Согласно данным опроса, сегодня в России люди, просящие милостыню, – явление весьма распространенное. Только 16% опрошенных сказали, что за последние два-три года они не встречали людей, просящих милостыню в общественных местах, тогда как 82% – встречали, причем 58% – часто (24% – редко). Конечно, чаще с нищенствующими сталкиваются городские жители (в мегаполисах и крупных городах в последние два-три года их видели 91–93% опрошенных), но и в сельской местности они не такая уж редкость (65%).
55% опрошенных склонны думать, что у большинства людей, просящих подаяние, есть и другие возможности выжить, прокормиться (иначе говоря, что большинство из них – нищие мнимые, 'профессиональные'). 21% предполагают, что большинство просящих милостыню поступают так все же по нужде, от безысходности – иных возможностей для пропитания у них нет. 24% затрудняются однозначно выбрать одну из этих точек зрения.
Мнение респондентов о том, больше или меньше становится сегодня людей, просящих милостыню в общественных местах, неоднозначны. Но все же те, кто замечают определенные изменения в этом отношении там, где они живут, вдвое чаще говорят об увеличении, нежели о сокращении числа таких людей: 30% и 13% соответственно.
Несмотря на распространенное убеждение, что нищенство – это бизнес, а не способ выжить, россияне довольно часто сами подают милостыню (по понятным причинам, соответствующий вопрос задавался только тем, кто в последние два-три года просящих милостыню встречал). Только 12% опрошенных заявили, что не подают никогда, тогда как 69% утверждают, что подают (28% – часто, 41% – редко). Значимых различий в ответах в зависимости от возраста, образования и уровня дохода респондентов здесь не наблюдается; можно лишь сказать, что женщины подают чуть чаще мужчин (но и здесь различия минимальны).
Тех участников опроса, кто никогда не подает милостыню, спросили о причинах такой их установки (вопрос задавался в открытой форме). Часть из них говорили, что им самим не хватает на жизнь ('кто бы мне подал, нет лишних денег'; 'самим не всегда хватает'; 'самому впору идти с протянутой рукой' – 2% опрошенных), остальные приводили соображения иного рода: говорили либо о том, что просящие милостыню – это мнимые нищие, профессионалы, а не истинно нуждающиеся ('просят милостыню аферисты – это тот же бизнес'; 'не верю в их искренность'; 'за этими людьми стоит мафия' – 3%); либо о том, что эти люди могли бы сами зарабатывать себе на жизнь – только не хотят ('эти люди не хотят работать'; 'пусть работают, можно ведь найти работу' – 3%).
Кроме того, участников опроса спросили (также в открытой форме), каким людям они подают или в принципе могли бы подать милостыню (вопрос задавался всем, включая и тех, кто, по их словам, этого не делает), а каким – не подают и никогда не подали бы.
Судя по полученным ответам, россияне склонны подавать тем, в чьей обездоленности и безысходности у них не возникает сомнений, – пенсионерам, старикам (33% по выборке), больным и инвалидам (21%), реже – детям (13%), совсем редко – женщинам с детьми (3%) и погорельцам, бездомным, беженцам (3%). Многие так и говорили, что подают нуждающимся, бедным, беспомощным ('бедному, несчастному, у него на лице написано'; 'видно, кто нуждается'; 'если видно, что людям плохо' – 11% ответов). Некоторые подают людям у храмов (5%), кто-то утверждает, что подают всем и всегда ('всем по возможностям'; 'всем просящим'; 'есть возможность – дам, я не обеднею' – 9%). Кроме того, часть опрошенных заявили, что готовы помочь любому – но только едой или вещами ('я хлеба дам любому, а денег не дам' – 1%).
Не подают участники опроса, судя по ответам на открытый вопрос, тем, кто, на их взгляд, может дурно распорядиться деньгами или мог бы заработать сам: алкоголикам, пьяным (34% по выборке), бомжам (6%), трудоспособным и здоровым (9%), молодым (7%), мужчинам (3%), людям определенной национальности – как правило, говорилось о цыганах (11%), но некоторые упоминали узбеков, таджиков и других мигрантов (3%), а также 'профессиональным' нищим (4%).