Форум «Альтернативная история»
Продвинутый поиск

Сейчас онлайн: veniamin

Возвращаюсь в "Медный Век"

Ответить
ВЛАДИМИР
Сотрясатель Вселенной I ранга
Цитата

Возвращаюсь в "Медный Век"

Хочу вновь возродить свою самую старую и... самую любимую альтернативу — "Медный Век".

Ув. Ага-Хан обещал с нею расправиться и вообще критиковать. Ну, что делать? Как заметил Оскар Уайльд, плохо, когда о тебе говорят слишком много, но совсем плохо, когда о тебе совсем ничего не говорят.

Еще раз напоминаю развилку: по каким-либо причинам, ни в XVIII веке, ни в XX паровая машина изобретена не была, а точнее, те модели, которые появлялись еще в 30-х гг XVIII века оказались совершенно неэффективны. И идею в конце-концов забросили, признав разновидностью вечного двигателя. Это, замечу (хотя у меня — стойкая репутация главного регрессора форума), вовсе не означает, что паровая машина не будет изобретена вообще никогда, но в 1750-2050 гг. этого не будет.

Отсюда ряд вопросов:

экономика Медного Века,

Геополитика Медного Века

Демография Медного Века

и т.д.

Еще давно я написал ряд очерков на эту тему. Прошу критиковать, но обоснованно:

Джеймс Уатт не изобрёл паровую машину. Вслед за тем тайной осталось употребление электричества, — в этом направлении верхом технического прогресса так и остался громоотвод. Некоторые успехи были сделаны в химии и оптике, но наука, за исключением некоторых отраслей, так и осталась на уровне блаженной памяти восемнадцатого столетья. Отсутствие точных приборов не позволяет сделать правильные измерения, хотя многие привычные нам устройства, например, телескоп, всё же появляются (конечно, и речи не может идти об электронных телескопах и микроскопах, эхолоте, радаре, приборах ночного видения – одним словом, любых приборах, в конструкции которых применяются электронные устройства; с другой стороны, многие из электробытовых товаров имели в прошлом свои неэлектрические эквиваленты, например, фотоаппарат). Интересно представить развитие химии и оптики – двух ключевых наук этой цивилизации. В лабораторных условиях с помощью приборов времен великих алхимиков создаются новые вещества, исследуются природные элементы (т.е. появление Таблицы Менделеева, пластмасс и искусственного каучука почти совпадает по времени с нашими достижениями, но все эти вещества производятся в небольших количествах и стоят в десятки или даже сотни раз дороже). Таблица Менделеева существует, однако не доказана на атомном уровне – просто учитываются валентности веществ. Оптика также находится почти на современном уровне: ни спектроскоп, ни фотоаппарат, ни даже гиперболоид не требуют электрической энергии, а поэтому появление этих технических новинок вполне вероятно, тем более что другие отрасли – физика, микробиология – практически стоят на месте (любопытно, что и наша мудрая как змий наука в исследовании, скажем, природы молнии не продвинулась далее неудачных опытов соратника Ломоносова Рихмана 250-летней давности!) Астрономия всецело базируется на оптике. Карты всё ещё строятся в меркаторовой проекции. Юрий Гагарин поднялся 12 апреля 1961 года на стратостате на рекордную высоту и сфотографировал Землю. Есть акваланг, правда, более примитивной конструкции.
Ядерной физики нет. О радиации никто ничего не знает. Урановую руду считают ядовитой.
Спектроскопы определили химический состав веществ во Вселенной. Эйнштейновская теория существует, но совсем в ином виде: главный её компонент – относительность движения. Скорость света найдена оптически. Физики в качестве доказательства атомистической гипотезы до сих пор цитируют Тита Лукреция Кара. Микроскопы недостаточны для генетических исследований. Некоторые биологи создают теоретические модели своего рода биокомпьютера на органической основе. Кибернетика – чисто биологическая наука. Зато география – гуманитарная наука. Путешественники ездят по миру и публикуют свои путевые заметки.

Отсутствие паровых машин, естественно, делает невозможным весь тот комплекс процессов, который обычно именуется «промышленным переворотом». В развитых странах господствует мануфактура, удовлетворяющая потребность в товарах массового спроса, а высококвалифицированные ремесленники производят предметы роскоши – в обоих случаях сохраняется ручной труд с небольшими усовершенствованиями на уровне станка Нартова или прялки «Дженни». Нет ни пароходов, ни паровозов, правда, к концу XIX века в некоторых европейских столицах появляется хорошо знакомая всем конка; ходят омнибусы, а между городами – дилижансы. Путь из Санкт-Петербурга в Москву по-прежнему занимает 5-7 дней. Промышленность развивается черепашьим шагом. По расчётам западных экономистов, среднедушевое производство ВВП в мире в 1800 году едва превышало 900 долларов в современных ценах (в 2000 году – 7200 долларов), а в богатейшей на тот момент стране мира – Великобритании – 3000. Рост ВВП на душу населения за истекшие 200 лет, скорее всего, был бы на порядок меньше – не более 70%, и обуславливался скорее количественными, чем качественными изменениями. То же самое касается мировой торговли в силу неразвитости путей сообщения. Уголь и нефть добываются для местных нужд – отопления и освещения – в небольших количествах, и современные войны за обладание энергоресурсами в принципе невозможны. Неразвитость промышленности влечёт за собой ненужность урбанизации. Если даже в современном мире лишь половина населения всего проживает в городах, то в той ситуации доля горожан вырастает с 3% лишь до 5-7. Нетрудно представить себе Санкт-Петербург, чьё население едва превышает полмиллиона, и который так и не перешагнул через Обводный канал.

Не меньшие отличия наблюдаются и в демографической сфере. Средняя продолжительность жизни в самых благополучных странах не превышает 50 лет – на десять лет больше, чем в 1800 году. Среди причин смерти по-прежнему доминируют инфекционные заболевания (многие современные лекарства, которые возникли на базе микробиологии, могли быть созданы лишь случайно; не исключено, что даже существование бактерий до сих пор было бы тайной, хотя всё человечество исправно пользуется ими для производства кефира), зато отсутствует аллергические заболевания и куда меньше распространён рак. В итоге рост населения невысок, и уж точно развивающиеся страны не знали бы такого, пугающего демографов явления, как демографический взрыв второй половины ХХ века. Как и в Средние века, на фоне высокой смертности и высокой рождаемости население значительно сокращается в результате голодовок, эпидемий и войн, но при благоприятных обстоятельствах столь же быстро достигает докризисного уровня. Хочется отметить особо влияние войн на демографию: конечно, отсутствие современных средств уничтожения живой силы противника и обезлюживания вражеских территорий с одной стороны должны были значительно сократить потери, но с другой — невозможность быстрой и организованной эвакуации мирного населения из зон военных действий, большая подверженность вооружённых сил климатическим и эпидемическим воздействиям вполне компенсирует эту разницу. К примеру, техническими средствами XVIII века вряд ли можно было бы организовать доставку продовольствия в блокадный Ленинград или Западный Берлин 1948 года. Таким образом, если в 1800 году население мира составляло 905 миллионов, то к 2000 году оно не превышает одного миллиарда. Разумеется, происходит перераспределение довольно крупных масс населения по планете: точно также как и в нашем варианте, европейцы заселяют Северную Америку и Австралию, а русские – Сибирь, но всегда и везде эта колонизация носит преимущественно сельскохозяйственный характер.

