Ранний Транссиб ¶
РИ
В 1857 г. генерал-губернатор Восточной Сибири Н.Н. Муравьев-Амурский поставил вопрос о строительстве железной дороги на Сибирских окраинах России. >! Он поручил инженеру Д. Романову провести изыскания и составить проект сооружения дороги. В 50-70 гг. XIX века русские специалисты разработали ряд проектов строительства железнодорожной магистрали, но все они не нашли поддержки у правительства. Лишь в середине 80-х годов, учитывая угрожающий рост военной мощи Японии, оно приступило к решению вопроса о строительстве железной дороги.
! > Одной из предпосылок принятия этого решения также было завершение строительства участка Уральской железной дороги от Екатеринбурга до Тюмени в 1884 году. Тогда возникла необходимость соединить промышленный Урал с малозаселенной и почти не изученной Сибирью.
! > В 1887 г. было отправлено три экспедиции для исследования будущей трассы под руководством выдающихся инженеров Н.Н. Меженинова, О.П. Вяземского и А.И. Урсати. Через несколько лет, в мае 1893 года, появился комитет по сооружению Сибирской железной дороги.Строительство началось в 1891 году и велось одновременно от Владивостока и Челябинска.
http://history.rzd.ru/isvp/public/history?STRUCTUREID=5042&layerid=3290&refererLayerId=3289&id=1235
26 января 1857 года был издан Указ об учреждении Главного общества российских железных дорог для постройки и эксплуатации первой сети русских железных дорог длиной 4000 верст. Вот выдержка из Указа: "Сеть эта будет простираться от Санкт-Петербурга до Варшавы и прусской границы, от Москвы до Нижнего Новгорода, от Москвы через Курск в низовье Днепра до Феодосии и от Курска или Орла через Динабург до Либавы, и таким образом непрерывным через 26 губерний железным путем соединяются взаимно: три столицы, главные судоходные реки наши, средоточие хлебных наших избытков ]и два порта на Черном и Балтийском морях, почти весь год доступные; обеспечится провоз и продовольствия внутреннего"
http://history.rzd.ru/isvp/public/history?STRUCTUREID=5042&layerid=3290&refererLayerId=3289&id=1243
АИ:
Выделенная фраза меняется на "три порта на Черном, Балтийском и Охотском морях". Причиной скорее всего являлись более жесткие результаты Парижского договора, т.к. Горчаков переборщил с слишком явной ориентацией на Францию и бриты в бОльшей степени поддержали интересы Турции и вообще демонстративно обиделись, и вызванное той же причиной охлаждение с Пруссией в 1856-7.
Последствия:
Наличие руководящего документа на бюрократии сказывается положительно, линии которые под него подходят одобряются в первую очередь, программа-максимум — успеть начать строительство линии Самара-Уфа-Златоуст в начале 1870-х и (оно частично на госсредства шло) израсходовать столько, чтобы на Русско-Турецкую войну их уже не хватило. Соответственно РИ совещание 06.06.1887 здесь было скорее техническим (решение строить давно принято) и произошло примерно в 1877-78 гг.
Т.к. декларируется большой и постоянный спрос на рельсы в Сибири, куда их от моря везти довольно далеко, напрашивается строительство/переоснащение соответствующих заводов на Урале. М.б. даже Путиловым, как филиал или вместо питерского.
Перенос сроков автоматом даёт вместо КВЖД трассу Сретенск-Покровск-Хабаровск. Чуть длиннее, но на своей территории.
Ввод в эксплуатацию Транссиба — как раз к китайским событиям. В которых при наличии оного поучаствовать можно куда солиднее.
Вопросы.
Достаточно ли А2 для устойчивого желания ЖД до Николаевска (Владика) общей демонстрации что в Европе его не ждут (усиленной по сравнению с РИ и поддерживаемой и Пруссией), или нужны периодические напоминания в виде поддержки бритами увеличения аппетитов турок и датчан?
Хватит ли уральской промышленности проекта такого масштаба для выхода из кризиса и смогут ли отечественные промышленники не подпустить к пирогу иностранцев?
Влияние на отношения с Китаем вообще и станут ли интересоваться Порт-Артуром и Дальним при наличии уже работающей ЖД до Владика в частности?
Прочие последствия — от невлезания в балканские разборки до отношений с бритами и США по поводу усилившегося по сравнению с РИ присутствием на Тихом океане?