Государь Николай Павлович, Пушкин, митрополит Московский Филарет. ¶
Российская империя в 1833 году.
Государь Николай Павлович, Пушкин, митрополит Московский Филарет.
Коллеги, не знаю, была такая тема на форуме или нет? Замысел этой АИ, которая ныне — в стадии сбора матчасти, появился при просмотрах архивов форума. Есть моменты, которые хотелось бы обсудить с Вами.
Выложу краткие наметки АИ:
Развилка: В 1833 г. Николаю удаётся невозможное — союз с Турцией. Её (Турцию) сотрясает мятеж в Египте, войска которого, заняв Судан, Аравию, Палестину, Крит и Сирию, наступают через Малую Азию на Стамбул. Франция и Британия медлят. От безвыходности султан просит помощи у Николая. Три русских эскадры в феврале и марте входят в проливы, высаживая 14-тысячный десант. Осторожный египетский хедив, родом албанец, принуждён отступить. 26 июня Петербург и Стамбул заключают Ункиар-Искелессийский договор сроком на восемь лет.
Согласно договору Порта вступила в оборонительный и наступательный союз с Россией, отказалась заключать новые договоры с другими державами без согласия царя и подтвердила прежние русско-турецкие договоры. В секретной статье она обязалась «в пользу императорского российского двора закрыть Дарданельский пролив, то есть не дозволять никаким иностранным военным кораблям входить в оный под каким бы то ни было предлогом». У Маркса, он был рупором Дизраэли, читаем: «Варвар с берегов хладной Невы держал в своих цепких объятиях пышную Византию и залитые солнцем берега Босфора. Самозванный наследник греческих императоров владел теперь — хотя и временно — восточным Римом».
Между тем через 15 лет после падения Наполеона в мире складывается новый баланс производительных сил. Технические усовершенствования и промышленный переворот на порядок увеличивают мощь Британии и в 30-е годы она — индустриальная держава и владычица морей. Растёт промышленность Франции и Пруссии, когда как Россия очевидно начинает отставать. Прошло то время, когда она была на равных с Европой. Все понимают, что надо действовать, менять общественный строй, решить крестьянский вопрос, расширять образование, развивать промышленность. Первые Выставки русской мануфактурной промышленности, организованные в 1829, 1831 и 1833 гг., их посетил царь, показали, насколько она неразвита и отстаёт от европейской. Конечно, с опозданием, но усовершенствуется техника, труд машинизируется, мануфактуры сменяют предприятия. В хлопчатобумажной промышленности появилось веретено, в металлургии прокатный стан. Развиваются транспорт, машиностроение, пароходство. Однако проблема в темпах, которые надо умножить в разы. И как можно скорее.
У России в это время лишь 7 тыс. предприятий и 350 тыс. работников. Более 92% населения — крестьяне, чья производительность удручающе низка. Причины в объективных условиях — географических, климатических, почвенных. Основное средство сельского труда — конь и соха. Движители — мускульная сила, ветер да вода. В итоге урожайность в разы и даже на порядок ниже, чем в Англии, Германии или Франции. Одним земледелием в России не проживешь. Поэтому русский крестьянин еще и ремесленник. Половину года он на отхожих промыслах. Бедность деревни не обогащает и дворянство, оно мельчает и нищает. Всё ещё господствует натуральная форма хозяйствования. Товарообмен при 7% населения городов невелик, как и внешнеторговый оборот. От предыдущих эпох сохранялось крепостное состояние почти 25 млн. крестьян. Последнее при вольности дворянства признавалось злом уже при Екатерине II, а для Николая было очевидно, что «крепостное право причина, что у нас нет торговли и промышленности».
Однако временные меры Петра, придавшего крепостному состоянию крайние формы, не решались отменить, даже когда поводы для их введения отпали навсегда. Уместно упомянуть ещё одно такое временное петровское решение, которое можно было бы пересмотреть тогда же — о переносе столицы в Санкт-Петербург. Делая столицу на берегах Балтики, Пётр делал невозможным их захват шведами. В начале XIX века эта угроза исчезла навсегда.