Любопытно также проследить эволюцию систем оружия за два последних века в условиях отсутствия пара, электричества и, главное, атомной энергии. И в конце ХХ века военная мощь измеряется в штыках и саблях, а моря бороздят парусники. Широкое внедрение пулёмётов и автоматов невозможно из-за патронного дефицита (что и происходило в нашей реальности: ещё в начале 40-х автомат был редкостью во всех воюющих армиях, и лишь Эра Калашникова сделала его по-настоящему массовым оружием). Естественно, изобретён динамит. Вполне вероятно применение химического оружия. Авиацией именуются армады воздушных шаров. Вообще это направление получает существенное развитие: конструируются самые причудливые типы аэростатов и дирижаблей, используются сложные системы парусов, позволяющие воздушному судну, как и его водоплавающему собрату, двигаться против ветра и т.д. Господство воздушных шаров стимулирует развитие метеорологии и исследования стратосферы. Возможно даже преодоление потолка современной стратостатики в 22 километра. Нужда в чистом гелии для наполнения дирижаблей и воздушных шаров требует создания крупных химических производств, мануфактурного, естественно, типа. Нетрудно вообразить воздушные бои аэростатов, бомбардировки городов и противовоздушную оборону. При этом такая авиация не играет никакой роли в грузообороте и лишь незначительную – в пассажирообороте. Если перелёт из Лондона в Париж при хорошей погоде и попутном ветре не представляет серьёзной опасности и занимает несколько часов, то лишь самые отчаянные люди пытаются пересечь таким образом Атлантику или Тихий океан. Дирижабли также получают применение при строительно-монтажных работах.

Лучшие умы человечества сосредоточены в сфере гуманитарных наук. Никогда не появится памятное, возможно, многим противостояние физиков и лириков 60-х гг. Развитие гуманитарных наук в целом соответствует знакомому нам, но при этом нет ни малейшего влияния результатов естественнонаучных открытий на общественные процессы (хотя дарвиновская теория возникает совершенно независимо от уровня технического развития). Правда, теория систем никак не связана с вычислительной техникой (её нет – кроме очень примитивных механических арифмометров, смахивающих на старые кассовые аппараты). Соотношение технарей и гуманитариев – 10 к 90. Гораздо лучше во всём мире развито ораторское искусство (не только в США). Научные трактаты сохраняют характер беллетристики, статьи в энциклопедиях – не справки, а микророманы. В исторической науке борются сразу несколько школ, порой более эксцентричных, чем фоменковцы. Радиоуглеродный анализ отсутствует. Кварцевых часов нет. В психологической науке господствует фрейдизм и прочие психологические и парапсихологические шарлатанские теории (даже в большем количестве).

В литературе и общественном сознании отсутствует образ инженера – покорителя природы (само понятие борьбы с природой не может появиться), а фантастическая литература больше похожа на утопии доиндустриальной эпохи (Рип Ван Винкль в рассказе американского фантаста XIX века Уошингтона Ирвинга попал в будущее, уснув в некоей таинственной пещере). Парадоксально, но почти все великие фантасты от Жюль Верна до Хайнлайна и Бредбери пишут и читаются. Разумеется, техника в их произведениях едва превосходит реальную допаровую, но все идеи, высказываемые на страницах их произведений, присутствуют. Есть даже романы о звездоплаванье (см. Рапсе "Приключения барона Мюнхаузена") – корабли с солнечными парусами. Много сюжетов о путешествиях во времени (для этого надо всего лишь отыскать пещеру со входом в нужный век (популярно в японской фантастике)). Король сюжетов – альтистории. Все наши альтисторики – жалкий отряд сравнительно с уровнем медного века. Развит жанр фэнтэзи. Множество романов в жанре социальной фантастики. Популярен роман Сэмюэля Мэддена (1763 год) "Правление Георга VI 1900-1925" – король с обнажённой саблей в руке ведёт в бой кавалерию.

Да, чуть не забыл: все народонаселение Земли не должно к 2000 году превысить 1000 млн. человек.

Это особая тема, которую я могу развить гораздо подробнее.

"Я могу понять политиков, запрещающих людям свободно обсуждать и толковать прошлое. Не понимаю только одного: у них-то какие могут быть претензии к Гитлеру или Сталину?"
С.Б.Переслегин

ВЛАДИМИР
Сотрясатель Вселенной I ранга
Цитата

О! Замечтался и пом..

О! Замечтался и поместил тему не в ту ветку.

Ув. модераторы, плиз, перенесите, куда следует.

"Я могу понять политиков, запрещающих людям свободно обсуждать и толковать прошлое. Не понимаю только одного: у них-то какие могут быть претензии к Гитлеру или Сталину?"
С.Б.Переслегин

ВЛАДИМИР
Сотрясатель Вселенной I ранга
Цитата

ВЛАДИМИР пишет: тех..

ВЛАДИМИР пишет:

техническими средствами XVIII века вряд ли можно было бы организовать доставку продовольствия в блокадный Ленинград

Вот этот тезис все-таки очень спорен. В конце-концов, караван из подвод, едущий по льду Ладоги, ничуть не хуже справился бы с этой задачей, чем караван грузовиков.

"Я могу понять политиков, запрещающих людям свободно обсуждать и толковать прошлое. Не понимаю только одного: у них-то какие могут быть претензии к Гитлеру или Сталину?"
С.Б.Переслегин

Грандмаршал и Действительный тайный советникъ от альтистории
Цитата

ВЛАДИМИР пишет: Зат..

ВЛАДИМИР пишет:

Зато география – гуманитарная наука. Путешественники ездят по миру и публикуют свои путевые заметки.

это вообще не наука. и никак не гуманитарная. собсно основы и физ и эконом герграфии уже в в середине 18 века есть и не вижу как тут она может измениться. и с картографией все в порядке — Меркатор и все такое. ну и т.н. "камеральная статистика" уже цветет.

ВЛАДИМИР пишет:

В конце-концов, караван из подвод, едущий по льду Ладоги, ничуть не хуже справился бы с этой задачей, чем караван грузовиков.

грузоподьемность меньше.+ лошади тоже кушать хотять.

ВЛАДИМИР
Сотрясатель Вселенной I ранга
Цитата

Sergey-M пишет: соб..

Sergey-M пишет:

собсно основы и физ и эконом герграфии уже в в середине 18 века есть и не вижу как тут она может измениться.

Пардон, но Вы забыли хотя бы о Международном Геофизическом Годе. И о аэрофотосъемке (не говоря уже о космической съемке). Любые карты доспутниковой эры априори менее совершенны (сравните, например, карты из Брокгауза с современными). То же самое касается глубин Мирового Океана — здесь информация рискует застыть на уровне жюльверновской эпохи.

Сами по себе исследовательские экспедиции могут проникнуть в удаленнейшие уголки, но вот в способность европейцев на техническом уровне ХVIII века колонизировать внутренние районы Африки я верю мало.

Sergey-M пишет:

грузоподьемность меньше.+ лошади тоже кушать хотять.

Резонно, но машинам тоже нужен бензин и еще ряд "невозобновимых" ресурсов. Подводы требуют, конечно, больше людей, но зато меньше опасности пролома льда.

Так что пресловутая "лошадинная сила", множеством которых обладает грузовик, работает и там и там.

