ВЛАДИМИР пишет:
Ладно, давайте начнем с начала.
Вот, проработал вопрос о датировке Книги Бытия. Написана она была Ездрой в конце V века до н.э., хотя отдельные сюжеты старше, но очень ненамного. Самый древний текст — песнб Деборы из книги Судей, а сюжет о жертвоприношении Авраама появился гораздо позже эпохи Судей, когда Иеффай принес Яхве в жертву свою дочь, и все сочли это в общем-то нормальным — включая автора Книги Судей, который никак не осуждает Иеффая.
Что касается Сима, Хама и Иафета, то эта легенда еще более поздняя:
«…в форме, имитирующей генеалогии, приводится таблица народов, якобы происшедших от сыновей Ноя – Сима, Хама и Иафета (Книга Бытия, 10); сюда под видом их потомков включены эпонимы стран, городов и народов. Эта таблица позднего происхождения (конца VII – начала VI вв. до н.э.) и отражает пристрастия какой-то политической группы в Иудейском царстве того времени, причем к сыновьям Сима в таблице причислены народы и государства, в тот момент дружественные этому царству (например, Элам, город Ашшур (в отличие от Ниневии и Кальху, попавших в число «сыновей Хама», выступал в VIII-VII вв. до н.э. против завоевательной политики ассирийских царей), Лидия, арамеи), к сыновьям Хама – враждебные (например, финикийские города, Египет, Вавилония, ассирийские города, помимо Ашшура, и др.), к сыновьям Иафета – нейтральные или просто отдаленные племена и государства Ирана, Малой Азии и Греции».
История Древнего Востока. Зарождение древнейших классовых обществ и первые очаги рабовладельческой цивилизации. М.,1988.
Проверяем:
Бытие, гл. 10.
«1 Вот родословие сынов Ноевых: Сима, Хама и Иафета. После потопа
родились у них дети.
2 Сыны Иафета: Гомер, Магог, Мадай, Иаван, Фувал, Мешех и Фирас.
3 Сыны Гомера: Аскеназ, Рифат и Фогарма.
4 Сыны Иавана: Елиса, Фарсис, Киттим и Доданим.
5 От сих населились острова народов в землях их, каждый по языку
своему, по племенам своим, в народах своих.
6 Сыны Хама: Хуш, Мицраим, Фут и Ханаан.
7 Сыны Хуша: Сева, Хавила, Савта, Раама и Савтеха. Сыны Раамы:
Шева и дедан.
8 Хуш родил также Нимрода: сей начал быть силен на земле.
9 Он был сильный зверолов пред Господом; потому и говориться:
сильный зверолов, как Нимрод, пред Господом.
10 Царство его вначале составляли: Вавилон, Эрех, аккад и Халне,
в земле Сеннаар.
11 Из сей земли вышел Ассур, и построил Ниневию, Реховофир, Калах.
12 И Ресен между Ниневию и между Калахом; это город великий.
13 От Мицраима произошли Лудим, Анамим, Легавим, Нафтухим,
14 Патрусим, Каслухим, откуда вышли Филистимляне, и Кафторим.
15 От Ханаана родились: Сидон, первенец его, Хет,
16 Иевусей, Аморей, Гергесей,
17 Евей, Аркей, Синей,
18 Арвадей, Цемарей и Химарей. В последствии племена Ханаанские
рассеялись.
19 И были пределы Хананеев от Сидона к Герару до Газы, Отсюда к
Садому, Гаморре, Адме и Цевоиму до Лаши.
20 Это сыны Хамовы, по племенам их, по языкам их, в землях их,
в народах их.
21 Были дети и у Сима, отца всех сынов Еверовых, старшего брата
Иафетова.
22 Сыны Сима: Елам, Асур, Арфаксад, Луд, Арам.
23 Сыны Арама: Уц, Хул, Гефер и Маш.
24 Арфаксад родил Салу, Сала родил Евера.
25 У Евера родились два сына; имя одному: Фалек, потому что во дни
его земля разделена; имя брата его: Иоктан.
26 Иоктан родил Алмодада, Шалефа, Хацармавефа, Иераха,
27 Гадорама, Узала, Диклу,
28 Овала, Авимаила, Шеву,
29 Офира, Хавилу и Иовава. Все эти сыновья Иоктана.
