Реформа Милютина-Барятинского. ¶
Одним из главных противников реформ Милютина явился его бывший начальник генерал-фельдмаршал князь А.И. Барятинский, в свое время рекомендовавший царю Дмитрия Алексеевича на пост военного министра. Когда Милютин был назначен военным министром, Барятинский вскоре прогневлся на него и даже прямо и серьезно сказал: «Я теперь Вам враг» за то, что Милютин не сообщил будто бы ему на предварительное рассмотрение своих проектов преобразований по военной части, хотя Милютин и доказывал, что проекты были ему за границу посланы и неизвестно где и как пропали… Приехав в Петербург зимой 1873 г., вел. князь Михаил Николаевич предложил Милютину съехаться несколько раз с ним и фельдмаршалом Барятинским и предварительно обсудить главные пункты предстоящих рассмотрению у императора, но Милютин уклонился от этого[44].
Барятинский считал, что реорганизация русской армии должна идти по прусскому образцу. Это означало, что руководство армией номинально принадлежало бы императору, но фактически – начальнику Генерального штаба. В функции военного министра входили бы лишь административно-хозяйственные вопросы. Будучи личным другом Александра II, должность начальника Генерального штаба Барятинский планировал занять сам. Таким образом, Милютин вновь стал бы помощником Барятинского. С проведением же военно-окружной реформы планы фельдмаршала Барятинского рухнули, т.к. военный министр становился единственным руководителем всего военного ведомства[45].
http://chechenasso.ru/?page_id=2194
АИ: Материалы к Барятинскому таки попали, А2 ему удалось убедить, и реформа русской армии пошла по прусской системе.
Насколько совместимо с русскими армейскими традициями того времени
Шарнхорст предложил создать мозговой центр армии: генеральный штаб, "коллективного гения", который сможет противостоять гению Наполеона. Он даже превзойдет его, потому что генеральный штаб бессмертен, в то время как нет никакой гарантии, что Франция найдет нового гения после смерти Наполеона. Но и это еще не все. Генеральный штаб будет воспитан для выполнения важнейшей интеллектуальной функции: постоянной критики и самокритики армии и командиров. Представитель генерального штаба будет сопровождать тактических командиров. Он не будет заменять их, но он будет давать им советы и контролировать их деятельность. Так будет достигнут функциональное соединение (симбиоз) интеллектуализма и военной теории с агрессивностью и боевым опытом. Симбиоз обогатит обе стороны. Новые офицеры Шарнхорста будут способны четче реагировать на конкретные условия, они не будут столь жестки по отношению к подчиненным, что вполне согласуется с духом "вооруженной нации".
http://gazeta.rjews.net/Lib/Rabin/rabin20.html
т.е. получится ли генштаб в его немецком понимании или просто отсутствие единоначалия и бардак.
Влияние на РЯВ и ПМВ.