"Я могу понять политиков, запрещающих людям свободно обсуждать и толковать прошлое. Не понимаю только одного: у них-то какие могут быть претензии к Гитлеру или Сталину?"
С.Б.Переслегин

Ан.Павел
Сотрясатель Вселенной II ранга
Цитата

Это не АИ, а фэнтези..

Это не АИ, а фэнтези. С какой позиции критиковать-то?

Яндекс местного значения

moscow_guest
альтистории тайный советникъ
Цитата

Раз нет индустриальн..

Раз нет индустриальной революции, то нет и возвышения буржуазии. Социальная структура застывает на уровне XVIII века. Никаких Робеспьеров, Наполеонов и т.д. Аристократия рулит.

По этой же причине нет технического превосходства Европы над арабами, соответственно нет колониальных империй в Африке. Северная Африка остаётся арабской (с периодическими вторжениями из Европы и в Европу). Разговор про блокаду Ленинграда в подобном мире несерьёзен, ибо никогда не возникнет массовых армий и возможностей для мировой войны.

Han Solo
Сотрясатель Вселенной II ранга
Цитата

moscow_guest пишет: ..

moscow_guest пишет:

По этой же причине нет технического превосходства Европы над арабами

Какие еще арабы в 18 веке??

"The only thing wrong with capitalism is capitalists. They're too damned greedy" (с)

ВЛАДИМИР
Сотрясатель Вселенной I ранга
Цитата

moscow_guest пишет: ..

moscow_guest пишет:

Раз нет индустриальной революции, то нет и возвышения буржуазии. Социальная структура застывает на уровне XVIII века. Никаких Робеспьеров, Наполеонов и т.д. Аристократия рулит.

Но ведь английская и голландская революция были в мире без пара. Формирование буржуазии — особая тема, и с промышленным переворотом оно напрямую не связано. т.е. оное явление не с паровой машиной появилось и не с нею изчезло (вспомните, что "денежные мешки" Сити "правили" еще лет за 30 до первых моделей "огненных машин"). Другое дело, что массового машинного производства тут точно не возникнет. А господствовать будет т.н. рассеянная мануфакитура — т.е. работу будут давать на дом (в т.ч. в сельской местности). А сама буржуазия будет более замкнутой кастой (как средневековое купечество).

Ан.Павел пишет:

Это не АИ, а фэнтези

Ну почему? Обычная регрессорская АИ. У нас любят больше прогрессорские — вроде паропанка у древних греков. А тут наоборот.

"Я могу понять политиков, запрещающих людям свободно обсуждать и толковать прошлое. Не понимаю только одного: у них-то какие могут быть претензии к Гитлеру или Сталину?"
С.Б.Переслегин

Грандмаршал и Действительный тайный советникъ от альтистории
Цитата

ВЛАДИМИР пишет: Рез..

ВЛАДИМИР пишет:

Резонно, но машинам тоже нужен бензин

почитаем сколько нужно овса чтоб проташить на 100 км полотры тонны груза и скока бензина?

ВЛАДИМИР пишет:

еще ряд "невозобновимых" ресурсов.

лощадям тоженужны . упряжь. подковы. куча извозчиков кстати. и куда меньшая скорость.

ВЛАДИМИР пишет:

Любые карты доспутниковой эры априори менее совершенны (сравните, например, карты из Брокгауза с современными)

бред. топокарты военный лет видели? чем от современных отличаются. до сих пор много где пользуют систему координат 1942-го года.

ВЛАДИМИР пишет:

То же самое касается глубин Мирового Океана — здесь информация рискует застыть на уровне жюльверновской эпохи.

хм. вообще то именно тогда их и начали прилично изучать. экспедиция "челледжера"

ВЛАДИМИР
Сотрясатель Вселенной I ранга
Цитата

Sergey-M пишет: поч..

Sergey-M пишет:

почитаем сколько нужно овса чтоб проташить на 100 км полотры тонны груза и скока бензина?

Sergey-M пишет:

лощадям тоженужны . упряжь. подковы. куча извозчиков кстати. и куда меньшая скорость.

Мы с Вами начали спорить немного не в том направлении.

Мой эксперимент (если можно так сказать) состоит в следующем: возможно ли техническими средствами XVIII века (лошадь и подвода) обеспечить продуктами население 500-тысячного города в состоянии, аналогичном блокаде Ленинграда?

Должен заметить, что и в РИ средствами ХХ века эта доставка не была осуществлена, мягко говоря, безукоризненно (судя по количеству умерших от голода).

Sergey-M пишет:

бред. топокарты военный лет видели?

Да, но это карты относительно небольших участков поверхности.

Sergey-M пишет:

вообще то именно тогда их и начали прилично изучать. экспедиция "челледжера"

Пьер Аронакс (то есть сам Жуль Верн) был в 60-х гг уверен, что даже в Атлантике есть глубины 14-15 км.

"Я могу понять политиков, запрещающих людям свободно обсуждать и толковать прошлое. Не понимаю только одного: у них-то какие могут быть претензии к Гитлеру или Сталину?"
С.Б.Переслегин

Грандмаршал и Действительный тайный советникъ от альтистории
Цитата

­ВЛАДИМИР пишет: Да,..

PRIVAT

Ан.Павел
Сотрясатель Вселенной II ранга
Цитата

ВЛАДИМИР пишет: Обы..

ВЛАДИМИР пишет:

Обычная регрессорская АИ.

"Обычную" обычно обосновывают лучше, чем фразой

Джеймс Уатт не изобрёл паровую машину.

которая, кстати, показывает, что Вы не изучали этот вопрос даже "вчерне"

Яндекс местного значения

Сотрясатель Вселенной II ранга
Цитата

Sergey-M пишет: ско..

Sergey-M пишет:

сколько нужно овса чтоб проташить на 100 км полотры тонны груза и скока бензина?

Полторы тонны груза за 100 км — это, при наличии санного пути, максимум четыре лошади и одни сутки времени. 4 ведра овса против 4 вёдер бензина. При том, что овёс не требует специальной тары и неизмеримо дешевле, да и в случае обстрела не так страдает... Правда страдают лошади, и не только от обстрела, но и от мороза...

В общем в "СССР без индустриализации" этот вопрос уже частично раскрыт :)

ВЛАДИМИР пишет:

большая подверженность вооружённых сил климатическим и эпидемическим воздействиям вполне компенсирует эту разницу

До прививок додумаются и без паровой машины. Тем более — микроскопы есть.

ВЛАДИМИР пишет:

Пьер Аронакс (то есть сам Жуль Верн) был в 60-х гг уверен, что даже в Атлантике есть глубины 14-15 км

Это непринципиально. Ну нету их там и нету. Не говоря о том, что ему можно приписать и Аравийский туннель и свободное море на Южном полюсе, да и много чего ещё — это ж фантастика всё-таки, не факт что сам автор так думал :) А объём приводимых в книге сведений всё-таки показателен — одно перечисление рыб сколько страниц занимает.

ВЛАДИМИР пишет:

возможно ли техническими средствами XVIII века (лошадь и подвода) обеспечить продуктами население 500-тысячного города в состоянии, аналогичном блокаде Ленинграда?