30 Поселения их были от Меши до Сефара, горы восточной.
31 Это сыновья Симовы по племенам их, по языкам их, в землях их,
по народам их».
Потомки Иафета:
Гомер – это конечно не легендарный создатель «Илиады» и «Одиссеи», а эпоним гомеритов – древнего народа Йемена.
Мадай – эпоним одного из мидийских племен (ср. Умма-Манда – ассирийское название Мидии).
Иаван – а вот это действительно эпоним греков, но происходящий из… Индии (иавана – санкритское название греков и македонцев).
Мешех – эпоним грузинских месхов.
Фирас – эпоним персов.
Фогарма – близко к обозначению правящей в Армении династии Тогарма.
Фарсис – греческий порт на Черном море.
Киттим – древнее название Крита.
Доданим – эпоним столицы Эпира Додоны.
Потомки Хама:
Хуш – эпоним Эфиопии.
Мицраим – семитское название Египта.
Ханаан – эпоним ханаанеев.
Дедан – область на северо-западе совр. Саудовской Аравии – южнее Мадиана.
Каслухим – возможно, Киликия.
Кафторим – древнее название Кипра.
Сидон – крупнейший на тот момент город Финикии.
Хет – эпоним хеттов, чей этноним в те времена перешел на лувийские и субарейские династии Северной Сирии.
Иевусей – эпоним иевусеев (кавказоязычного населения Палестины в IV-III тысячелетиях до н.э.)
Аморей – эпоним амурру – племен Южной Сирии II тысячелетия до н.э.
Потомки Сима:
Елам – эпоним Элама.
Асур – эпоним ассирийского города Ашшур.
Арфаксад – явно иранское имя, учитывая, что именно его потомками были Авраам и все остальные его потомки, получаем с обстоятельностью цветного сна, что евреи – иранского, арийского происхождения (если, конечно доверять библии).
Луд – эпоним Лидии.
Арам – эпоним арамейских племен совр. Сирии.
А теперь попробуем все это картографировать.
Вот как это выглядит:
[HTML_REMOVED]
Голубой цвет – потомки Иафета
Желтый цвет – потомки Хама
Сиреневый цвет – потомки Сима.
Это действительно дипломатическая карта VII в до н.э., поскольку этнически, например, у «потомков Сима»: евреев-семитов, индоевропейцев-лидийцев и дравидов-эламитов общего ничего нет и быть не может. Эти государства противостоят коалиции Египта, Ассирии, Вавилонии и ряда более мелких государств. Ассирия воевала с Эламом (это, видимо, главный фронт данного противостояния) в 665-653 и 652-646 гг. до н.э. Причем именно в первую войну Вавилония была полностью подчинена Ассирии и фактически выступала союзником в войне с Эламом. То же касается Финикии, Киликии и Хамата в Сирии. Что касается, Египта и Эфиопии, то в 671 году до н.э. ассирийский царь Асархаддон завоевал Нижний Египет и присвоил себе полный титул египетских фараонов – царей Египта, Верхнего Египта и Эфиопии, что выражало лишь его геополитические претензии. Эфиопия и Верхний Египет в реальности находились под властью царей Куша (Эфиопии). Таким образом, здесь геополитическая антиэламская коалиция во главе с Ассирией (причем один из ассирийских городов-государств выступает в этой войне в прямой оппозиции по отношению к войне с Эламом, но мог помочь ему чисто платонически, равно как и другие «союзники» Элама – Иудея, Арам и Лидия. В 665 году в Иудее правил царь Менаша, который стремился, хотя и крайне неудачно, выступить против Ассирии. Все сходится. В Лидии правил царь новой династии Мермнадов – Гигес, который в 661 году до н.э. воспользовался помощью ассирийцев для изгнания из Малой Азии киммерийцев. Была ли эта помощь условием разрыва Лидии с Эламом?
Таким образом, легенда о трех братьях – якобы родоначальниках всего послепотопового человечества придумана (давайте уж называть вещи своими именами) около 665 года до н.э.
Столь же молода и легенда о «вавилонской башне». Ее построили в возрожденном Вавилоне усилиями того же Асархаддона в 670-х гг. до н.э. – это знаменитый зиккурат Этеменаки.