Однако очевидно и то, что умножение могущества такого государства, как Российская империя, требует долгих, сосредоточенных усилий всех сословий, концентрации ресурсов и финансов, централизации власти. Экономическое, социальное, военное и политическое устройство страны, опираясь на традицию, ничего не имеет общего с Европой, где с прошлым расстаются «смеясь и танцуя». В России особые «способ производства» и форма правления, и её жизнь не мерится «общим аршином», чего никак не желает знать «просвещённое» общество, грезя равенством, парламентаризмом, свободой. Хотя русская «свобода от» совсем не сопряжена с европейской «свободой для» Согласно митрополиту Филарету (Дроздову), «истинная свобода есть деятельная способность человека… избирать лучшее при свете истины Божией и приводить оное в действие при помощи благодатной силы Божией (...) Возлюби свободу Христианскую — свободу от греха, от страсти, от порока, свободу охотно повиноваться закону и власти и делать добро Господа ради, по вере и любви к Нему». В метафизическом смысле свобода по-русски — вочеловечивание, по-европейски — расчеловечивание.
Одним из первых, кто в XIX веке понял, насколько «запад» нам чужд и враждебен, был Пушкин. «Монгольское нашествие» разъединило Европу и Россию, оставив русских христианами, сделало их «совершенно чуждыми христианскому миру» и предопределило её «особое предназначение». Нисколько не заблуждался он и о САСШ, увидев в демократии «сего нового народа» «отвратительный цинизм», «жестокие предрассудки», «нестерпимое тиранство» и другие неприемлемые качества, которыми уже увлекалась, и надолго, «прогрессивная» Европа. Для проницательных русских уже тогда была понятна духовная драма европейских народов — утрата христианских идеалов и культ эгоизма и потребительства, для удовлетворения которых годятся любые средства. Естественный вывод — с такой Европой России не по пути, за которым стоят уваровская триада, пушкинское творчество, филаретовские искания, определившие и доказавшие именно иное её предназначение. Идеализм против прагматизма, щедрость против стяжательства, вера против безбожия, милосердие против беспощадности, идеалы против интересов, икона вместо картины, Авель против Каина. Сословный мир в России против классовой войны в Европе. Для Пушкина уже очевидны некоторые политические истины, до которых так и не дотянулись «наши мудрецы». Что «особенную физиономию» народу дают «климат, образ правления и вера», что бытие России требует другой мысли, другой формулы, чем мысль и формула Запада.
В 30-е годы в России всё готово к тому, чтобы совершить такой же прорыв в будущее, какой был исполнен ею в правление Петра. Успеть сделать за десять лет то, что Европа проделала за пятьдесят, чтобы враги России не вознамерились вновь её смять. Не случайно Пушкин желал увидеть в Николае продолжателя Петровских свершений. Поэт и царь задолго до 1833 года — политические единомышленники, между ними нет разногласий. Как и государь, Пушкин монархист, православный консерватор, аристократ во всём и империалист в политике. Что для него свято? Личные права и духовная независимость, честь и семья, патриотизм и уважение к прошлому, благо общества и прочность государства.
Первый инженер на троне («мы — инженеры»), в юности увлечённый физикой и точными науками, до воцарения генерал-инспектор инженерной части, Николай мыслил стратегически. Уже в 1826 г. он поручает Болугьянскому и Сперанскому, выдающимся юристам, систематизацию законов. К январю 1833 г. работа исполнена. Издаются 45 томов собрания законов и 15 томов свода законов. В своде более 40 тыс. статей. Создана кодификация, превосходящая римскую правовую систему. При наличии воли государя законы могут обеспечить порядок, дисциплину и послушание. Но этого недостаточно.
Для воодушевления и духовной твёрдости нации, которой предстоит совершить подвиг, помимо военного вождя необходимы проповедник и пророк. Таким пророком в царствование Николая был Пушкин, а проповедником митрополит Филарет. Это время, когда философия ещё часть богословия, а идеология — литературы. Вот почему значение Филарета в русском православии было сродни миссии Пушкина в русской культуре. Святитель учил «зачем жить» и «как жить», а поэт, создавая художественные образы, объяснял «каким быть». Если Филарет — это Россия, выраженная в вере, то Пушкин — Россия, выраженная в слове. Результат их деятельности, получи они поддержку во власти, — русский национальный характер.
Словом, царь, писатель и пастырь, отличаясь в частностях, придерживались единого взгляда на порядок вещей. Каждый предчувствовал наступление на Россию значительных событий. Европа — недружественна и враждебна. К тому же намного опережает Россию в своём промышленном, стало быть, и военном отношении. И нестроение внутри — поколеблено сознание общества — «либеральным бредом», коммунизмом и атеизмом. Есть ли время для осторожно, последовательного реформирования, когда необходимы быстрые перемены? Какие радикальные изменения мог бы совершить Николай? И что из всего этого может выйти?
Подчиненный перед лицом начальствующим должен иметь вид лихой и придурковатый, дабы разумением своим не смущать начальства.
Никогда не бойся делать то, что ты не умеешь. Ковчег построил любитель, а профессионалы сделали "Титаник".