Возможно и даже много проще :) Отсутствие у противника авиации делает прохождение Дороги жизни простым и приятным занятием по сравнению с РИ. Не говоря о том, что Бадаевские склады тоже ещё поджечь надо. Многомесячные и даже многолетние осады — не изобретение ХХ века, но почему-то ничего подобного ленинградской блокаде в прошлых веках не было.

И ещё вопрос. Ладно, паровых машин нет (ASB, как бушковские лары, препятствуют их изобретению). Но потребность в источниках энергии для промышленности никуда не девалась. Будут экспериментировать с ветряками и мельничными колёсами, вполне возможно, быстро додумаются до ГЭС... хотя у Вас и постулировано отсутствие электричества, но совершенно непонятно, как сие вытекает из отсутствия паровых машин, ведь в РИ были опыты Вольта и Гальвани... В общем, мечта эколога. Конечно суммарная мощность всех этих альтернативных источников (пусть даже для производства ЭЭ не используемых) меньше, чем паровых и прочих машин в РИ, однако вполне достаточна для промышленного переворота и машинного производства. Кирпичный и прочие заводы на Соловках, "движимые стремлением воды", были ещё при Иване Грозном.

Кстати и старик Верн не зацикливался на паре и электричестве в одном из своих произведений он упоминал перфораторы и отбойные молотки на сжатом воздухе, производимом "с использованием энергии местных водопадов".

Вообще неверно считать, что промышленное производство не может обойтись без паровой машины как источника энергии. Общая мощность водяных мельничных колёс в дореволюционной России составляла 5 млн. кВт и была сравнима с 50% мощности Волжского каскада из 14 огромных ГЭС, построенных в советское время. Для сравнения, мощность всех паровых машин составляла в 1875 0,08, а в 1892 0,3 млн. кВт. К тому же они часто использовались параллельно: так, в Челябинске на большой механизированной мельнице была паровая машина мощностью 250 л.с. и 4 водяные турбины общей мощностью 240 л.с. На Красноусольском стекольном заводе энергию давал пруд с 14 водяными колёсами общей мощностью 120 л.с. А ведь были ещё и ветряные мельницы, которые также можно использовать для привода различных станков.

В общем в альтернативное развитие верю, но в застой — не очень :)

Поработал на передачу - переходи на приём

ВЛАДИМИР
Сотрясатель Вселенной I ранга
Цитата

Ан.Павел пишет: кот..

Ан.Павел пишет:

которая, кстати, показывает, что Вы не изучали этот вопрос даже "вчерне"

Да я знаю, что не он первый:

Первое известное устройство, приводимое в движение паром, было описано Героном из Александрии в первом столетии — это так называемая "баня Герона", или "эолипил". Пар, выходящий по касательной из дюз, закрепленных на шаре, заставлял последний вращаться. Предполагается, что преобразование пара в механическое движение было известно в Египте в период римского владычества и использовалось в несложных приспособлениях.

Реальная паровая турбина была изобретена намного позже, в средневековом Египте, арабским философом, астрономом и инженером XVI века Таги-аль-Дином[1]. Он предложил метод вращения вертела посредством потока пара, направляемого на лопасти, закрепленные по ободу колеса. Подобную машину предложил в 1629 г. итальянский инженер Джованни Бранка[2] для вращения цилиндрического анкерного устройства, которое поочередно поднимало и отпускало пару пестов в ступах. Паровой поток в этих ранних паровых турбинах был не концентрированным, и большая часть его энергии рассеивалась во всех направлениях, что приводило к значительным потерям энергии.

Однако дальнейшее развитие парового двигателя требовало экономических условий, в которых разработчики двигателей могли бы воспользоваться их результатами. Таких условий не было ни в античную эпоху, ни в средневековье, ни в эпоху Возрождения. Только в конце 17-го столетия паровые двигатели были созданы как единичные курьёзы. Первая машина была создана испанским изобретателем Йеронимо Аянсом де Бомонт, избретения которого повлияли на патент Т.Сейвери (см. ниже). Принцип действия и применение паровых машин было описано также в 1655 г. англичанином Эдвардом Сомерсетом[3]. В 1663 г. он опубликовал проект и установил приводимое в движение паром устройство для подъёма воды на стену Большой башни в замке Реглан (углубления в стене, где двигатель был установлен, были ещё заметны в 19-ом столетии). Однако никто не был готов рисковать деньгами для этой новой революционной концепции, и паровая машина осталась неразработанной.
Одним из опытов французского физика и изобретателя Дени Папена было создание вакуума в закрытом цилиндре. В середине 1670-ых в Париже он в сотрудничестве с голландским физиком Гюйгенсом работал над машиной, которая вытесняла воздух из цилиндра путем взрыва пороха в нём. Видя неполноту вакуума, создаваемого при этом, Папен после приезда в Англию в 1680 г. создал вариант такого же цилиндра, в котором получил более полный вакуум с помощью кипящей воды, которая конденсировалась в цилиндре. Таким образом он смог поднять груз, присоединенный к поршню веревкой, перекинутой через шкив. Система работала, как демонстрационная модель, но для повторения процесса весь аппарат должен был быть демонтирован и повторно собран. Папен быстро понял, что для автоматизации цикла пар должен быть произведен отдельно в котле. Поэтому Папен считается изобретателем парового котла, проложив таким образом путь к паровому двигателю Ньюкомена. Однако конструкцию действующей паровой машины он не предложил. Папен также проектировал лодку, приводимую в движение колесом с реактивной силой в комбинации концепций Таги-аль-Дина и Сейвери; ему также приписывают изобретение множества важных устройств, например, предохранительного клапана.

Ни одно из описанных устройств фактически не было применено как средство решения полезных задач. Первым примененным на производстве паровым двигателем была «пожарная установка», сконструированная английским военным инженером Томасом Сейвери в 1698 году. На свое устройство Сейвери в 1698 году получил патент. Это был поршневой паровой насос, и, очевидно, не слишком эффективный, так как тепло пара каждый раз терялось во время охлаждения контейнера, и довольно опасный в эксплуатации, так как вследствии высокого давления пара ёмкости и трубопроводы двигателя иногда взрывались. Так как это устройство можно было использовать как для вращения колёс водяной мельницы, так и для откачки воды из шахт изобретатель назвал его «другом рудокопа».

Затем английский кузнец Томас Ньюкомен в 1712 году продемонстрировал свой «атмосферный двигатель», который был первым паровым двигателем, на который мог быть коммерческий спрос. Это был усовершенствованный паровой двигатель Сейвери, в котором Ньюкомен существенно снизил рабочее давление пара. Ньюкомен, возможно, базировался на описании экспериментов Папена, находящихся в Лондонском королевском обществе, к которым он мог иметь доступ через члена общества Роберта Гука, работавшего с Папеном.

Первым применением двигателя Ньюкомена была откачка воды из глубокой шахты. В шахтном насосе коромысло было связано с тягой, которая спускалась в шахту к камере насоса. Возвратно-поступательные движения тяги передавались поршню насоса, который подавал воду наверх. Клапаны ранних двигателей Ньюкомена открывались и закрывались вручную. Первым усовершенствованием было автоматизация действия клапанов, которые приводились в движение самой машиной. Легенда рассказывает, что это усовершенствование было сделано в 1713 году мальчиком Хэмфри Поттером, который должен быть открывать и закрывать клапаны; когда это ему надоедало, он связывал рукоятки клапанов веревками и шел играть с детьми. К 1715 году уже была создана рычажная система регулирования, приводимая от механизма самого двигателя.

