердо опираться военное ведомство в своих расчетах на Америку. Оставалось, единственно, традиционное обаяние "американской техники" и исходящая отсюда вера в ее чудеса. Так или иначе, но русские заказы с первых месяцев войны широкой рекой потекли на американский рынок ...
Что по этому скажут ув.коллеги?
Подчиненный перед лицом начальствующим должен иметь вид лихой и придурковатый, дабы разумением своим не смущать начальства.
Никогда не бойся делать то, что ты не умеешь. Ковчег построил любитель, а профессионалы сделали "Титаник".