В России в 1764 году механик Иван Иванович Ползунов создал паровую машину для приведения в действие воздуходувных мехов на Барнаульских Колывано-Воскресенских заводах.

Хэмфри Гэйнсборо в 1760-ых годах построил модель паровой машины с конденсатором. В 1769 году шотландский механик Джеймс Уатт (возможно, использовав идеи Гейнсборо) запатентовал первые существенные усовершенствования к вакуумному двигателю Ньюкомена, которые сделали его значительно более эффективным по расходу топлива. Вклад Уатта заключался в отделении фазы конденсации вакуумного двигателя в отдельной камере, в то время как поршень и цилиндр имели температуру пара. Уатт добавил к двигателю Ньюкомена еще несколько важных деталей: поместил внутрь цилиндра поршень для выталкивания пара и преобразовал возвратно-поступательное движения поршня во вращательное движение приводного колеса.

На основе этих патентов Уатт построил паровой двигатель в Бирмингеме. К 1782 году паровой двигатель Уатта оказался более чем в 3 раза производительнее машины Ньюкомена. Повышение эффективности двигателя Уатта привело к использованию энергии пара в промышленности. Кроме того, в отличие от двигателя Ньюкомена, двигатель Уатта позволил передать вращательное движение, в то время как в ранних моделях паровых машин поршень был связан с коромыслом, а не непосредственно с шатуном. Этот двигатель уже имел основные черты современных паровых машин.

Дальнейшим повышением эффективности было применение пара высокого давления (американец Оливер Эванс и англичанин Ричард Тревитик). Р.Тревитик успешно построил промышленные однотактовые двигатели высокого давления, известные как "корнуэльские двигатели". Они работали с давлением 50 фунтов на квадратный дюйм, или 345 кПа. Однако с увеличением давления возникала и большая опасность взрывов в машинах и котлах, что приводило вначале к многочисленным авариям. С этой точки зрения наиболее важным элементом машины высокого давления был предохранительный клапан, который выпускал лишнее давление. Надежная и безопасная эксплуатация началась только с накоплением опыта и стандартизацией процедур сооружения, эксплуатации и обслуживания оборудования.

Французский изобретатель Николас-Йозеф Куньо в 1769 году продемонстрировал первое действующее самоходное паровое транспортное средство: "fardier à vapeur" (паровую телегу). Возможно, его изобретение можно считать первым автомобилем. Самоходный паровой трактор оказался очень полезным в качестве мобильного источника механической энергии, приводившего в движение другие сельскохозяйственные машины: молотилки, прессы и др. В 1788 году пароход, построенный Джоном Фитчем, уже осуществлял регулярное сообщение по реке Делавер между Филадельфией (штат Пенсильвания) и Берлингтоном (штат Нью-Йорк). Он поднимал на борт 30 пассажиров и шёл со скоростью 7 — 8 миль в час. Пароход Дж. Фитча не был коммерчески успешным, поскольку с его маршрутом конкурировала хорошая сухопутная дорога. В 1802 году шотландский инженер Уильям Симингтон построил конкурентоспособный пароход, а в 1807 году американский инженер Роберт Фултон использовал паровой двигатель Уатта для привода первого коммерчески успешного парохода. 21 февраля 1804 года на металлургическом заводе Пенидаррен в Мертир-Тидвиле в Южном Уэльсе демонстрировался первый самоходный железнодорожный паровой локомотив, построенный Ричардом Тревитиком.

http://ru.wikipedia.org/?oldid=9747986

Однако именно Уатт превратил паровые машины из игрушек в производственные мощности.

"Я могу понять политиков, запрещающих людям свободно обсуждать и толковать прошлое. Не понимаю только одного: у них-то какие могут быть претензии к Гитлеру или Сталину?"
С.Б.Переслегин

ВЛАДИМИР
Сотрясатель Вселенной I ранга
Цитата

Curioz пишет: До пр..

Curioz пишет:

До прививок додумаются и без паровой машины. Тем более — микроскопы есть.

Открыть прививку от оспы, согласен, можно и без паровой машины. Кстати, это ведь — в смысле массовое оспопрививание — открывает дорогу СПИДу в ХХ веке, и вот уж вирус ВИЧ обычным микроскопом не обнаружишь. Как и многие другие вирусы. Так что медицина все равно будет более примитивной.

Curioz пишет:

Это непринципиально

Однако специфика изммерений глубины мирового океана в XIX веке действительно приводила к таким завышенным оценкам (из-за собственной тяжести растягивались металлические струны).

Curioz пишет:

Отсутствие у противника авиации

Вы забыли о воздушных шарах. Хотя их КПД на порядок меньше, чем у самолетов 1941 года.

Curioz пишет:

Многомесячные и даже многолетние осады — не изобретение ХХ века, но почему-то ничего подобного ленинградской блокаде в прошлых веках не было.

И в чем-же Вы видите ее уникальность?

"Я могу понять политиков, запрещающих людям свободно обсуждать и толковать прошлое. Не понимаю только одного: у них-то какие могут быть претензии к Гитлеру или Сталину?"
С.Б.Переслегин

ВЛАДИМИР
Сотрясатель Вселенной I ранга
Цитата

Curioz пишет: И ещё..

Curioz пишет:

И ещё вопрос.

Здесь вот в чем дело. Около 1800 года — в результате крупных технических изобретений предыдущего столетия и их успешного внедрения — сформировалось научно-техническое мышление: убеждение в необходимости и реальности быстрого технического перевооружения всего и вся. Вы должно быть знаете, что между 1750 и 1850 появилось и было представлено на всеобщее обозрение несколько тысяч проектов и прожектов во всех сферах — от знаменитых магнитных пуль до пресловутого вечного двигателя. Да вот хоть "Приключения барона Мюнхаузена" — это же некая занимательная физика XVIII столетия: с какой скоростью надо бежать по воде, чтобы не утонуть? сколько уток могут поднять человека? можно ли, находясь в Стамбуле, поразить цель в Пекине? и т.д. Подавляющее большинство этих проектов забыты или высмеяны Свифтом и его последователями, однако определенная часть проектов дали полезные плоды — в т.ч. в области электротехники. Здесь этого эффекта не будет.

А водяную мельницу вполне можно считать гидроэлектростанцией, равно как и ветряную — ветряной электростанцией. Но помимо предложения должен быть спрос. Если в России Медного Века к 2000 году будет проживать не более 26 миллионов человек (из 1000 млн. человек общего населения Земли), мельниц, трактов, заводов и прочих производственных мощностей будет элементарно мало. Очень мало.

Curioz пишет:

В общем в альтернативное развитие верю, но в застой — не очень :)

Согласен. Но вот тут и возникает проблема этого альтернативного развития. И — главное — его скорости. Герон тоже, может быть, хотел внедрить свое изобретение, и сколько прошло веков?

"Я могу понять политиков, запрещающих людям свободно обсуждать и толковать прошлое. Не понимаю только одного: у них-то какие могут быть претензии к Гитлеру или Сталину?"
С.Б.Переслегин

Грандмаршал и Действительный тайный советникъ от альтистории
Цитата

ВЛАДИМИР пишет: Вы ..

ВЛАДИМИР пишет:

Вы забыли о воздушных шарах

вот и аэрофотосъемка

Curioz пишет:

максимум четыре лошади

и пара возчиков кторые за сутки 3 раза пожрут....

Curioz пишет:

одни сутки времени

а для машины — неск-ко часов.

ВЛАДИМИР
Сотрясатель Вселенной I ранга
Цитата

Sergey-M пишет: вот..

Sergey-M пишет:

вот и аэрофотосъемка

Крайне несовершенная.

"Я могу понять политиков, запрещающих людям свободно обсуждать и толковать прошлое. Не понимаю только одного: у них-то какие могут быть претензии к Гитлеру или Сталину?"
С.Б.Переслегин

Сотрясатель Вселенной II ранга
Цитата

ВЛАДИМИР пишет: мас..

ВЛАДИМИР пишет:

массовое оспопрививание — открывает дорогу СПИДу в ХХ веке

Детерминизм не пройдёт (с) Я сильно сомневаюсь, что в мире без глобализации, сексуальной революции и массового внутривенного употребления наркотиков такие вещи, как СПИД, выйдут за рамки статистической погрешности.

ВЛАДИМИР пишет:

вирус ВИЧ обычным микроскопом не обнаружишь

Всё-таки считаю, что электричество будет. Сложить вольтов столб можно и без паровой машины.

ВЛАДИМИР пишет:

специфика изммерений глубины мирового океана в XIX веке действительно приводила к таким завышенным оценкам (из-за собственной тяжести растягивались металлические струны)

Ну если у нас основа флота — парусники, то погрешность измерений глубин свыше 5-7 км не так и принципиальна. Как непринципиальна погрешность высоты Джомолунгмы к примеру: на картах ещё середины ХХ она отличается от современной.

ВЛАДИМИР пишет:

Вы забыли о воздушных шарах

Толку-то. Максимум корректировать артогонь. К тому же сбить воздушный шар можно из современных ему ружей...

ВЛАДИМИР пишет:

в чем-же Вы видите ее уникальность?

Существование и более того — выживание миллионного города в тесной блокаде практически только на привозных запасах в течение длительного времени.

ВЛАДИМИР пишет:

Здесь этого эффекта не будет

Но как, Холмс? Тогда уж надо и часовые мастерские запрещать и "изводить такое явление, как изобретатель-одиночка" (с)

ВЛАДИМИР пишет:

Если в России Медного Века к 2000 году будет проживать не более 26 миллионов человек

Вот демография мне не нравится совершенно. Как мы хорошо знаем, аграрные технологии в России практически не менялись до начала ХХ, однако прирост населения был, и какой! Про Африки с Азиями я и не говорю.

ВЛАДИМИР пишет:

мельниц, трактов, заводов и прочих производственных мощностей будет элементарно мало. Очень мало

Это надо ещё и ограничить рост запросов в течение этих двух веков, причём во всём мире. Кроме того, увеличение информационной и транспортной связности уже состоялось, так что любое кратковременное преимущество одной из стран в технологиях будет быстро перениматься другими, кто не переймёт — того скушают.

ВЛАДИМИР пишет:

тут и возникает проблема этого альтернативного развития. И — главное — его скорости

Полная свобода произвола :) Но в консервации науки на уровне 18-го века не верится совершенно. Отставание на век — допускаю...

ВЛАДИМИР пишет:

Герон тоже, может быть, хотел внедрить свое изобретение, и сколько прошло веков?

Со времён Герона сменилось две формации и удесятерилось население.

Sergey-M пишет:

пара возчиков кторые за сутки 3 раза пожрут....

Ну сожрут они 0,5 процента массы груза — непринципиально. Кстати в отличие от водителя машины, кушать они могут прямо на ходу. Лошади имеют автопилот

ВЛАДИМИР пишет:

Крайне несовершенная

Надар-то и не знал :)

Sergey-M пишет:

для машины — неск-ко часов

За сутки полагалось сделать два рейса, причём выйти на этот показатель в среднем удалось через два месяца только. Кстати конные обозы там тоже были. Я с удивлением узнал, что первый обоз прошёл за сутки до первой автоколонны и доставил больше муки, чем та :)

Поработал на передачу - переходи на приём

ВЛАДИМИР
Сотрясатель Вселенной I ранга
Цитата

Curioz пишет: в мир..

Curioz пишет:

в мире без глобализации

Глобализация была всегда. Даже в эпоху быстрого распространения железоделательных технологий.

"Новой" ее обозвали просто исходя из привычки пиарщиков каждый новый сорт шампуня титуловать "небывалым". Зачем так сильно верить рекламе?

Curioz пишет:

такие вещи, как СПИД, выйдут за рамки статистической погрешности.

В Африке как раз все условия соблюлись. И что?

Curioz пишет:

сексуальной революции

Почему нет?

Curioz пишет:

Толку-то. Максимум корректировать артогонь

Согласен. Хотя бои воздушных шаров весьма вероятны.

Curioz пишет:

Тогда уж надо и часовые мастерские запрещать и "изводить такое явление, как изобретатель-одиночка"

Не обязательно. Человек по натуре консервативен. Да и идеология — христианство — была вовсе не модернистской.

Curioz пишет:

Вот демография мне не нравится совершенно. Как мы хорошо знаем, аграрные технологии в России практически не менялись до начала ХХ, однако прирост населения был, и какой! Про Африки с Азиями я и не говорю.

В Азии и Африке население стало бурно расти только после первой мировой войны, а до того стагнировало или даже сокращалось. В Африке в 1800 году было 86 млн жителей (в 1700 — даже около 100), а в 1900 — 110 млн.

Отсутствие технологий закономерно приводит к более сильной эксплуатации "человеческого ресурса". И в России в т.ч.

Curioz пишет:

Это надо ещё и ограничить рост запросов в течение этих двух веков, причём во всём мире.

Не находили же они осуществления в предыдущие века.

Curioz пишет:

Отставание на век — допускаю...

Почему именно на век. "Консервация науки" — точнее ее материальных результатов происходила всегда и везде — к примеру сейчас, в наши дни. Вы когда-нибудь читали, как фантасты прошлого (годов 40-50-х) описывали 2000 год? Или футурологи? И что из всего этого осуществилось? Даже на Луне нет еще никаких баз.

Вопрос времени? Вот именно. Времени! А оно имеет свойство уходить. Сколько американцы потратили на ловлю бен Ладена или войну в Ираке? Этого бы с лихвой хватило на лунную базу. И т.д. и т.п. Могут ведь быть вполне "ненаучные" причины торможения прогресса.

Curioz пишет:

Со времён Герона сменилось две формации и удесятерилось население.

Но здесь-то это не так.

Curioz пишет:

Я с удивлением узнал, что первый обоз прошёл за сутки до первой автоколонны и доставил больше муки, чем та :)

А вот это действительно интересно! Откуда информация?

"Я могу понять политиков, запрещающих людям свободно обсуждать и толковать прошлое. Не понимаю только одного: у них-то какие могут быть претензии к Гитлеру или Сталину?"
С.Б.Переслегин

Сотрясатель Вселенной II ранга
Цитата

ВЛАДИМИР пишет: Гло..

ВЛАДИМИР пишет:

Глобализация была всегда

Ну скажем так — мобильность населения была пониже. Порядка этак на четыре. Просчитать скорость распространения СПИДа в обществе, где контакты между континентами сводятся к плаваниям на парусниках, а подавляющее большинство населения строго моногамно (хотя и презервативы уже есть) — точно может и нельзя, но высокой она точно не будет...

ВЛАДИМИР пишет:

В Африке как раз все условия соблюлись

В Африке никакого СПИДа не было до демографического взрыва и роста мобильности. Да и то сказать: всякие Эболы и Рифт Вэлли, регулярно вспыхивающие в уголках, забытых всеми местными богами, обычно ими и ограничиваются.

Гм а вот эпидемия СПИДа в Африке при сохранении вывоза рабов (давайте уж оставим непременный атрибут XVIII века :) ) — это жесть... Что интересно придумают жестокие белые плантаторы?

ВЛАДИМИР пишет:

Почему нет?

Ну консерватизм же. Она и в РИ случилась двести лет спустя Промышленной революции. У нас — клановое, почти кастовое, хоть и местами буржуазное общество, с никаким авторитетом науки и как следствие — более весомой ролью церкви и прочих традиционных институтов. Проповедников свободной любви если и не пожгут на кострах, то будут держать за сумасшедших точно.

ВЛАДИМИР пишет:

бои воздушных шаров

Очень малореально скажем так. Шар совершенно неуправляем. Особенно в ту эпоху. Собственно старик Жюль всё об этом написал :)

ВЛАДИМИР пишет:

идеология — христианство — была вовсе не модернистской

Не была модернистской — это одно, а технический прогресс — это другое. Его христиане никогда не отрицали. Сразу вспоминается Андерсон и его рассуждения в Delenda Est о роли монастырей в изобретении часовых механизмов :) В конце концов и книгопечатание и многие другие открытия были сделаны в интересах церкви. ЕМНИП тот мужик, который придумал аптекарскую ступку, приводимую в движение паровой турбиной, тоже был из этих кругов...

ВЛАДИМИР пишет:

В Азии и Африке население стало бурно расти только после первой мировой войны

Однако в Европе, Америке и России оно росло и до этого, причём как бы не более бурно.

ВЛАДИМИР пишет:

Отсутствие технологий закономерно приводит к более сильной эксплуатации "человеческого ресурса"

Ну так что? Мир XVIII ещё практически не освоен. Возможности экстенсивного развития широчайшие. Вы же сами пишете, Россия осваивает Сибирь. Чтобы при этом население осталось на уровне Елизаветы Петровны — в жисть не поверю. Американцы так же освоят континент. Европейские колониальные империи тоже не вымрут...

ВЛАДИМИР пишет:

Не находили же они осуществления в предыдущие века

Но к моменту предлагаемой развилки стали находить. Заморозить процесс без "мышей" ИМХО уже никак.

ВЛАДИМИР пишет:

"Консервация науки" — точнее ее материальных результатов происходила всегда и везде — к примеру сейчас, в наши дни

Местами — в отдельных сферах — да. Но никак не в целом.

ВЛАДИМИР пишет:

Вы когда-нибудь читали, как фантасты прошлого (годов 40-50-х) описывали 2000 год? Или футурологи?

Читал, у меня даже журнал был с подборкой таких высказываний. От Уэллса и далее. Опять же Андерсон вполне угадал:

"Дард Келм познакомил их с техническим оснащением жилых комнат. Оно соответствовало, наверное, нормам 2000-го года: функциональная мебель, меняющая форму по желанию владельца, бар-автомат, телеприемник, подключенный к гигантской видеотеке... Ничего сверхъестественного" (с)

Да, многого не появилось, но многое появившееся не было предсказано фантастами. Тем более 40-60-е были временем сильно завышенных ожиданий :) Более ранние и поздние фантасты оценивали 2000-й скромнее.

ВЛАДИМИР пишет:

Но здесь-то это не так

Именно так, т.к. у нас уже не рабовладение, а капитализм, и население под миллиард.

ВЛАДИМИР пишет:

это действительно интересно! Откуда информация?

http://blokada42.narod.ru/road.htm

Поработал на передачу - переходи на приём

Грандмаршал и Действительный тайный советникъ от альтистории
Цитата

Curioz пишет: с уди..

Curioz пишет:

с удивлением узнал, что первый обоз прошёл за сутки до первой автоколонны и доставил больше муки, чем та :)

ишо? сто саней доставят больше муки чем 10 машин....

Curioz пишет:

За сутки полагалось сделать два рейса, причём выйти на этот показатель в среднем удалось через два месяца только.

а лошадям на 2 реса туды-сюды надо 4 суток. уже 2 процента груза сожрут. ксаьти полуторка эт самая легкая машина. если брать трехтонный зис-5 -уже 8 лошадей надо.

Сотрясатель Вселенной II ранга
Цитата

Sergey-M пишет: сто..

Sergey-M пишет:

сто саней доставят больше муки чем 10 машин

Читаем: саней было 350, а полуторок 60. Средняя г/п саней составила 180 кг, а машины — 550 кг.

Sergey-M пишет:

ксаьти полуторка эт самая легкая машина. если брать трехтонный зис-5 -уже 8 лошадей надо.

А более тяжёлые проваливались под лёд, и потому было их около 20% общего парка. Кстати тот же источник: "Лед был настолько хрупким, что двухтонный грузовик вез лишь 2-3 мешка продовольствия".

Sergey-M пишет:

а лошадям на 2 реса туды-сюды надо 4 суток

Ну всё-таки у нас с лошадьми и в РИ было полегче, чем с машинами, а уж в мире коллеги Владимира и подавно...

Поработал на передачу - переходи на приём

Грандмаршал и Действительный тайный советникъ от альтистории
Цитата

Curioz пишет: Ну вс..

Curioz пишет:

Ну всё-таки у нас с лошадьми и в РИ было полегче, чем с машинами, а уж в мире коллеги Владимира и подавно...

с эим никто и не спорит.

Curioz пишет:

"Лед был настолько хрупким, что двухтонный грузовик вез лишь 2-3 мешка продовольствия".

в какой то конкретный день или все время ?

Curioz пишет:

Средняя г/п саней составила 180 кг

то есть на полотры тонны надо 8 саней. так и запишем.

Ан.Павел
Сотрясатель Вселенной II ранга
Цитата

Был такой вопрос в Ч..

Был такой вопрос в ЧГК. Суть следующая: если бы не изобретение автомобиля (ну, то есть, ДВС), в начале ХХ века Лондон утонул бы в навозе (физически). ВЛАДИМИР, может, подумаете ещё раз с отменой прогресса?

Яндекс местного значения

ВЛАДИМИР
Сотрясатель Вселенной I ранга
Цитата

Ан.Павел пишет: Сут..

Ан.Павел пишет:

Суть следующая: если бы не изобретение автомобиля (ну, то есть, ДВС), в начале ХХ века Лондон утонул бы в навозе (физически).

Ну и утонул бы... Что с того?

На самом деле, просто перестал бы расти, как перестали другие мегаполисы — Вавилон, Рим, Константинополь, Чанъань. Остался бы городом с населением 1 млн. человек, как в 1800.

Во всяком случае, не вижу ничего странного. И страшного.

"Я могу понять политиков, запрещающих людям свободно обсуждать и толковать прошлое. Не понимаю только одного: у них-то какие могут быть претензии к Гитлеру или Сталину?"
С.Б.Переслегин

ВЛАДИМИР
Сотрясатель Вселенной I ранга
Цитата

Curioz пишет: Ну ск..

Curioz пишет:

Ну скажем так — мобильность населения была пониже. Порядка этак на четыре. Просчитать скорость распространения СПИДа в обществе, где контакты между континентами сводятся к плаваниям на парусниках, а подавляющее большинство населения строго моногамно (хотя и презервативы уже есть) — точно может и нельзя, но высокой она точно не будет...

Curioz пишет:

Ну консерватизм же. Она и в РИ случилась двести лет спустя Промышленной революции. У нас — клановое, почти кастовое, хоть и местами буржуазное общество, с никаким авторитетом науки и как следствие — более весомой ролью церкви и прочих традиционных институтов. Проповедников свободной любви если и не пожгут на кострах, то будут держать за сумасшедших точно.

Признаться, удивлен. Откуда Вы сделали столь смелые заключения? Неужели поверили религиозным проповедникам, для которых прошлое всегда в некоем сиянии "невинности" в сравнении с "развращенной" современностью. Но это же не РИ, а некая попытка агитации путем сопоставления (точно также этот "идеал" можно перенести в пространстве, как и во времени: дескать — вон в той деревне (Вилабадже ) мужики добродетельны и христолюбивы, а вы в своей Виларибе — развратники, пьяницы и богохульники). Но есть реальная история. Я никогда не скрывал своей плохой осмведомленности в области технологий (особенно военных ХХ века) и всегда втайне завидовал (чего тоже не скрывал) всем нашим форумным танкофилам-флотофилам, но уж демография, социология и история нравов — мой конек.

Никакого существенного отличия уровня "сексуальной свободы" веке в XVIII от ХХ не было. А если престарелые пенсионеры говорят об обратном, они это тоже делают в воспитательных целях (как они их понимают). Что касается проповедников свободной любви, они, как сие не удивмительно, были в РИ именно в XVII веке и именгно в Англии, которая отнюдь не всегда была страной закомплексованных клерков и старых дев. Это адамиты и ряд сходных сект времен Английской революции и нескольких десятилетий после нее. Квакеры с ними, да, боролись. В принципе, в Англии и Ирландии, действительно, в XIX веке каждая третья девушка оставалась на всю жизнь старой девой (Демографический Энциклопедический Словарь М.,1985), что, впрочем. не мешало быстрому демографическому росту. Однако, в целом британское общество не назовешь пуританским. О Франции, Италии, Германии, Испании я молчу.

"Икитос — город насквозь прогнивший, но с пуританским фасадом" (с) М.Варгас Льоса "Капитан Панталеон Пантоха и рота добрых услуг".

Да, в XVIII веке не было ни порнофильмов, ни портносайтов, но причина этого не в "целомудрии" наших предков, а в том, что тогда физически не было ни Интернета, ни кинематографа. И кстати, это приводило к большей коммуникабельности людей, лишенных подобных стенок отчуждения.

Мнение же о том, что людская масса прошлых веков — это сплошь крепкие многодетные семьи, ошибочно. Огромная масса людей вообще не вступала в брак: бедные ремесленники, поденщики, чернорабочие, матросы, солдаты, монахи, кстати. И все они вынуждены были искать внебрачных связей (монахи, в т.ч. — я не буду сейчас специально рыться в нижнем болье черного духовенства современной РПЦ, но если Вы не верите человеку, который вполне серьезно говорит Вам, что воздерживался от "греха" 5-10-20 лет, то Вы абсолютно правы; духовенство всегда составляло значительную часть клиентуры проституток). Прибавьте сюда нехватку невест (в результате мезальянсов, меньшей ценности девочек и повыщенной женской смертности) и общий низкий уровень жизни. Вот интересный пример:

Магистрат Амьена в 1573 году констатировал: "Ежедневно можно видеть, как бедные люди умоляют священников обвенчать их детей — сыновей в 16-18 лет, дочерей в 13-14; через 4-5 лет эти молодые люди обзаводятся кучей детей, вымаливающих кусок хлеба; из-за этого и их родители вынуждены нищенствовать" (Ю.Л.Бессмертный Жизнь и смерть в Средние Века. М.,1991,с 210)

Множество браков "по расчету" или "согласно родительской воле" также увеличивали количество внебрачных связей. Вся литература XVI-XVIII вв наполнена таковыми примерами.

Каковы же реальные тенденции XVIII века? Во-первых, увеличивается средний возраст вступления в брак (ценность приданного невесты и финансового положения жениха). Во-вторых, определенный пуританизм XVII века, связанный с последствиями эпидемии сифилиса в веке ХVI (по оценкам, каждый второй европеец умер в 1500-1600 гг от его последствий: самые знаменитые — Иван Грозный и Филипп Второй), сохраняется лишь в буржуазном классе и в отношении женской половины (вот тут и возникает представление, что женщина в большей степени должна хранить верность, чем мужчина). В-третьих, население Европы растет (со 101 до 152 миллионов человек; без Европейской части СССР), однако, этот рост зависит от экономического состояния страны и тем больше (в Англии на 53%, а в Нидердандах на 11% за столетие), чем быстрее этот рост. В предыдущем веке наблюдалась депопуляция в Испании и Италии, что объясняется экономическим упадком этих стран.

К 1800 году экстенсивный резерв развития внутри Европы был исчерпан. И тут (как справедливо заметил Гумилев) очень вовремя появилась паровая машина. При ее отсутствии Европу в XIX веке ожидает серьезный экономичесмкий кризис и даже голод, усугубленный эпидемиями холеры (особенно в 1817 и 1830-31). В ХХ же веке — новый экономический подъем, но уже на фоне депопуляции населения и роста спроса на рабочие руки (как в Европе XV века после Великой Чумы).

"Я могу понять политиков, запрещающих людям свободно обсуждать и толковать прошлое. Не понимаю только одного: у них-то какие могут быть претензии к Гитлеру или Сталину?"
С.Б.Переслегин

ВЛАДИМИР
Сотрясатель Вселенной I ранга
Цитата

Curioz пишет: Именн..

Curioz пишет:

Именно так, т.к. у нас уже не рабовладение, а капитализм, и население под миллиард.

Надо быть осторожнее с понятием "формация". Капитализм (если его понимать как свободу торговли и предпринимательства и своеобразную "торговую цивилизацию") был всегда в человеческой истории — со времен шумерских торговых городов-государств. Также и рабовладение не только не исчезло в 476 году, но и процветает поныне.

В США первой половины XIX века они великолепно уживались друг с другом (как и на современных московских стройках).

"Я могу понять политиков, запрещающих людям свободно обсуждать и толковать прошлое. Не понимаю только одного: у них-то какие могут быть претензии к Гитлеру или Сталину?"
С.Б.Переслегин

ВЛАДИМИР
Сотрясатель Вселенной I ранга
Цитата

Curioz пишет: Всё-т..

Curioz пишет:

Всё-таки считаю, что электричество будет. Сложить вольтов столб можно и без паровой машины.

Это вообще очень интересная и сложная тема.

Ее надо бы обсудить отдельно — например: "Электричество вместо пара".

"Я могу понять политиков, запрещающих людям свободно обсуждать и толковать прошлое. Не понимаю только одного: у них-то какие могут быть претензии к Гитлеру или Сталину?"
С.Б.Переслегин

Ответить